Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки,,. Буквы А, О, У». план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему. Технологическая карта урока "Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи" Конспект обучение грамоте звуки в окружающем мире

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Речевые и неречевые звуки» (подготовительная группа)

ЗАНЯТИЕ №9 .

Тема. Речевые и неречевые звуки .

Цель : дать понятие о звуках речи как строительном материале для слов, сопоставить с неязыковыми звуками ;

учить слышать звучащее слово, устанавливать последовательность звуков в слове ; способствовать развитию фонематического слуха.

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

Воспитатель : Сейчас, все внимание на меня. Возьмите друг друга за руки. Улыбнитесь друг другу.

1МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимают игрушки - Мишутка и Буратино)

Мы с Мишуткой столкнулись с проблемой. Всё из чего – то состоит. Книга из бумаги. Дом из кирпичей. Салат из овощей. Мы даже знаем из чего состоит речь. Правда, ребята? Из чего? (Из предложений.)

А знаете, из чего состоит предложение? (Из слов.)

А вот слова из чего состоят слова?

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

На этом занятии мы узнаем , что же является строительным материалом для слов.

3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Как ты думаешь, Буратино, из чего же состоят слова (из букв)

А ты как думаешь, Мишутка, из чего же состоят слова (я не знаю)

А вы как думаете, дети, из чего же состоят слова?

Из букв состоят слова, которые мы видим в книгах, газетах, на вывесках. А вот из чего состоят слова, которые мы произносим и слышим? А вот это мы сейчас и узнаем. Давайте сыграем в игру молчанка.

Игра «Молчанка» .

Всё, что мы слышим, - это звуки . Они все разные, и мы их отличаем один от другого.

(дети закрывают глаза, в тишине воспитатель незаметно скрипнет стулом, зазвенит колокольчиком, топнет ногой и т. д. дети узнают, какой предмет издал звук )

Что вы слышали?

Какие звуки вы можете услышать на улице, в лесу?

Беседа о разных звуках , которые мы слышим в окружающем нас мире (мычание коровы, пение петуха, кукование кукушки, стук дятла, карканье вороны и др.)

Нас окружает много звуков : шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание листьев под ногами ит. д. это неречевые звуки . С их помощью не построишь слово.

(второй раз дети закрывают глаза, в тишине воспитатель произносит звуки : [б], [о], [у],[в] дети узнают, что эти звуки произнёс воспитатель)

Сейчас я говорю, и вы тоже слышите звуки . Это звуки человеческой речи . Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой : если они станут в определённом порядке, получится слово.

Что я произношу :, [М], [О](звуки )

А сейчас я построю эти звуки в определённом порядке : , [О], [М].

Что получилось?

Что значит это слово?

Условно мы будем обозначать звук квадратиком .

Сколько звуков в слове сом ? (воспитатель протягивает каждый звук : с-с-с-с о-о-о-о м-м-м-м.)

Значит, сколько на схеме будет квадратиков? (три)

Мы получили звуковую модель слова сом .

Развитие артикуляционных ощущений с целью закрепления представлений о речевых органах . (работа с зеркалом)

(Воспитатель организует наблюдение за такими основными речевыми органами : язык (кончик, средняя и задняя части, зубы (верхние и нижние, твёрдое нёбо. Каждый ребёнок смотрит в зеркальце) .

Что помогает произносить речевые звуки ?

звуки [б] , [п]. Мы их произносили плотно сжав губы.

Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [д] , [т], [л], [н]. Мы их произносили прижимая кончик языка к верхним зубам.

Смотрите в зеркало. Произнесите звук [р] . При произнесении этого звука язык дрожит .

Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [х] , [г], [к]. Эти звуки образуются глубоко во рту, с помощью задней части языка.

Физкультминутка «Ванька –встанька» .

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два – привстали,

Руки к верху все подняли.

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

Давайте попробуем определить количество звуков в следующем слове .

Кто изображён на картинке? (кот)

Для того, чтобы узнать количество звуков в слове . Его нужно обязательно произнести, при этом необходимо тянуть каждый звук .

(Некоторые звуки тянуть невозможно . Воспитатель показывает, как можно акцентировать «протяжность» таких звуков : к-к-к-к о-о-о-о т-т-т-т.)

