Звук и буква м занятие в старшей группе. Групповое логопедическое занятие "Звуки м, мь, буква М" план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему. III. Сообщение темы НОД

Технологическая карта по Организационной учебной деятельности старшей группы на тему: "Звук и буква М".

Б?лімі - Раздел: основы грамоты

Та?ырыбы - Тема: Буква и звук «М»

Ма?саты - Цель: Познакомить детей со звуками (М) и (М*) и буквами М, м. закрепить представление о том, что одна буква может обозначать два звука. Учить читать слоги с изученными буквами. Оборудование:

Билингвальды? компонент - Билингвальный компонент: мишка - аю, девочка - кыс,

Просмотр содержимого документа
«Занятие по грамоте: звук и буква М»

Ересек топқа арналған ұйымдасқап оқу қызметінің технологиялық картасы Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы:

Білім саласы - Образовательная область: коммуникация

Бөлімі - Раздел: основы грамоты

Тақырыбы - Тема: Буква и звук «М»

Презентация «В гости к трём медведям».

Мақсаты - Цель: Познакомить детей со звуками (М) и (М*) и буквами М, м. закрепить представление о том, что одна буква может обозначать два звука. Учить читать слоги с изученными буквами. Оборудование: синяя, зелёная фишка, карточка с буквой «М»,»А»,»И» счётные палочки, кубики с буквами, рабочие тетради, цветные карандаши.

Билингвальдық компонент - Билингвальный компонент: мишка – аю, девочка – кыс,

Қызмет кезеңдері

деятельности

Тәрбиешінің іс - әрекеті

Действия воспитателя

Балалардың іс - әрекеті

Деятельность детей

Мотивациялық –лептік

Мотивационно-

побудительный

Слышится стук в дверь. Кто же к нам стучится? Слайд 1 Спрашивает: Девочка, как тебя зовут? А почему ты такая грустная?

Машенька огорчилась, что сломала стульчик у Мишутки. Что же ты решила, Машенька? Слайд 2

Ребята, давайте поможем Машеньке отыскать дом трёх медведей.

Прислушиваются и видят входит девочку. Здоровается с детьми. Меня зовут Машенька. Я в чаще заблудилась, К трём медведям в дом явилась. Суп у мишки похлебала, Стульчик маленький сломала.

М: Я решила пойти к медведям, отнести им подарки и попросить прощения.

Ұйымдастық –ізденістік

Организационно –поисковый

Какой 1-й звук мы слышим в имени Маша? Слайд 3 А в слове Мишутка?

Слайд 4 Дайте характеристику звуку М. в словах.

Я рядом с синим кружочком (со зв. [м]) поставлю красный (гл. звук). - Что это? (это слог) - Как вы догадались? (слоги состоят из звуков) - Если это звук А, как будет звучать слог? (МА) - Гласный звук превращается в И, слог звучит (МИ)

2. Назовите слова: Слайд 5 3. «Определи место звука в слове» Слайд 6,7 Слайд 8

Слайд 9 Анализ слова мишка

Слайд 10 - Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»). Палочка и палочка, Между ними галочка. И теперь понятно всем Получилась буква «М».

Слайд 11. Сколько надо палочек?

Слайд 12, 13 - Вот мы и пришли к медведям. Машенька прошения попросила.

Отвечают, что слышат звук - М. Произносят и рассказывают, как правильно произнести: губы сомкнуты и напряжены.

Согласный звук, потому что существует преграда, может быть синим и зелёным, звонкий показывают фишки.

Наблюдают, догадываются, что это будет слог.

Слоги состоят из звуков.

Читают: МА,

Маша, мёд, мишка звук М – первый.

Называют слово и рассказывают где звук: в середине, начале, конце.

Дети фишками выкладывают слово – мишка, мишки.

Внимательно рассматривают букву М.

Выкладывают из палочек букву М Нарисуйте в воздухе букву «М».

Читают слоги.

Рефлексивті – корригидтік

Рефлексивно - корригирующий

Медведи благодарят детей и угощают их бочонком мёда.

Радуются.

Күтімді нәтиже - Предполагаемый результат:

Ұғынады - Воспроизводят: гласные и согласные звуки.

