Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы. Тема: «Во поле береза стояла» Технология обучения в сотрудничестве план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему. Имя прилагательное Стоит аленка

90. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Впишите в загадки подходящие по смыслу имена прилагательные.

1. На ле сной полянке красуется Татьянка — алый ⇐ сарафан, белые ⇐ крапинки. (Зе мля ника)
2. Красная ⇐ девица сидит в те мнице, а зелёная ⇐ ко са на ули це. (Мо рковь)
3. Стоит Алёнка, платок ⇐ зелёный , тонкий ⇐ стан, белый ⇐ сарафан. (Бе рёза )

  • Укажите стрелкой (⇐), с каким именем существительным связано по смыслу каждое имя прилагательное.

91. Прочитайте. Подберите к каждому имени существительному имя прилагательное на тему «Весна». Запишите.

Небо (какое?) лучезарное , облака (какие?) белые , солнце (какое?) тёплое , ветер (какой?) свежий , погода (какая?) чудесная .

92. Прочитайте. Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Запишите.

Какой? какая?
русский ⇐ язык любимая ⇐ книга
какой? какое?
грецкий ⇐ орех зимнее ⇐ утро
какая? какие?
душистая ⇐ малина сочные ⇐ ягоды
какое? какой?
большое ⇐ озеро косолапый ⇐ медведь

  • Обозначьте стрелкой (⇐) связь имени прилагательного с именем существительным. Над стрелкой запишите вопрос, на который отвечает имя прилагательное (какой? какая? какое? какие?).

93. Прочитайте. Подчеркните волнистой линией слова — имена прилагательные. Составьте и запишите из данных слов три предложения.

Светит яркое солнышко .
~~~~
Тает мартовский снег .
~~~~~~~~
Плачут длинные сосульки .
~~~~~~

  • Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

94. Прочитайте. Соедините линиями имена прилагательные, противоположные по значению (антонимы).

95. Прочитайте. Дополните предложения противоположными по смыслу именами прилагательными из упр. 94.

Пух лёгкий , а камень тяжёлый .
Воздух бывает сухой и влажный .

96. Прочитайте. Составьте загадку о ландыше. Запишите её.

Беленькие горошки на зелёной ножке.

  • С чем сравниваются цветки и стебель ландыша? А что ещё напоминает этот цветок? Придумайте свою загадку о ландыше.

Цветки сравниваются с горошинками, а стебель с ножкой. Эти цветочки напоминают колокольчики.

На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят —
И запах свежести лесной
Приносят позднею весной.

97. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

А. Фет

  • Как автор сказал о вербе и о весне?
  • Выпишите словосочетания, которые состоят из имени существительного и имени прилагательного.

Верба пушистая, весна душистая.

98. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подберите к каждому имени прилагательному однокоренное имя существительное. Запишите его.

лен/ ивый — лень/ сол/ ёный — соль/
сад/ овый — сад/ боль/ ной — боль/
мед/ овый — мёд/ лес/ ной — лес/
гриб/ ной — гриб/ глаз/ ной — глаз/
дал/ ёкий — даль/ шир/ окий — ширь/

  • Выделите корень в каждом слове.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

99. Прочитайте. Распределите имена прилагательные на три группы по вопросам.

(Какой?) Золотой, лимонный, жёлтый.
(Какая?) Маленькая, небольшая, крошечная.
(Какое?) Жаркое, тёплое, знойное.

  • Запишите. Докажите, что в каждой строке вы записали синонимы.

Слова в каждой строке — синонимы, потому что они близки по своему значению.

  • Составьте и запишите предложение с любым именем прилагательным.

Наступило жаркое лето.

100. Прочитайте. Подберите к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

Улицы (какие?) широкие,
лиса (какая?) хитрая,
молоко (какое?) парное,
ёжик (какой?) колючий.

  • Запишите составленные словосочетания. В скобках ставьте вопрос, на который отвечает каждое имя прилагательное.

101. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова в предложение-определение.

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? .

102. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы. Впишите в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные.

В ле су на солнечной по лянке расцве ли красная гвоздика, белая ро машка, синий ко локольчик.
На бе регу ручь я распустились голубые незабудки и
~~~~~~
жёлтые лютики.
~~~~~~

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 15 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности детей

старшей группы. Тема: «Во поле береза стояла»

Технология обучения в сотрудничестве (групповая работа).

Составила воспитатель

Кислова Анна Евгеньевна

Санкт-Петербург

2017

Цель:

Продолжать учить вырезать симметричные изображения.