Верно, мы получили звуковую модель слова кот .

Работа над составлением звуковых моделей слов : шар, оса, лук.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

Игра «Поймай звук » .

У каждого на столе лежит картинка. Воспитатель просит детей показать картинки, в названии которых первый звук [м] .

Что вы делали для того, чтобы определить первый звук ? (произносили слово, тянули первый звук .)

Физкультминутка (по выбору детей)

Работа с картинками.

(СТОЛ)

Что нарисовано на этой картинке? (СТУЛ)

Под ними звуковые модели . Сколько звуков в каждой модели ?

Чем похожи эти слова? Чем отличаются?

Слова по звучанию похожи. Отличаются одним только звуком , а обозначают разные предметы.

5. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Беседа.

Из чего же состоят слова?

Что вы можете сказать о звуках ? (Мы их слышим и произносим)

Как мы договорились обозначать звук ?

Игра «Не ошибись» .

Я называю звук , а вы – слова, которые с него начинаются.

Что нужно делать, чтобы не ошибиться? (произнести слово)

6. Итог занятия

Что нового вы узнали на занятии ?


Интернет - урок по обучению грамоте, 1 класс. Урок «Звуки. Гласные и согласные звуки» (материал рассчитан на несколько уроков)

У нас есть глаза и уши, для чего они нам нужны? Верно, глаза, — чтобы видеть, уши, — чтобы слышать.

Посмотри, что ты видишь?….

А теперь представь себе, что ты оказался на этой улице… Что бы ты услышал? …

Вокруг нас можно услышать разные звуки.

Закрой глаза. Ты ничего не видишь, зато всё слышно. Что ты слышишь? (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)

Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки издают животные, птицы, природа, транспорт. И мы можем издавать звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами.

Поиграем в игру «Угадай звук».

Это соловей

Это фламинго…

Это колибри

Это жаворонок…

Это индюк…

Журавль…

Интересно?

Звуки бывают неречевые и речевые . Все звуки о каких мы говорили — это неречевые звуки…

Заглянем в квартиру и к маме на кухню… Какие неречевые звуки ты услышал бы?….

Неречевые звуки — это звуки природы, звуки окружающего мира.

Речевые звуки произносит только человек, когда разговаривает. Это звуки нашей речи.

Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим рука , а в старину говорили длань , мы говорим глаза , а раньше говорили очи , губы – уста, палец – перст, голос- глас.

Тогда, в старину, люди сочинили много сказок. И я расскажу сказку.

«В одном царстве жили — были очень интересные жители.

У этих жителей были волшебные шапки-невидимки. Когда жители надевали шапку — невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они назывались ЗВУКИ . Когда они снимали шапки — невидимки и их видели и слышали, они назывались БУКВЫ .

Жили они дружно. Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один), не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ .

На значке кружок, как рот, который поёт.

Их нетрудно перечесть.

Гласных звуков ровно шесть:

А-О-У-Э-Ы-И — звуки гласные мои.

Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете? » Те грустно ответили: «Да, согласные… » Так и решили их назвать — СОГЛАСНЫЕ . Они живут вместе С ГЛАСными СОГЛАСные.

На значке чёрточка, как закрытый рот — преграда.

Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.

Гласные тянутся в песенке звонкой, могу заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка, но не желают сидеть и молчать.

А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.

Итак, при произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.

Проведем исследование…

Давай споём 1 куплет песни «Антошка». А теперь послушай, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А) :

Вот поёт эту песню звук О….. . А теперь покажи, как будет петь У, И, Ы, Э.

Давай пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. Например, К, Ш…

Дааа, не умеют согласные петь. Придумай слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.

Б– бухтит; В– ворчит; Г– гогочет; Д– долбит; Ж – жужжит; З – звенит; К – кряхтит; Л– лопочет; М– мычит; Н– ноет; П– пыхтит; Р– рычит; С– свистит; Т– тарахтит; Ф– фыркает; Х– хрюкает; Ц–цекочет (как кузнечик); Ч– чухает (как поезд); Ш– шипит; Щ– щёлкает.

Обращаем внимание, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.

Задание 1. Посмотри на картинке, те предметы, которые начинаются на гласный звук, положи в красную коробку, согласные- в синюю.