Түсінеді - Понимают: что одна буква может обозначать два звука.

Қолданады - Применяют: проводить анализ слова, читать слоги с согласными и гласными буквами.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

воспитателя Климович Я. П.

Тема: Звуки [ л-л´] , буква Л, л.

Цель: позн-ть детей со звуком и буквой Л, уточнить артикуляцию звуков [л-л´], упражняться в выделении звука [ л], работать над лексическим значением слов, упр-ся в составлении слогов, слов с ними, проводить слого-звуковой анализ слов, упр-ся в написании букв.

Оборуд-е: игрушка Чипполино, шаблоны букв Л, л, тетради, ручки, таблица слогов, цв. карандаши, картинка «обед».

Ход занятия.

1). Повторение изученного.

* Дописать изуч. буквы на доске.

2). Знакомство со звуком [л]

Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость. Угадайте, кто он?

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому знаком

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовётся…(Чипполино)

Молодцы, угадали! А вот и сам Чипполино, поздоровайтесь с ним!

Он приготовил для вас загадки, т.к. знал, что вы их очень любите отгадывать.

* Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

Всех быстрей она летает,

Мошек на лету хватает.

Если к нам летит она,

Значит, началась весна. (ласточка)

    Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост-краса. А кто это? (лиса).

    Летом вырастают,

А осенью опадают. (листья)

* Мы проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы,

В дождь лежим, в снег бежим,

Уж такой у нас режим. (лыжи)

    Не зверь, не птица, всего боится.

Половит мух, и в воду-плюх! (лягушка)

– Назовите 1-й звук в слове «ласточка». А в слове «лиса»? Со звуками [л-л´] мы будем сегодня играть.

Произнесите звук [л]. Язык кончиком прижимается к зубам и сейчас же отходит от них. Этот звук надо произносить звонко, отрывисто.

Как вы думаете, звук[л]-гласный или согласный? Почему?(согласный, бывает мягкий и твёрдый)А в имени нашего гостя Чипполино есть этот звук?Назовите его.

3). - Чипполино принёс нам картинку. Что на ней изображено?(семья обедает за столом). Он просит нас помочь, и назвать все предметы на этой картинке, в которых мы можем услышать звук [л]. (ложка, вилка, яблоки, стол, стул, салфетка, тарелка,..)

А теперь из этих слов выберите только те, в которых два слога.

4). – А теперь Чипполино предлагает нам поиграть в «хлопушки». Вам нужно будет хлопнуть в ладоши, если вы услышите слово, которое заканчивается на звук [л´] . Слова: соль, лодка, моль, луна, боль, быль, лук, цель, даль, лес, роль, мель, шаль, лампа, пыль.

5). – А сейчас давайте поиграем в игру «Преврати слово». Я буду говорить слова, а вы заменять 1-ый звук в моём слове на звуки [л-л´] . И у вас получится новое слово.

Паз-Лаз Вес-Лес

Мама- Лама Мёд- Лёд

6). Физминутка:

Чипполино к нам пришёл,

С нами он плясать пошёл.

Он вприпрыжку, и в присядку

С нами делает зарядку.

Вправо-влево он нагнулся,

Потянулся, улыбнулся!

7). Показ буквы Л.

На что похожа буква Л?

* письмо в воздухе буквы Л, пальцем на столе.

* слого-звуковой анализ слова «лук» на доске

* чтение слогов с буквой Л по слоговой таблице

8). Закрепление начертания буквы Л.

* обвести букву Л, л по контуру и раскрасить синим цветом

* нарисовать предмет на букву Л (лук)

* письмо в тетради: Л, л, лук.

9). Итог занятия.

С каким звуком сегодня познакомились?

Какой он: гласный или согласный? Почему?

Какой буквой он обозначается?

Придумать слова, начинающиеся с буквы Л.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».

2. Формировать понятие «согласный звук».

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «М».

5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

6. Формировать умение образовывать множественное число существительных.

Материалы:

синий круг, карточка с буквой «М» (из азбуки), палочки, кубики с буквами, рабочие тетради, цветные карандаши.

I . Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет грибы.