Задачи:

  • Развивающие

продолжать учить детей вырезать симметричные изображения из бумаги сложенной вдвое,

воспитывать стремление дополнять изображение, добиваясь выразительности

  • Речевые

активизировать в речи слова: крона, береста, березняк, березовая роща

  • Здоровье – сберегающие

развивать зрительно-двигательные координации.

  • Образовательные

уточнить знания детей о березе, о строении дерева и названии его частей.

  • Воспитательные

прививать любовь к природе.

Интегрированные образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа :

  • Заготовить основу: на листе бумаги красками нарисовать землю, небо и солнце.
  • Разучивание песни «Березка».

Материалы и оборудование :

  • картины с изображением берез
  • образец аппликации
  • цветная основа с изображением земли, неба и солнца
  • заготовки зеленые и желтые для вырезывания крон деревьев, белые – стволов
  • цветные карандаши, ножницы, клей, кисть клеевая, подставка для кисти, клеенка, тряпочка, поднос.

Словарная работа : Крона, ствол, береста, березовая роща.

Ход совместной деятельности :

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки и узнать, что мы будем делать на занятии.

Загадка :

Стоит Аленка, платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)


На полянке красавицы
В белых сарафанах.
На голове зеленые платочки,
В ушах золотые сережки. (Березы).

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы, параллельно собирая на интерактивной доске модель берёзы (ствол, ветви, листья, серёжки).

Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)

Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)

Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)

Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!

С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)

В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.

Вспомните, пожалуйста, какие песни про березку вы помните («Во поле березка стояла», «Березка»)

Песня «Березка»

1. В поле у березки детки танцевали,
Все они с березкой весело играли.

Воспитатель: Кроме березы, природа ни одно дерево не наделила такой замечательной корой белого цвета.
(На мольберт выставляется образец аппликации).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие березки мы сегодня будем делать. Из белой полоски мы будем делать ствол березы, а из желтых и зеленых прямоугольников будем вырезать крону деревьев. Посмотрите внимательно, какая форма у кроны березы. На что она похожа? (Ответы детей).

Физкультминутка «Березка».

Мы берёзку посадили, Выпрямиться, стоя за столом.

Мы водой её полили, Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд.

И берёзка подросла, Потянуть руки вверх.

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.

И ребят благодарила. Поклоны головой сесть.

Далее вырезаем крону деревьев, сложив лист бумаги пополам, вырезанные детали разворачиваем, располагаем все детали на заготовленной основе так, чтоб получилось целостное изображение, затем аккуратно приклеиваем все детали на основу, черным карандашом делаем штрихи на стволе дерева.
(Закрепить с детьми способ симметричного вырезывания, двум детям (по желанию) предлагается вырезать крону дерева).
Перед началом работы воспитатель напоминает правила работы с ножницами, клеем. При выполнении работы помогает советами.

Воспитатель: Молодцы, дети, все хорошо справились с заданием. У нас получился целый лес берез. А знаете ли вы, как называется лес, в котором одни березы? (Березняк или березовая роща)

Вместе с детьми оформляем выставочный стенд.


  • Стоит Алена – платок зеленый,

  • Тонкий стан, белый сарафан.

  • Она весну встречает-

  • Сережки надевает.

  • Накинута на спинку

  • Зеленая косынка.

  • А платьице в полоску .


Цель исследования изучить историю слова «береза», рассмотреть образ берёзы в русских народных обрядах, фольклоре, русской литературе.



«Мир вам, люди добрые!»

  • Вот она – стройная и раскидистая, кудрявая, немного грустная, задумчивая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом сарафане, с золотыми серёжками и нежно-зелеными изящными клейкими листочками, иногда до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяется в пояс и говорит: «Мир вам, люди добрые!»


  • Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие березки.


Само слово «береза» глагола «беречь

  • Само слово «береза» появилось в 7 веке и произошло от глагола «беречь ». Во времена язычества у древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов, – Берегиня. Берегиня была и символом плодородия, и защитницей людей. Славяне представляли ее в образе березы, как раз в это время, скорее всего, и появилось название дерева.

  • Изначально береза была символом

  • плодородия и здоровья, а уже в следующие

  • века она стала ассоциироваться с девичьей

  • красой и женским началом.

  • Отголоски этих верований отразились в древних обрядах. Если в дом приходили гости с такими словами: «У вас есть береза, а у нас – дуб…» – то это значило, что к девушке посватались родители будущего жениха . В некоторых славянских племенах было принято покрывать тела умерших женщин березовыми ветками, считалось, что так душа женщины перейдет березе . Многие народы верили, что после смерти девушка превращается в березку.


  • «Давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили ее, только о ней и говорили.

  • Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, не ею любуются.

  • Решила она извести со свету ту девушку, и превратила злая колдунья ее в дерево.