Задание 2.

Задание 3. Назови первый звук в словах: кровать, лампа, люстра, квадрат, эхо . Назови последний звук в словах: лиса, тигр, телефон, мыло, иглы .

Задание 4. Какой звук есть во всех словах: рулет, море, ракета, рисунок, крыло, кресло ? ([р]).

Задание 5. Что изображено на рисунках?


Иногда слова произносятся одинаково, имеют одни и те же звуки, а обозначают разные предметы.

Задание 6. Бывает и наоборот, один предмет, а имен несколько. Например, весёлый — смешной, актёр — артист.

Задание 7. Нарисуй схему слова «аист». Определи слоги.

Ты заметил что в слове два гласных звука и два слога? И это не случайное совпадение.

Слогов столько, сколько гласных звуков!

А вот наш город звуков…. Посмотри, каких звуков больше?

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки не всегда одинаково произносятся. Понаблюдай за словами: «АИСТ» и «АЛЬБАТРОС».

Спроси с удивлением: «Это Аист?». Да, это Аист!

Это альбатрОс? Да. это альбатрОс!

Какой первый звук в первом слове? Какой первый звук во втором слове? … Верно, звук [а]. Но, одинаково ли он произносится?… Нет, в слове «аист», звук [а] произносится с силой, с ударением.

Слог, который произносится с ударением, называется ударным слогом , гласный с ударением — ударный гласный , а само усиление голоса — ударением .

Гласные звуки без ударения называются…. безударными .

Ударение очень важно. Что нарисовано на рисунках?

Здесь и зАмок и замОк. Иногда смысл слова, его значение, зависит только от ударения .

Чтобы определить ударение, можно спросить с удивлением про это слово, например, «Это ЗАмок?», «Это лисА?». ИЛИ растянуть слово, как жвачку… Заааамок, лисаааа,

Задание 8. Назови ударный гласный. Чтобы найти ударный слог, гласный, «с удивлением спроси» или растяни слово: школа, рисунок, мама, карта, улица, девочка, цветок .

Задание 9. Расскажи о слове всё, что ты знаешь, проведи звуковой анализ слова…

План фонетического анализа слова:

1. Скажи слово. Если надо, уточни значение слова.

2. Проговори слово так, как кричат на стадионе, и узнай количество слогов, обозначь дугами.

3. Растяни слово. Узнай и отметь ударный слог.

4. Произнеси слово, выделяя первый звук; дай характеристику и обозначь. Потом второй, третий и т.д.

5. «Прочитай» по схеме и проверь, получилось ли слово».

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Знакомься… это гномы Том и Тима…

Какой 1 звук ты слышишь в имени Том [т]? Этот согласный звук твердый . Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Какой 1 звук ты слышишь в имени Тима? [т`] А это м ягкий согласный звук . И сама Тима такая же мягкая, как первый звук в её имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тима – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

Сравни слова на рисунках…

Назови первый звук в словах: бант и бинт. Что ты заметил?….

Согласные звуки в русском языке бывают твёрдыми и мягкими!

Звук [б] в слове «бант» — твёрдый, а в слове «бинт» [б`] — мягкий согласный звук.

Твёрдый согласный звук мы будем обозначать так:

А мягкий согласный звук так, словно добавляем еще один матрасик.

Понаблюдай за первыми звуками в словах:

  • РУКА — РЕКА
  • ДОКТОР — ДИРЕКТОР
  • ЛЕС — ЛОСЬ
  • МАСЛО — МЯСО

Задание 10. Определи первый звук в словах и дай характеристику этому звуку (какой он): корова , липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

Задание 11. «Превращение”. Замени слоги с твердым согласным слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.

/ва – .., ту – …, ры – …, ни – …, ме – .., ле – … /

А вы знаете, что…

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].

Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Звонкие и глухие согласные звуки

Ты знаешь, что звуки, которые нас окружают бывают тихие и громкие. Например, звук мотора самолёта и шелест листвы. Эти звуки разные по силе звука, согласен?

Оказывается речевые звуки, согласные звуки тоже бывают звонкие и глухие….

Послушай стихотворения и найди слова, которые различаются одним звуком:

На улице был жаркий день. Все прятались от солнца в тень.

Шумел от ветра спелый колос, как будто поле пело в голос.

Мы потолок белили, а дрова пилили.

… Один звук способен изменить значение слова! Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко.

Как определить? Положи руку к горлу и произнеси звук. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверь — произнеси звуки [б], [п], [м], [х]. Получилось заметить?

Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закрой уши ладошками и произнеси согласный звук. Услышал голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.

Задание «Превращение звука». Преврати звонкий звук в глухой:

Дочка — (точка), жар — (шар), бочка — (почка), горка — (корка), коза — (коса), дрова — (трава), гости — (кости), год — (кот).

Разучивание скороговорки…

Мышь в углу прогрызла норку, тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, велика для корки норка.

Обратите внимание на для 2 класса для закрепления знаний


План – конспект урока

«ФОНЕТИКА. ЗВУКИ РЕЧИ»

(урок закрепления и повторения знаний)

Ретина Яна Владимировна

Место работы: ГБОУ СОШ «Центр образования» г. Чапаевска Самарской области

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Возраст учащихся: 9-12 лет

Базовый учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. (М.: Просвещение, 2013г.)

Аннотация

Урок, соответствующий требованиям ФГОС, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., Кулибабы И. И. Учебник: «Русский язык. 5 класс» под ред. Т.А. Ладыженской и др. Урок проводится по технологии Шаталова с использованием мультимедийного варианта опорного конспекта, предусматривающего возможность постепенного его «выведения» посредством решения проблемных задач. Урок ориентирован на воспроизведение имеющихся знаний, на закрепление навыков, развитие фонетической зоркости. Также можно использовать данный конспект урока и в 3-4 классах. Разработка урока прошла апробацию.

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного (практикум).

Цели урока: организовать деятельность учащихся для повторения и систематизации информации о теоретических сведениях по теме «Звуки речи», создать условия для актуализации знаний, умений находить в тексте языковые явления и работать с ними.

Задачи урока :

Обучающие:

    Продолжить формирование учебно-языковых умений и навыков, действий с языковым материалом по теме «Фонетика»

    Продолжить формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей деятельности, ее смысла, путей решения и полученных результатов .

Развивающие:

    Развитие логики мыслительных операций (анализ, обобщение и др.).

    Развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

    Развитие творческих способностей учащихся в письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, музыка, опорные слова).

Воспитательные:

    Формирование одной из важнейших ценностных ориентаций – отношения к родному языку, осознанию его значимости в жизни народа.

Универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные :

    объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова как фонетической единицы.

Регулятивные :

    проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества,

    осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Коммуникативные :

    использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки,

    определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений,

    формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, фронтально-коллективная, групповая

Необходимое техническое оборудование:

    мультимедийное оборудование – интерактивная доска (аудиозаписи, видеозаписи, презентация Microsoft PowerPoint)

    учебник

    раздаточный материал (смайлики, тестовые работы, цветные карточки, задания для групповых работ)

Содержание урока:

    Организационный момент

    Классификация гласных звуков

    Проведение физминутки

    Тестовая работа (взаимопроверка)

    Рефлексия

    Домашнее задание

ХОД УРОКА

    Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

    Просмотр видео «Звуки природы» ()

    Беседа (актуализация знаний и определение целей и задач урока)

    Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц… Какие звуки вы сейчас услышали? (Это звуки природы)

    Приятно вам было слушать эти звуки?

    Когда мы с вами рассуждаем, отвечаем на вопросы, говорим – тоже произносим звуки? (да)

    Как называются эти звуки? (Звуки речи)

    А при изучении какого раздела лингвистики мы очень часто использовали слово «звуки»? (Фонетика)

    Исходя из нашей беседы, как вы думаете, какая сегодняшняя тема нашего урока? (тема «Звуки речи») ( слайд 1)

    Можно ли произнести слово без звуков, используя только одни буквы? (нет)

    Ребята, зачем нам нужны звуки речи?

    Правильно, все эти сведения нужны для того, чтобы научиться вдумчиво и внимательно слушать и анализировать звучащую речь, уметь правильно произносить слова и создавать из них красивые предложения и тексты. Это и станет целью нашего урока . (слайд 2)

    Проверка знаний теоретического материала

    Сегодня на уроке мы окунёмся в мир звуков и как художники создадим свою картину, которой в конце урока вы дадите название. При выполнении заданий вы непременно будете обращать внимание на своеобразные, очень непростые взаимоотношения речи устной и письменной, слова произнесённого и слова записанного.

А сейчас мы с вами поиграем. Приготовьте карточки, одна сторона которых красного цвета, другая – зеленого. Я вам зачитываю утверждения, если вы с ними согласны, то поднимаете зеленую карточку, если утверждение кажется вам неверным, то красную. (слайд 3)

1. Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуки речи (да)

2. Звуков в русском в языке столько же, сколько и букв (нет) - (букв – 33, звуков 42)

3. Звуки речи делятся на 2 группы: гласные и согласные (да)

4. При произношении гласных звуков воздух встречает препятствия (нет) - (при гласных – воздух проходит свободно, при согласных – встречает препятствия)

5. Согласные звуки состоят только из шума (нет) - (согласные состоят из шума и голоса и шума, гласные только из голоса)

    Молодцы, ребята. Откладываем карточки, смотрим на доску.

    Классификация гласных звуков

    На экране изображены звуки речи в солнечных лучиках. Из них мы должны выбрать только гласные и поместить их в солнышко. (слайд 4) (Один учащийся выходит к доске, выбирает лучи, которые ребята называют)

    Вот такое солнышко у нас получилось (заготовку солнышка с гласными на листе прикрепляет ученик на магнит к доске)

    А теперь давайте вспомним, на какие группы делятся гласные звуки (ударные и безударные)

    На доске упражнение. Нужно назвать в словах звуки ударные и безударные. (слайд 5)

    Классификация согласных звуков (сонорные, глухие, звонкие)

    Скажите, ребята, кроме гласных какие еще звуки речи вы знаете? (согласные )

    Давайте теперь перейдем к звукам согласным. По звонкости, глухости и сонорности какие согласные звуки бывают? (сонорные, звонкие, глухие) (слайд 6)

    Посмотрите, на ваших столах лежат конвертики со звуками, домик с названием семьи согласных, которая там живет, и клей. У каждой команды свой домик: у первой команды домик, в котором живут сонорные согласные, у второй – звонкие, у третьей – глухие. Достаньте конвертик со звуками. Из этих звуков вы должны выбрать только те, которые относятся к вашему домику, и наклеить их в окошки. (выполнение и проверка задания, домики прикрепляем к доске)

    Проведение физминутки

В преддверии Нового года, к нам на урок пришел снеговик, который проведет с вами веселую физминутку. ()

(Урок был проведен в декабре, потому и физминутка на тему Нового года)

    Классификация согласных звуков (мягкие и твердые)

    А сейчас мы с вами позанимаемся по учебнику. Открываем страницу 128, упражнение 280. (Учащийся зачитывает задание)

1 команда отвечает на вопросы

    Ребята, а все ли согласные звуки речи могут быть мягкими или твердыми? (нет)

    Почему? (есть только твердые и только мягкие звуки) (слайд 7)

    Назовите всегда мягкие звуки (ч, щ, й)

(прошу 2 команду подписать эти звуки в облачке)

    Назовите всегда твердые звуки (ж, ш, ц)

(прошу 3 команду подписать эти звуки в облачке)

    Мы с вами повторили еще один вид согласных звуков, нарисовав таким образом дополнение к нашей картине. Облака прикрепляем к доске.

    Классификация согласных звуков (парные и непарные)

    А сейчас мы с вами выполним задание на ромашковом поле. Ваша задача убрать в каждой ромашке неправильную пару звука. (слайд 8)

    Какие звуки не образуют пар? (ч, щ, ц, х и сонорные) (слайд 9)

(готовые ромашки (1 ромашка с парными, 2 – с непарными) прикрепляем на доску)

10. Тестовая работа (взаимопроверка) (слайд 10)

    А сейчас мы должны с вами закрепить материал, который мы сегодня повторили. У каждого есть листочек с тестом, выполняем задания. Как задания будут выполнены, мы поменяемся своими листочками с соседом, проверим его знания, а ваш сосед проверит ваши и поставит вам оценку.

(ребята под тихую музыку выполняют задание, меняются листочками, каждый верный ответ – 1 балл)

Проверка тестов (слайд 11-16)

    Фонетика – это…

    раздел лингвистики, изучающий части речи;

    раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения;

    раздел лингвистики, изучающий звуки речи.

    В каком слове ударение падает на первый слог?

    портфель

    игра

    шорты

    Выдели слово, в котором все согласные – глухие:

    рисунок

    шишка

    фантазия

    В каком слове все согласные – мягкие:

    дождь

    олень

    лесной

    В каком слове все согласные – парные:

    кость

    цапля

    шарик

11. Рефлексия

    Сегодня мы хорошо потрудились. У каждого из вас есть конвертик под названием «Оценка». Выберете из него тот смайлик, который характеризует ваше настроение, вашу работу на уроке, ваше понимание темы.

    А теперь давайте прикрепим ваши смайлики на забор, который изображен на нашей картине. На этом заборе после урока вы можете оставить свои впечатления от урока.

    Вот такая картина у нас получилась. Какое название мы ей дадим?

12. Домашнее задание (слайд 17)

(Объясняю) Стр. 131, упр. 285.

На этом наш урок окончен. В подарок за активное участие на уроке, за хорошие результаты в тестовой работе, я дарю вам закладочки с классификацией звуков речи. Спасибо за работу на уроке. Желаю вам успехов в учебе.

Список использованной литературы

1. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. (М.: Просвещение, 2013г.)


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Ч. 1
Урок 6 (2 ч)

Тема: Звуки речи и неречевые звуки.

Составление текста с опорой на

рисунки. Обведение по контуру, штриховка

I. Повторение пройденного.

Игра с мячом.

Сейчас мы с вами поиграем. Я говорю «живая» или «неживая» природа и бросаю мяч. Тот, кто поймает, приводит свой пример. Давайте попробуем. 6-8 раз.

А теперь наоборот: я называю слово, а вы говорите, к какой природе этот предмет относится: рябина, продавец, мышонок, снежинка, стол.

(Дети объясняют, что стол - это не природа, так как его сделал человек.)
II. Сообщение темы и цели урока.

- А из чего сделан стол?

Все, что нас окружает, из чего-то сделано: стол из дерева, пенал из пластмассы, тетрадь из бумаги. А из чего же сделаны слова? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.


III. Изучение нового материала.

«Букварь».

- Откройте «Букварь» на с. 14.

Рассмотрите картинки.

Давайте составим предложения по этим картинкам.

- (Петух кукарекает. Собака лает. Дождь стучит и т.п.)

Какие же звуки мы можем услышать? (Дети воспроизводят звуки.)

Могут ли разговаривать петух, собака, дождь?

Можно из этих звуков «сделать» слова?

Как же называются звуки, которые издают петух, собака, дождь, маши­на? (Неречевые.)

А какие же тогда звуки мы называем звуками речи?

Давайте рассмотрим 3 картинки на соседней странице. Могут они помочь ответить на этот вопрос? (Дети рассматривают, рассказывают, что делают ребята на рисунках.)

Можно ли сказать, что дети произносят звуки речи? Почему?

Какие же звуки мы называем звуками речи? (Звуки речи - это те, кото­рые произносит человек, они складываются в слова, и мы понимаем смысл этих слов. А из слов можно составить предложение.)

Придумайте ситуации, когда мы пользуемся звуками речи.

1) Разговор по телефону.

2) Встреча друзей.

3) Пересказ мультфильма.

4) Рассказ о событии и т.д.

Вывод. На какие же группы можно разделить звуки, которые мы слышим?

Когда еще мы произносим звуки речи, пользуемся речью?

Чем эти звуки отличаются от неречевых?

Из чего же «сделаны» слова? А предложения?

Прописи.

IV. Работа в прописи (тетрадь № 1, с. 8-9).

1. - Отложите «Азбуку» и положите перед собой пропись. Откройте ее на с 8. Проверьте положение тетради-прописи.

Кого вы видите? (Черепашку.)

К какой природе мы ее отнесем? Почему?

Какие звуки она может издавать?

Топот, шорох, хруст... - неречевые.

А черепахи, которые живут на Галапагосских островах, могут мычать. Какие же это звуки - речевые или неречевые? Почему?

На доске заготовка черепашки.

Рассмотрите, какой формы наша черепашка. (Овальная.)

Возьмите простой карандаш и обведите ее туловище. (Учитель показывает образец.) Обведите туловище всех остальных черепашек.

Один ученик обводит на доске.

Чем покрыто туловище черепахи? (Панцирем.)

Обведем границу панциря у всех черепашек.

Учитель обращает внимание на то, как дети держат карандаш, следит за осанкой.

А какой у черепашки панцирь? (Он состоит как бы из чешуек.)

Давайте их обведем.

Рассмотрим следующую черепашку. Чем она отличается от той, что мы уже нарисовали?

Какой линией обозначим границу панциря? (Изогнутой, дугой.)

Дорисуйте остальное.

Учитель ходит по классу, оказывает индивидуальную помощь.

А работу с последней черепашкой выполните самостоятельно.
Физминутка для глаз.

2. - Кто нарисован под черепашкой? (Змейка.)

Работа проводится аналогично: рассматривается и обводится общий элемент на каждой змейке.

3. - Только что вы изображали мышек, а теперь посмотрите, какую мышку нарисовал художник в прописи.

Обведите хвостик у первой мышки, нарисуйте такие же хвостики остальным.

Обведите тело первой мышки, нарисуйте его у остальных мышек.

Что осталось сделать? Рассмотрите внимательно образец и выполните самостоятельно.

На доске образцы направления штриховки, чтобы дети могли выбрать.

А теперь выберите самую красивую мышку, заштрихуйте цветными ка­рандашами.

Какие звуки может издавать мышка?

V. Обобщение.

- Из чего состоят слова?

Как называются эти звуки?

А какие еще бывают звуки?

VI. Продолжение работы в прописи.

Методика работы та же: дети обводят один и тот же элемент у всех бабо­чек, дорисовывают головки.

Направление штриховки выберите самостоятельно. Сделайте так, чтобы все бабочки отличались штриховкой.

Работа с бордюром:

Зайчики и котики отличаются цветом и штриховкой.

Выберите цвет и штриховку для брюшка. Выполните эту работу (маль­чики - котиков, девочки - зайчиков).

VII. Закрепление ранее изученного.

1) Работа над предложением.

На доске:

а) ______________ __________ __ ___________ __________ .

Где схема слова бабочка?

- Докажите.

Что вы знаете о предложении? Где схема предложения? Почему?

б) Графический диктант.

Откройте тетради для печатания. Я читаю предложение, а вы его запи­шите в виде схемы.

Один ученик у доски:

Воробей чирикает. I___________

Белка грызет орешки. I_____________.

Шуршат опавшие листья. I______________.

Какие же звуки издают белка, воробей, листья?

Можно ли из этих звуков «сделать» слова?

Как называются звуки, из которых складываются слова? (Звуки речи.)


2) Работа над текстом.

Повторение признаков текста.

А теперь еще раз послушайте эти предложения и ответьте на вопрос: можно ли назвать эту группу предложений текстом? Почему?

Какие признаки текста вы знаете?

«Азбука».

VIII. Работа с «Букварем».

С оставление текста с опорой на картинки. Откройте «Букварь» на с. 15. Рассмотрите схемы. Это просто отдельные предложения или текст? Почему вы думаете, что это текст? Подходит ли заглавие к тексту? Почему вы так думаете? Давайте «прочитаем» (озвучим) этот текст. (Обсуждение разных вариантов предложений, выбор наиболее удачного.) Примерный вариант текста:

Дождь

Солнце зашло за тучу. Сверкнула молния. Прогремел гром. Пошел сильный дождь. Дождь стучал по крышам и окнам. Дети спрятались от дождя в доме.
Какие звуки мы можем услышать, представляя эту картину? (Раскаты а, стук капель по крыше...) Как называются такие звуки? (Неречевые.) А звуки речи мы могли бы услышать? (Да, разговор детей.)

IX. Подведение итогов.

Какие звуки учились различать? Кто произносит звуки речи? Как возникают неречевые звуки? Из чего же состоят слова?
ч. 1