1. – Молодцы. Послушайте, какой звук слышится в этих словах в конце:

Гном, дом, альбом.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «М».

II . Основная часть

2. Артикуляция звука.

– Давайте вместе произнесем звук «М», губы сжаты и напряжены.

Это согласный звук. Его нельзя петь, нам во рту мешает преграда.

– А какие еще звуки вы уже знаете?

– Какие они?

– Почему их называют гласными?

Звук «М» согласный и, обозначать мы его будем синим цветом.

3. «Определи место звука в слове»

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «М»:

Дом, малина, мак, гном, муха.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Программные задачи: закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков (м), (м) в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; научить определять позицию звука в слове; учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения; работать над предложением; познакомить с буквой М; развивать внимание, память, мышление; воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто придумает слова со звуками (к), (к) в начале.

2. Артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Заборчик», «Часики», «Качели», «Чашечка».

3. Знакомство с новым материалом.

1) Выставляю картинки: мак, машина, матрёшка, мыло, малина.

Какой звук вы слышите первым в этих словах?

2) Артикуляция звука (губы сжаты и напряжены).

Давайте вместе громко произнесём этот звук, тихо, по одному.

3) Характеристика звука.

Какой звук (м), согласный или гласный?

Твёрдый или мягкий?

Каким цветом обозначаем согласные, твёрдые звуки?

(Дети дают характеристику звука (м), (м).)

4) Игра «Хлопни только на звук (м)».

5) Чистоговорки.

Повторяйте за мной строчки по очереди:

Ма-ма-ма – мы построили дома.

Му-му-му – в гости мы пришли к кому?

Мо-мо-мо – дети ели эскимо.

6) Работа со схемами. Определение места звука (м) в слове.

(Каждый ребёнок получает картинку и располагает её под соответствующей схемой на доске: мыло, тумбочка, дом, сумка, аквариум.)

7) Игра «Твёрдый – мягкий».

(Детям раздаются круги синего и зелёного цвета.)

На полу скребётся мышка,

Спит в берлоге бурый мишка,

Этот мишка очень мил,

Только лапы он не мыл.

8) Составить предложения со словами: медведь, малина, мухомор.

4. Знакомство с крылатыми выражениями:

а) медвежья услуга – услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность;

б) махнуть рукой – перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо;

в) мутить воду – специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху.

5. Физкультминутка .

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы дружно приседаем,

И дружно все встаём.

6. Знакомство с буквой.

1) Показ буквы.

2) На что похожа буква?

3) Прописывание на доске.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем,

Получилась буква М.

4) Прорисовывание буквы М в воздухе.

5) Печатание буквы в тетрадях.

6) Нахождение буквы М в кассе букв. Выкладывание и чтение слов: мак, мука.

7) Разгадывание ребуса (со словами мука, паук, утка).

7. Подведение итога.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовск детский сад №80 «Светлячок»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Знакомство с буквой М "

Воспитатель:

Перевозчикова Альбина Акрамовна

г.Нижневартовск

«Семья»

Тема: Звуки [М], [МЬ] и буква М

Цель: Закрепить произношение звуков [М] и [МЬ]; познакомить детей с их графическим обозначением; обучать звуко-буквенному анализу: формировать умение читать обратный слог; развивать фонематические восприятия и представления

Оборудование: символы звуков [М] и [МЬ],доски с магнитной ручкой. Предметные и сюжетные картинки по теме «Семья». Предметные картинки со звуками [М] и [МЬ]. Мяч.

  1. Организационный момент.
  2. Воспитатель: Дети, замените в слоге твёрдый звук [М] на мягкий звук [МЬ] и наоборот.

Ма – мя, мы – ми, мо – мё, мэ – ме, му - - мю и т.д.

2. Повторение.

Воспитатель: Дети, с какими звуками мы познакомились на прошлом занятии? Что вы о них можете сказать?.

Игра «Живые звуки».(На столах у детей символы гласных звуков и звука [М].)

Воспитатель: Маша, возьми звук [М] и иди к доске. Артём возьмет звук [А] и встанет рядом с Машей. Какой слог получился? Прочитаем его.