  • А то деревце тоже красоты невиданной: белоствольное, ветки зеленые, как косы, перевились. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает.

  • Люди любовались нежным деревцем и ласково назвали его березкой. Злится еще пуще колдунья. Напустила она холоду. Только березка по-новому красавицей обернулась. В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрятся».

Загадка: Стоит Алена платок зеленый - страница №1/1

Троицин день.

(праздник Русской березки)

начало праздника – в зале…

загадка:


Стоит Алена – платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

Она весну встречает –

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка.

А платьице- в полоску.

Ты узнаешь …(березку)?

Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие березки. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках. Мила она русскому сердцу.

1 чтец.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березу русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, но не ломится! «Березка» А. Прокофьев

2 чтец.

Уже туман над полем розов,

Раздольно зори занялись,

А под моим окном березы

В кадрили за руки взялись!

Своих подружек окликая,

Все в солнце кружатся, прямы,

И машут друг другу платками,

Не побеленными с зимы. А. Прокофьев

3 чтец.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром. С. Есенин.
Вот сколько стихов и песен. А есть еще и загадки:

-На каком дереве две коры вместо одной? Сверху кора белая да тонкая, а снизу – черная да корявая. Черные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать.


  • Стоят столбы белены, на них шапки зелены.

  • Беленькие палочки, зеленые махалочки.

  • Кудревата, беловата, наклоняется у хаты.

  • Какой гриб растет под березой?

  • Как называется кора березы?

  • Что раньше изготовляли народные умельцы из бересты? (короба, кузовки, лодки, обувь)

  • Почему кору березы очень любят ученые – историки? (В древности, когда пергамент стоил дорого, писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, ученые – историки смогли много узнать о жизни наших предков).

  • Какое дерево весной может утолить жажду?

Стоит дерево цветом зелено:

В этом дереве четыре угодья:

Первое – больным на здоровье,

Другое – от теми свет,

Третье – дряхлых, вялых пеленать,

А четвертое – людям колодец.

(Береза угодила нам четырежды. Из ее веток делают банный веник, из ствола – лучину для освещения изб, из коры – берестяную посуду, и еще весной пили березовый сок).

Обязательным обрядом на Руси в стародавние времена было величание березки. Отголоски этого можно и сегодня видеть в православном празднике Троица. Накануне праздника в лесу рубили зеленые березовые ветки, траву собирали, чтобы на Троицу – в воскресенье – дом и церковь ими украсить. В нынешнем 2006 году праздник Троица пришелся на 11 июня. Он напоминает нам встречу Нового года, только на Новый год наряжают елку, а на Троицу – березку. Березовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой.

Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение – пироги да ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали на ее ветвях бантики, кланялись ей и просили выполнить их желания.

1-я девочка:

К нам праздник пришел,

Пришла Троица!

Травой-муравой земля покроется,

Цветочками приукрасится.

Красны девушки придут

Ко березонькам,

Хоровод заведут с песней звонкою!

2-я девочка.

Березка к себе гукала,

Дорогих гостей зазывала:

«Ходите, девушки, в луг гулять,

зеленые веночки завивать.

Я к вам согнулся,

Сама в веночки завьюся.

А вы меня прославляйте,

Алой лентой украшайте.

Будут веночки зелены,

А вы весь год веселы!

Приходит Березка:

Это я, березка, в новом сарафане!

Хочется мне, дети, веселиться с вами.

С праздником вас, дети, всех я поздравляю!

Счастья вам, веселья, радости желаю!

Дети:

И тебя, березка, все мы поздравляем.

Счастья и веселья и тебе желаем.

У красы-березки – платье серебристо,

У красы-березки – зелены косицы!

Березка:

Что за чудо-хоровод! Каждый пляшет и поет,

А уж как танцуют славно на лугу зеленом, летнем

Те девчата, что березку вьют на Троицкой неделе.

Поначалу выбирали самую красивую:

Чтобы стволушком бела и негорделивую,

Чтоб листочками богата, чтоб собою кудревата,

А еще, чтоб на поляне посвободнее росла.

На такую вот барезку девка ленту припасла.

«Заломать-то» не взаправду ветки собиралися,

Не для этого в тот день девки наряжалися.

Просто ветки нагибали, их по нескольку сплетали,

А уж на конец косы каждой ленточку вплели.

Вот березка и готова! К празднику наряжена.

И к девичьим хороводам солнышком украшена.

Запевайте-ка, девчата, заводите хоровод,

В этом чудо-хороводе каждый пляшет и поет!

Хоровод «Во поле береза стояла»

Березы, радуйтесь!

Зеленые, радуйтесь!

Пришли к вам девушки,

Пришли к вам красные-

Завивать венки пришли.


Конкурс на лучший венок. Каждая девочка плетет венок, его демонстрирует всем.

Троицкая песня.

Ой, березынька, бела, Семик да Троица

У ней маковка золота, У нас праздничек водится.

Высоко кудреватенькая, Как придет Илья,

Вся-тко сучковатенькая. Вот и минется гульня!
На самой березке из веточек плели «оконца» для кумления

(девушки становились друг напротив друга, целовались через такое «оконце» и клялись бытьподружками)


Бабка: Дед Фома, рассказал бы что пока…

Дед: Что вам, детки, рассказать?

Я ведь не умею врать…

(последующий текст читает очень медленно, не спеша, с паузами)

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею ворота.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

(важно показать реакцию бабки на дедовы нелепицы)

Бабка: А хвалился-то, хвалился,

Чуть что с лавки не свалился

(говорит, передразнивая деда):

«Я – правдивей всех на свете, доверяют мне все дети.

Я нисколько не солгу, правду чистую скажу»…

Ну, и где ж твоя правда-то?

Дед: Правда-то?

На сорочьем на хвосточке,

На овсяном колосочке,

На березовом пенечке,

Да на девичьем веночке!

Бабка: Дед, а я какую игру помню, ребятишки наверно, такую и не знают…

Ведущая: Бабушка, наши ребята эту игру знают и играть умеют.
Игра

Ведущая:

Все минуточку вниманья,

Сказку я хочу начать.

Этой сказочки названье

Поспешите отгадать.

Все готовы слушать ушки?

Будет сказка – дайте срок.

Говорит старик старушке:

Дед:

Испеки мне колобок!..

Ох, захотелось колобка!

У нас есть масло и мука,

Ты бы тесто замесила

И всех сегодня угостила.

Бабка:

С охотой я возьмусь за дело.

Хотя задача не легка.

Чтоб тесто было пышным, белым,

Нужна не только мне мука.

Вниманье нужно и уменье,

Чтоб соль и сахар не забыть.

Чтоб лучше сделать угощенье,

Начну-ка тесто я месить…

(Бабка месит тесто, накрывает полотенцем. В кадушке без дна сидит ребенок, накрытый белым)

Бабка:

Тесто я месила,

Масла добавляла,

Выбилась из сил я,

Ой, как я устала…

(Садится на лавку, начинает дремать, а тесто «подходит», в конце – откидывает покрывало с головы)

Тесто:

Убегу я из кадушки,

Не хочу бытьколобком,

Мне здесь тесно, мне здесь душно,

Через край бы да бегом!

Очень сдобное я тесто,

Усидеть здесь не могу,

Мне в кадушке мало места,

Тесно, тесно, убегу!..

(Кадушка с тестом убегает)

Бабка (просыпаясь):

Ой! Ой! Ой! Куда? Куда?

Как же я проспала?

Вот несчастье, вот беда!

Уж такого не бывало,

Натерпелась я стыда!

Как же тесто убежало?

Вод несчастье, вот беда!..

(Бабка и Дед ведут тесто обратно. Готовят, имитируя раскладку выпечки на противень)

Ведущая:

Ой, как вкусно пахнет!.. Может, плюшки готовы?

Бабка:

Где ж готовы? Только румяниться начали… Дед ты бы с ребятишками поиграл бы пока.

Игра

Бабка:

Вот уж и плюшки поспели! Ну-ка, Дед, неси скорее!..

Дед и Бабка вносят выпечку на всех детей и раздают угощение, приговаривая :

Надо нам на Троицу

Ребяток угостить.

Не забудьте лентами

Березку нарядить,

Веночки плести,

Хороводы завести…

Стоит Алена - платок зеленый, Тонкий стан, белый сарафан. Она весну встречает - Сережки - страница №1/1

Цели: познакомить с символом России, родной земли;

совершенствовать умение внимательно наблюдать за языком

художественных произведений, понимать образные выражения,

в стихотворениях поэтов, учить замечать красоту природы,

воспитывать любовь к родине через любовь к природе.

Стоит Алена - платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

Она весну встречает -

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка.

А платьице - в полоску.

Ты узнаешь... (березку)?

Перевертова Настя:

Березке русской праздник посвящаем,

Березу, милую, родную, издавна считают символом России – нашей родины. Россия и березы. Эти два понятия неразделимы.

Папулов Вова

С чего начинается Родина?


Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного молочного
И с пухлых ребяческих грез.

На поляне, на пригорке,


Под окном среди полей
Белокорые березы –
Символ Родины моей.

Танец группы девочек.

Федирко Женя.

Русь моя, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз...

Ты до того, берёзонька, красива,

И в полдень жаркий, и часы росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы.

Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие березки. Береза и в песнях, и в загад­ках, и в сказках. Мила она русскому сердцу .
Кравчук Олеся:
Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березу русскую.

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, но не ломится!
Это дерево отдает человеку для его здоровья всё: сок, почки, листья, кору, молодые веточки, нежные тонкие корешки, берёзовый гриб, берёзовый уголь, дёготь. Обладает она и прекрасным Биоэнерготерапевтическим действием. В берёзовой роще человек чувствует себя бодрым, спокойным, наполненным силой жизни.

Ведущий предлагает ощутить запах берез (заваренный чай или березовые листья), передавая чашку из рук в руки.

Береста (верхний слой коры березы) - прекрасный материал для изготовления различных изделий. Он экологически чистый, влагостойкий, красивый и прочный, хорошо поддающийся обработке.

Самым распространенным видом утвари были туеса. В них хранили молочные продукты, квас, муку, закваску, соль, воду. Размеры туесов были от полулитра до 2-3 ведер.

Лапти. Более удобной, практичной обуви для дачи или деревенского лета еще никто не изобрел.

Плели ведра. Плетение должно было быть очень плотным и многослойным, чтобы вода не вытекала из него. На бересте народные мастера вырезали тончайшие узоры, которые можно сравнить с кружевами.


Народные приметы о березе:

Из березы течет много сока к дождливому лету.

Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед мокрое.

Когда береза станет распускаться, сей овес.

Пословицы и поговорки о березе:

Бела береста да деготь черен.

Для врага и береза угроза.

Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.

Береза ума дает (о розгах).

Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.

В стародавние времена люди нарекли ее деревом четырех дел:

«Есть дерево об четыре дела:»

Первое дело - мир освещает

1)На Руси избы освещались берёзовой лучиной. Знание на Руси свет, а незнание тьма. На бересте писали наши предки.

Другое дело - крик утешает

2) Из древесины делали дёготь. Им смазывали ворота, телеги, чтоб они не скрипели.

Третье дело -больных исцеляет

3)Берёзовый сок, берёзовые почки, листья применяются в медицине.

Берёзовый сок придаёт силу и бодрость. Он не только вкусный напиток, но еще и лекарственное средство. Давайте побываем на приёме у врача и узнаем о целебных свойствах берёзового сока.

(Входит, хромая, пожилая женщина на костылях. Здоровается.)

Врач: Проходите. Садитесь. (Больная, скрипя и охая, садится.)

На что же жалобы, хорошая моя?

Больная : Ох, милый доктор, скрючило меня!

Слышь, как суставы щелкают, скрипят.

Врач: Так… Поясница, ноженьки болят?

(Больная кивает).

Врач: (подает бутылочку):

Принять лекарство «Сок березы» вы должны,

Две полных чайных ложки вам нужны.

(Больная пьет… Выпрямляется).

Врач : Что, полегчало, милая, немножко?

Как ваши поясница, ручки, ножки?

Больная: (с легкостью встает)

Да, очень, очень полегчало!

Спасибо, доктор, я спешу!

Пока-пока! Я поскакала!

Убегает, забыв про костыли.
Врач : Следующий.

(Входит больная, задыхаясь, кашляя и чихая)

Вас слушаю.

На что есть жалобы, больная?

Больная: (сквозь кашель):

Удушье, доктор, видно, доконает.

И кашель напрочь одолел!

Бронхит до смерти надоел!

Врач : Мне эти жалобы знакомы.

У вас и астмы все симптомы.

(Больная приходит в ужас, плачет).

Врач: Да не рыдайте, дайте срок –

Болезни лечит из березы сок.

(Достает бутылочку с соком.)

Примите ложечку-другую.

(Больная принимает лекарство.)

Ну что? Я верно вам толкую?

Больная: Да, белый свет я увидала!

Не кашляю! Свободно задышала!

Спасибо, доктор, побегу.

Теперь и прыгать я могу!

(Убегает).

Врач:

У кого удушье, астма,

В горле боль или отек,

Пейте чудное лекарство –

Из березы русской сок!

Четвертое дело - чистоту соблюдает».

4)Речь идёт о берёзовом венике.

Сценка («Дед, баба и русская баня»)

Дед:

Домик на горе стоит из трубы дымок валит

Веник дед сломал большой, будет париться с душой!

Не из клена, не из дуба, а с березы возле клуба

Наломал охапок пять, будет в бане чем махать.

Старуха:

Баня топится с обеда! Парься лучше дорогой,

Будешь вечно молодой!

(Дед уходит с веником за декорацию «париться»)

Ведущий:

Долго дедушка пыхтел, выходить он не хотел!

Так прошел один часок, перестал валить дымок.

Смотрит бабка-перед ней королевич Елисей!

(Из «бани» выходит «помолодевший» дед)

Старуха: (с волнением)

Где мой дед! Скажи на милость!

Что со старым приключилось?

Ты, старуха, глаз раскрой, пред тобой же дед родной!

Здесь во всем он виноват! (Показывает на веник.)

(Старуха подхватывает веник, исчезает в «бане»)

Покупайте веники!

(На сцене появляется «молодая» старуха. Они вместе с дедом пляшут и поют:)

Вы не пожалеете! лет на 20 сразу с ними вы помолодеете!


Дед: А теперь послушайте бесплатные советы по искусству изготовления веников:

Баба: Дерево нужно выбирать помоложе, но такое, чтобы ствол можно было ладонью обхватить.

Дед : Заготавливать их лучше в середине июня, когда лист в соку, пахуч и обладает целебным свойством. Но только после Троицы.

Баба: Нельзя заготавливать веники в сырую погоду – лист потемнеет и быстро опадет.

Дед: Вязать веники нужно крепкие, но не толстые – по руке

Баба: А хранить в прохладном месте.

Дед: А париться вот так!

Баба: Да, березовый веник в бане любую болезнь из тела выгонит, кости расправит, все тело поправит.

Дед : В народной медицине используются почки, кора, сережки, листья березы, а сок березовый – полезный и вкусный. Только прошу вас, будьте милосердны к березе. Она с радостью отдаст свой сок по весне, но не наносите глубокие раны.

И все это верно, ведь самая светлая - березовая лучина. Березовый веник в бане чистоту соблюдал. Скрип телеги утишался березовым дегтем. От всяких хворостей лечат почки, листья и кора березы. И по сей день, рекомендуются они как мочегонное, желчегонное, кровоочистительное и противовоспалительное средство. Даже деготь используется в медицине и входит в состав ранозаживляющих мазей Вишневского, Вилькенсона.

Березка – радостное, нарядное дерево. Наши далекие предки ласково называли ее “веселкой”. От этой белоствольной красавицы и в самом деле исходит радость жизни, веселее становится на душе.

Викторина

1. Какая береза самая маленькая? (Карликовая – растет в тундре и на моховых болотах Западной Сибири. )

2. Какую березу называют царским деревом? (Карельскую березу – она имеет удивительно красивую золотисто-желтую с мраморным рисунком древесину. )

3. Все ли березы имеют кору белого цвета? (Нет, встречаются березы с желтой, фиолетовой, серой, даже черной корой .)

4. Сколько всего видов берез растет на земном шаре? (Более 100 видов .)

5. Что такое березовая каша? (Березовыми розгами обычно в конце недели по субботам пороли провинившихся или получивших плохие отметки. О пострадавшем говорили, что он «отведал березовой каши». )

6. Когда береза цветет и когда плодоносит? (Цветет в апреле, плодоносит в июле-августе: с нее осыпаются мелкие орешки с двумя легкими крылышками. )

7. Назовите самые распространенные виды берез. (Бородавчатая и пушистая. )

8. Что такое чага? (Это березовый гриб .)

9. Что означает «плач» березы весной? (Это означает, что лето будет дождливым. )

10. Что называется медвяной росой? (Листья березы по краям имеют отверстия – водяные устьица; через них просачивается вода с растворенным сахаром, который иногда в жаркий день выделяется в виде блестящих кристалликов .)

11. Как горят березовые дрова? (Очень жарко. )

12. Что использовали в древности для написания летописей? (Бересту .)

13. Как называются сплошные рощи из берез? (Березняки. )

14. Как может помочь береза в определении сторон горизонта? (С северной стороны ствола кора у березы грубее и темнее, на ней больше трещин и наростов. )

15. Из чего делают активированный уголь? (Из древесины березы .)

16. Когда отмечают праздник русской березы? (В день летнего солнцестояния, когда самая короткая ночь в году. )

Олифиренко Вика:

Часто мы о березе говорим: стройная, высокая, кудрявая. Но для того, чтобы это дерево стало таковым, сколько силы и упорства нужно приложить маленькому росточку, чтобы выдержать все невзгоды: зимнюю стужу и летний зной, проливные дожди и затяжную засуху.

Ты видел, как рождаются берёзы?
Совсем как травы:
стебель да листок.
Средь бела дня
или на зорьке розовой,
чуть полыхнёт очнувшийся восток,
смотришь,
приподнялся из пелёнок
и, как былинка хлипкая, стоит
берёзы русской махонький ребёнок
и вовсе не берёзовый на вид.
Не всякий и заметит эту кроху,
в два-три едва раскрывшихся листка.
Ей сызмала не раз придётся плохо:
то непогода,
то земля жестка,
то солнце заслонить
стремятся травы
О, сколько в жизни надо испытать и вынести,
чтоб стройной да кудрявой

Наши прапрапрабабушки и дедушки считали березу мировым древом. Оно как бы соединяет небо и землю, верх и низ, все стороны света. Мировое древо имеет три части, которые рассказывают о строении мира – существовании трех царств: неба, земли и преисподней. На ветках древа живут птицы, рядом с вершиной занимают свои места Солнце и Луна. Я думаю, что черные пятна на коре березы могут символизировать нашу жизнь, в которой есть и черные, и белые дни; хорошее и плохое в жизни.

На Троицу были распространены хороводные гуляния. Основу праздника составляли два связанных между собой, но разделенных во времени действия: “завивание” и “развивание” березовых веток. На березу надевали платье, заплетали из тонких плакучих ветвей косы, украшали лентами и водили вокруг деревца хороводы. При “развивании” берез венки надевали на голову и шли всей гурьбой к водоему (реке или озеру), бросали их в воду и гадали. Неутонувшие венки предвещали долгую жизнь.

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ЗАРИСОВКА “ Во поле береза стояла»

Много могли бы рассказать о войне березы. В истории нашей родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев, монголо – татар и многочисленных завоевателей из Европы. Не сломили Россию и Наполеон. Одержали победу над фашистской Германии в Великой Отечественной войне. И здесь белоствольная береза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жен, невест, сестер… Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и … русскую березу.
Клопченко Саша:

Для меня березка – часть России.


Есть она, и будет, и была...
Вот березку росы оросили,
И стоит она белым-бела.
Сколько раз осколки били в каску,
Но живым я вышел из огня:
Верил я не в присказку, не в сказку,
А в березку, ждущую меня.
Ты, березка, искренне поведай
Эту быль подснежникам весны,
Как ждала меня, ждала меня с победой
Сорок с лишним месяцев войны!
...Снова у родного перекрестка
Я стою, взволнованный, с утра –
Вот она, заветная березка,
Теплый образ света и добра!

Гриченко Валентин:

Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре,
Студеный сок бежал, как слезы,
По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,


Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.

И рано – раненько весною


Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.

И с той поры на все угрозы


Мы неизменно говорим:
«Родную русскую березу
В обиду больше не дадим!»

Новиков Саша:

За селом, вдали, на перекрестке

Полевых, едва заметных троп

Я узнал знакомые березки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки их от взрывов и огня…

Возле тех березок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

С той поры остались на березках

Черные глубокие рубцы,

С той поры с любовью о березках

Говорили часто мне бойцы:

Ты бы злую смерть не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенес,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берез…

И стой поры на все угрозы

Мы неизменно говорим:

Все: «Родную русскую берёзу

В обиду больше не дадим!»

Песня «Березовый сок» .

Лишь только подснежник распустится в срок,


Лишь только приблизятся первые грозы,
На белых стволах появляется сок
То плачут берёзы, то плачут берёзы.

Как часто, пьянея средь ясного дня,


Я брел наугад по весенним протокам,
И Родина щедро поила мен
Берёзовым соком, берёзовым соком.

Заветную память храня обо всем,


Мы помним холмы и просёлки родные,
Мы трудную службу сегодня несём
Вдали от России, вдали от России.

Где эти туманы родной стороны


И ветви берёз, что над заводью гнутся,
Туда мы с тобой непременно должны
Однажды вернуться, однажды вернуться.

Открой нам, Отчизна, просторы свои,


Заветные чащи открой ненароком
И так же, как прежде, меня напои

Березовым соком, березовым соком! (М. Матусовский)

Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет умирающие солдаты посылали ей, березе, как символу Родины.

Растет в Волгограде березка, растет на той земле, которая пережила 200 огненных дней. Она помнит разрушенный город, взрывы бомб, реки крови, стоны умирающих.

Патюченко Олеся:

Ты тоже родился в России –

Краю полевом и лесном.

У нас в каждой песне - береза,

Береза - под каждым окном.

На каждой весенней поляне

Их белый живой хоровод.

Но есть в Волгограде березка:

Увидишь - и сердце замрет.

Ее привезли издалека

В края, где шумят ковыли

Как трудно она привыкала

К огню волгоградской земли,

Как долго она тосковала

О светлых лесах на Руси, -

Лежат под березкой ребята –

Об этом у них расспроси...,

Трава под березкой не смята –

Никто из земли не вставал.

Но как это нужно солдату,

Чтоб кто-то над ним горевал,

И плакал - светло, как невеста,

И помнил - навеки, как мать!

Ты тоже родился солдатом –

Тебе ли того не понять...

Ты тоже родился в России –

Березовом, милом краю.

Но где ты не встретишь березу,

Ты вспомнишь березку мою,

Ее молчаливые ветки,

Ее терпеливую грудь.

Растет в Волгограде березка!

Попробуй ее позабудь.
Швец Люба:

Проведу рукою ласково


И поглажу белый ствол.
Расскажи, берёзка, сказку мне
В гости я к тебе пришёл.
Расскажи мне об Иванушке,
И о волке не забудь,
И о сказочной красавице
Может, встречу где - нибудь
Расскажи о ласке матери,
О её любви ко мне.
И поведай тайны верности
К нашей милой стороне.
Расскажи мне о сражениях,
Как боец к тебе припал,
Как тихонько и доверчиво
Мама раненый шептал.
Расскажи, как помогла ему
Победить и отстоять
Землю Русскую, кормилицу,
Нашу землю, нашу мать!

Клопченко Саша:

«ЗАКЛЮЧЕНИЕ»

Опять о них, кудрявых и белесых…

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются березы,

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси!

“Россия”, - шепчут мне березки,

“Россия”, - шепчут камыши,

“Россия”, - ключ журчит в ложбинке,

А я им тихо вторю: “Русь!”

Мне не трудны твои нагрузки,

Я в поле рос. Я чубом рус,

И я люблю тебя по-русски,

Моя березовая Русь…

Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет.

Береза- символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

В заключение, согласно легенде на березе люди могли завязать лоскуток ткани и загадать желание. Что в конце занятия я и предлагаю сделать.

В шкатулке находятся ленты разной цветовой гаммы (желтые, синие, зеленые, красные, черные). Выберите ленту того цвета, который отражает ваше настроение на данный момент времени и завяжите на дерево и загадайте желание – оно, у вас обязательно сбудется.

Анализ мероприятия.

Утренник учит школьников быть наблюдательными и осмотрительными, добрыми и чуткими, расширяет кругозор и интеллект воспитанников знакомит с картинами известных русских художников, элементами русских народных праздников, культурным наследием предков, прививает гордость и любовь к Отчизне через любовь к природе, учит уважительно относиться к законам жизни и быть рачительным хозяином с детства.

Цели, поставленные перед детьми в ходе проведения мероприятия достигнуты. Весь класс принимал активное участие.

Темп проведения занятия был умеренный. При подготовке мероприятия трудности не возникали. Ребята материал усваивали довольно быстро. Дети были заинтересованы, активны.

Во время подготовки и проведения мероприятия были использованы методы:

Словесные: беседа, чтение, объяснение.

Наглядные:

Также мной использовались приемы:


  • Активизация всех детей в мероприятии;

  • Коррекция ошибок входе чтения детьми стихотворений.
Все методы и приемы соответствуют возрастным особенностям детей и уровню их развития.

Проводился дифференцированный подход к учащимся (более трудные и объемные – для сильных, легкие задания – для слабых).

Все ребята справились со своею ролью в проведении мероприятия,
Основной целью мероприятия являлось наиболее полное раскрытие индивидуальных возможностей воспитанников, что способствует улучшению подготовки детей к самостоятельной жизни, адаптации в обществе, а также формированию качеств, способствующих созданию благоприятного климата в детском коллективе.

Список литературы


  1. Алексеев С.П. и др. «Что такое? Кто такой» энциклопедия в трёх томах. Т.1, М: Издательство «Педагогика - Пресс», 1994, С. 150-151.

  2. Владимирская Л.А «От осени до лета». Детям о природе и народных праздниках. Волгоград, Издательство «Учитель», 2003.

  3. 2. Гайдина Л.И. «Интеллектуально – познавательные мероприятия. Театральная гостиная»М: 5 за знания. Методкнига классному руководителю. С. 116.

  4. Дьячкова Г.Т. «Окружающий мир 2 – 4 классы. Внеклассные занятия на тему «Времена года». Волгоград. Издательство «Учитель», С. 98 – 99.

  5. Зверев И.Д. «С любовью к природе». Дидактический материал по природоведению для начальной школы, М.: Педагогика, 1976. – 163 – 164 с.