  1. Сообщение темы НОД. (Выставляется картинка «Дом»)

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [М] и [МЬ].(Выставляется картинка «Дом»). Что это?:

Дети: Дом.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на дом. На двери дома написана буква М. Сколько элементов у буквы М? Какие это элементы?.

Воспитатель: Давайте напишем букву М на настольных досках. (Дети пишут).

А теперь встаньте парами и возьмитесь за руки:

Взявшись за руки,

Мы встали.

И на М похожи стали.

  1. Звуко-буквенный анализ обратных слогов.

Логопед: Дверь откроем и войдём

В наш просторный, светлый дом.

Здесь нас встретят папа, мама

И конечно же малыш. (Выставляются картинки)

Мама кормит малыша и говорит ему: «Ам!»

Какой первый звук в слове? Обозначьте его буквой. Какой второй звук? Какой буквой его обозначить?. Прочитаем составленное слово. Читаем букву А и сразу же, не прерывая голоса, читаем букву М – АМ.

Воспитатель: Малыш поел кашки и хочет с вами поиграть в игру «Какой слог получится?» В слоге АМ вместо звука А, я скажу звук У. Какой слог получится?

Дети: Ум.

Воспитатель: Ум – это слог и слово. Объясните малышу, что такое УМ? (Дети объясняют). Аналогично дети составляют и читают слоги: ОМ, ИМ, ЫМ).

  1. Игра «Назови слово».

Воспитатель: У каждого человека есть имя. Давайте придумаем детям в этой семье имена со звуками [М] и [МЬ].

Дети: Маша, Миша, Максим, Дима, Марина.

Воспитатель: Малыша назовём Дима. Дима ещё только учится говорить, и пропускает в словах звуки. Помогите ему произнести слова правильно.

(Предметные картинки выставляются после того, как дети правильно назовут слова). –алина, -уха, -едведь, ды-, -аяк, пу-а, -ука, -ашина.

  1. Развитие фонематических представлений

Воспитатель: Вся семья собирается в отпуск, к морю. На чём они поедут? Назовите транспорт со звуком [М].

Дети: На машине.

Логопед: Полетят на …

Дети: На самолёте.

Воспитатель: Что они взяли с собой? Назовите только те предметы, в названии которых есть звуки [М] и [МЬ].

Дети: Майка, пижама, костюм и т.д.

  1. Физминутка.

Мы топаем ногами – топ-топ-топ,

Мы хлопаем руками – хлоп-хлоп-хлоп.

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И бегаем кругом..

  1. Закрепление умения читать обратный слог.

Воспитатель:

Ромашка в поле растёт,

Жёлтый глазок, белый лепесток.

Лепесток скорей срываем,

Слоги вместе прочитаем.

(Дети отрывают лепесток и читают слоги: АМ, ОМ, УМ, ИМ, ЫМ).

  1. «Доскажите словечко»

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей … (мамы)

Мама для нас приготовила чай с мёдом.

Воспитатель: Давайте произнесём чистоговорку, изменяя силу и тембр голоса

Мама, мама, мёду нам.

10. Посчитаем сколько букв в чистоговорке. (Чистоговорка написана на доске)


Подготовила и провела:
учитель-логопед 1 кв. категории
Панькова Оксана Григорьевна

Цели занятия:

1. Познакомить детей со звуком и буквой «М». Соотнесение звука и буквы.
2. Уточнить произношение звука [М] и дать ему характеристику.
3. Учить выделять звук из состава слова и определять его позицию.
4. Развивать фонематический слух, память, внимание, общую и мелкую моторику.

Оборудование:

Символы знаков препинания: ! ?; красный и синий дома Звукобукворинска; символы звука- синий и зеленый кружки; предметные картинки со звуком [М] и 1 картинка - без. Для совместной работы: 3 шаблона буквы «ЭМ», клей – 3 шт, кисточки – 3 шт., материал – пластилин для детского творчества, бумажные разноцветные полоски, гречка.

Музыкальное оформление:

1. Песня «Азбука» В. Волиной из сборника «Музыкальный алфавит»,
2. CD « Музыкальная азбука». Буква «М».

Ход занятия:

1. Орг. момент

Ребята, подойдите все ко мне.

У нас сегодня на занятии гости. Поприветствуем дружно наших гостей. (Стульчики в игровой зоне группы расставлены полукругом.)

А нас ждёт занимательное путешествие.

1, 2, 3, 4, 5 –
Путешествие пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.

Итак, в путь!

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы будем путешествовать по городу Звукобукворинску. Это город звуков и букв. А помогать мне будут помощники - знаки препинания, которые охраняют спокойствие города.

Это Вопросительный знак – он будет задавать вопросы, Восклицательный знак — он будет рассказывать, и Запятая - обозначает переменку.

Логопед приглашает 2-х детей и просит их выполнять действия по тексту стихотворения.

Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я - это мы».
А между тем получилась буква? …….. (ЭМ). А. Шибаев

Правильно. Сегодня мы будем говорить о жителе Звукобукворинска звуке [М] и букве «ЭМ».

3. Соотнесение звука и буквы. Характеристика.

Итак, послушайте историю восклицательного знака о городе: В городе Звукобукоринске 2 улицы. Это улица Гласных и улица Согласных. На улице Гласных живут только поющие звуки – гласные А…, У…, И…, а на улице Согласных звуки петь не умеют П-п-п-п-п, Ш-ш-ш-ш, к-к-к-к-к-к — это согласные звуки.

Давайте узнаем, где в Звукобукворинске живёт звук «М»:

а) игра «Клубок»: м-м-м-м-м…

Ниточка рвётся, значит — звук петь не умеет.

б) Характеристика звука. Произнесение, различение твёрдый — мягкий звуки.

[М] — губки создают преграду воздуху. Этот звук - согласный. Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Твёрдый звук [М] мы произнесём сердито, твёрдо и обозначим – кружок синего цвета.

Игра «Оживи звук»- хоровое и выборочное произнесение звука [М].

А мягкий согласный [МЬ] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим — кружок зелёного цвета.

Игра «Оживи звук»- хоровое и выборочное произнесение звука [МЬ].

Появляется Вопросительный знак и задаёт вопрос: На какой улице живет звук [М]. На улице Гласных – Согласных?

4. Выделение звука из состава слова и определение его позиции.

Под стульчиком у каждого ребенка индивидуальная картинка.

а) Игра «Назови картинку» по инструкции.

Инструкция логопеда:

На счет «РАЗ» — берём картинку в руки,
«ДВА» — на картинку смотрим,
«ТРИ» — картинку называем.

б) Игра «Что лишнее?» — лишняя та картинка, в составе которой нет звука [М].

Дети вместе определяют лишнюю картинку, без звука [М].

Ребенку с лишней картинкой — дают другую.

в) Игра «Определи место» звука в слове: начало, середина, конец слова.

Подумайте и сделайте правильный выбор.

Встаньте те дети, у которых изображения начинаются со звука «М»;
- Встаньте те дети, у которых изображения заканчиваются звуком «М»;
- Встаньте те дети, у которых звук [М] посерединке;

Родители могут помогать сделать ребенку правильный ыбор.

После выполнения задания дети ставят картинку на панно.

4. Игра «День — ночь» — развитие внимания и памяти по предметным картинкам в составе 10 – 12 шт.

«ночь» – дети глаза закрывают, а логопед переворачивает картинку;
«день» — глаза открывают и угадывают скрытую картинку логопедом.

Появляется Запятая – а сейчас нас ждёт переменка.

5. Физ. минутка «Хозяйка однажды с базара пришла» — речевой рэп с развитием мелкой моторики пальцев рук.

Проводит воспитатель.

6. «Волшебная буква» — совместное выполнение задания детьми и родителями (на время – звучит песня В. Волиной « Алфавит»).

Дети делятся на 3 группы для совместной работы. В помощь к каждой группе — по 2 родителя. Каждой группе дается шаблон буквы «М».

1 группе – сделать пластилиновую букву «ЭМ»,
2 группе – сделать гречневую букву,
3 группе – бумажную.

7. Выделение слов со звуком «М» на слух из песни «Музыкальная азбука» после прослушивания.

8. Итог занятия. Анализ деятельности детей.

КАК ЭТО БЫЛО: