На что вы обрекаете себя, выбирая профессию музыканта. Хочу быть музыкантом! Как стать известным музыкантом

Музыкантам, как и любым другим представителям творческих профессий, общество привыкло так активно петь дифирамбы, что иногда создается впечатление, будто жизнь исполнителей и композиторов напрочь лишена изъянов. Не менее десяти лет старательного обучения в учебных заведениях, по-видимому, представляются людям как приятная и увлекательная поездка на аттракционе в парке отдыха. Бесчисленные часы домашних занятий, заучивание наизусть ненавистных произведений, скучное знакомство с теорией и сухая механическая практика – всё это мало волнует человека далекого от музыки. Главное, считает он, что на выходе из учебного заведения музыканта уже поджидает успех, слава и приличные гонорары. Чем не сказка?

В противоположность таким заблуждениям, действительность оказывается куда сложнее и прозаичнее. С трудностями музыкант столкнется на первых же этапах обучения, и разлучиться с ними ему будет не суждено до самого завершения своей карьеры. Впрочем, до собственно карьеры дело доходит только у единиц, остальные в лучшем случае находят себя в других профессиях.

Думаете, утрирую? Если бы. В противовес елейному общественному мнению приведу свои личные наблюдения о сути профессии музыканта. Может быть, где-то я окажусь необъективным или чрезмерно пессимистичным, но таково уж мое личное мнение.

Обучение

Итак, путь к головокружительным высотам исполнительского мастерства, как правило, начинается с музыкальной школы и репетиторов или самоучителя. Второй вариант заканчивается положительно, только если учащийся осваивает инструмент для игры в поп- или рок-группе. Таких людей можно смело причислять к музыкантам-любителям, но не принижать за это их достоинства – среди подобной публики также встречаются самородки. Однако речь сейчас не о самоучках – у них другие цели и потому трудности, с которыми им приходится сталкиваться, оказываются несколько иного рода.

Что же качается человека, решившего посвятить свою жизнь музыке, то его ожидают долгие годы упорного и беспрерывного труда. Даже если учащийся «горит» музыкой, интересные и полезные занятия с преподавателями будут у него уравновешиваться скучнейшими упражнениями на технику, которым по всем правилам стоит уделять не менее полутора часа в день. Общее время ежедневных занятий – от трех до восьми часов.

Выходных у настоящих музыкантов не бывает. Не жизнь, а праздник.

Если кому-то кажется, что изучить понравившееся произведение можно сразу, разобрав ноты и сыграв его на своем инструменте, то он глубоко ошибается. Разумеется, речь идет не о популярных песнях и мелодиях. Одна из импровизаций Чарли Паркера? Соната Скарлатти? Выучите за день? Предположим. Но хорошо сыграете только через полгода. Для начала необходимо будет добиться полного автоматизма в игре и только после этого приступать к поиску верных интонации.

Короче говоря, с лету сыграть с душой не получится. Не получалось даже у выдающихся музыкантов.

Если человеку вздумалось учиться музыке в провинции, перед ним возникнет еще одна проблема – выбор толкового педагога. Чем дальше населенный пункт расположен от столицы и крупных городов, тем меньше шансов найти действительно хорошего учителя. В случае с маленькими городами вступает в силу негласный закон: кто умеет, тот делает; кто не умеет, учит других. Такие преподаватели не только горазды путать Баха с Бетховеном, но и способны в буквальном смысле нанести вред своим ученикам. Например, нередки случаи, когда в процессе обучения у детей формировалась неправильная посадка, что могло привести к развитию сколиоза и остеохондроза. Не лучший из побочных эффектов обучения музыке. Подобных педагогов, к счастью, не так уж и много, но они еще встречаются в учебных заведениях, поэтому надо быть крайне осторожным при выборе наставника.

Также следует понимать, что если желание стать музыкантом застало вас врасплох уже в юношестве, то развивать технику игры может быть мучительно трудно. У детей организм только формируется и потому все возлагаемые на них нагрузки способствуют развитию слуха, гибкости суставов и подобному. Но уже подросткам приходится в процессе обучения бороться с собственным телом. Как бы то ни было, даже для достижения среднего результата придется много и упорно работать в течение длительного времени.

Встречаются, конечно, и люди, которым обучение дается легче, чем остальным, но такие случаи единичны.

Трудоустройство

С освоением игры на инструменте и так все ясно – в любом учении тяжелее, чем в бою. Но так ли просто реализовать себя в любимой профессии после того, как отучился во всех возможных учебных заведениях? Как ни странно, и в этом творческом виде деятельности работают принципы, применимые также к другим специальностям. То есть, шансы на полноценную реализацию себя как музыканта зависят не только от стараний и таланта, но и от воздействия внешних факторов. Поясню.

Практически в любой сфере деятельности существует конкуренция среди профессионалов. И чем больше в стране таких людей, тем тяжелее найти себе работу. Высшие учебные заведения выпускают сотни специалистов в год, а места, на которые новоявленные специалисты могут устроиться, исчисляются десятками. Не берем в расчет людей талантливых, чьи способности были вовремя замечены – их карьера, как правило, начинается с юных лет. Но что если человек звезд с неба не хватал: инструмент с горем пополам освоил, теорию вышколил, о практике представление имеет и, несмотря на трудности, видит себя только музыкантом. Между нами говоря, для него все только начинается.

В данном случае больше всего повезет выпускникам эстрадных отделений, потому что им легче кооперироваться. Они могут запросто набрать единомышленников и сколотить собственную группу или бэнд. Другой вопрос, насколько прибыльны такие затеи, ведь помимо игры музыкантам еще надо кушать и одеваться. Мой опыт подсказывает, что даже неплохим исполнителям денег хватает только на удовлетворение базовых потребностей. Sad but true.

Если мечтаете о финансовом благополучии – ни в коем случае не идите в музыканты.

Меньше всего шансов разбогатеть у выпускников классических отделений. Исполнители, композиторы и теоретики просто обречены на безденежье, только если вдруг не случится чудо. Поступить в хороший оркестр, чтобы обеспечить себе стабильный заработок, практически нереально. Работать на одних халтурах – значит быть готовым время от времени голодать. Писать собственную музыку в академических жанрах – смерти подобно. Остается педагогическая деятельность, подработки студийным музыкантом или лабухом в ресторанах, репетиторство или освоение смежных профессий ( , например). Высокая зарплата и широкие возможности для самореализации? Нет, не слышал.

Если человек полон амбиций и жаждет явить миру свой талант, то в девяноста девяти случаях из ста его ждет крах всех надежд, сопровождающийся бездной разочарований. Такие горе-исполнители, в итоге, от невостребованности имеют свойство впадать в затяжную депрессию, которая обычно заканчивается погребением своего эго, мечтаний и радужных фантазий. Если такой музыкант не успеет переквалифицироваться, то вся его творческая деятельность очень скоро мутирует в скучную и бесперспективную рутину.

Но весь этот мрак ждет «середнячков», что же происходит с теми, кто смог преодолеть внешние обстоятельства и реализовать себя в профессии?

Там тоже не все так гладко, как хотелось бы. Во-первых, музыка будет отнимать массу времени, что неизбежно скажется на личной жизни. Повезет, только если встретится понимающий партнер, который не станет терзать музыканта за его бесконечную занятость и периодическое выпадение из бытовой сферы. Во-вторых, финансовый вопрос. Как я уже отметил выше, профессиональные музыканты миллионерами не становятся. В-третьих, успешному исполнителю и композитору на протяжении всей своей карьеры придется иметь дело с людьми творческими, а потому не всегда легкими в общении и сотрудничестве. Ну и наконец, чтобы не потерять позиции, музыкант вынужден будет беспрерывно развиваться. И это касается не только оттачивания техники, но также углубленного изучения других видов искусства, освоения новых для себя видов деятельности и других вещей.

То есть, пахать придется без остановки.

Все вышеперечисленные ужасы, на самом деле, грозят далеко не каждому и могут даже обойти человека стороной, если тот чувствует, что самим космосом ему было завещано стать музыкантом. Такое встречается крайне редко, но если уж в голову приходит мысль, что без занятия музыкой жизнь лишится самого главного, то попробовать реализовать себя в этой области наверняка стоит. Да, будет трудно. Зато ничто не сравнится с чувствами, которые переживает музыкант во время игры перед публикой. Да, на яхту накопить не получится. Но разве яхта гарантирует счастливую жизнь? Да, профессиональная деятельность будет отнимать большую часть времени. Но разве настоящая музыка этого не заслуживает?

Пусть каждый сам ответит на все вопросы и решит для себя, чем он готов пожертвовать ради своей цели и что он получит взамен при ее достижении. И если выбор все же падет именно на эту нелегкую профессию, то важно успеть осознать, что надо будет всегда выкладываться по полной, а иначе нет смысла даже пробовать.

"Что нужно, чтобы стать профессиональным музыкантом и гитаристом?" Для большинства людей ответ на этот вопрос весьма туманный. Так уж повелось, что обычно вместо ответа или объяснения можно услышать лишь три заявления, которые, по сути дела являются ни чем иным как мифами. Вот они в порядке возрастания ложности.

Миф номер 1: - Если бы все знали, как стать профессионалами, все бы делали это.

Миф номер 2: - Необходимо быть везучим, чтобы тебя заметили и оказаться в нужном месте в нужное время.

Миф номер 3: - Нужно быть очень одарённым и обладать большим количеством связей в музыкальном мире.

Как и большинство подростков-гитаристов моего поколения, я и мои друзья, будучи ещё в школе, верили во все эти мифы, верили, что это и есть ответы на вопрос как издавать свои записи, гастролировать по миру, быть рок-звёздами и.т.п и.т.п... И так как мы практически ничего не знали о том как на самом деле работает музыкальная индустрия, получая подобные ответы от взрослых (которые как и мы не имели ни малейшего представления о том как на самом деле это работает), считали эти мифы вполне логичными.

Так, вдобавок к обычным занятиям музыкантов(уроки игры на гитаре, чтение о музыке, прослушивание записей, упражнения, джем-сейшны с друзьями, организация групп и мечты о том как пробиться),я понял, что мне нужно нечто большее, чем просто продолжать улучшать свои музыкальные способности, мне хотелось понять, как стать профессионалом, как стать удачливым, как угадывать нужное место и нужное время, быть замеченным, быстрее стать более талантливым и завести связи в музыкальном мире.

Стать более талантливым было наилегчайшей задачей, так как я уже занимался у замечательного педагога, кто сильно ускорил мой рост как музыканта (прочитать эту историю вы можете ЗДЕСЬ ( Но вот всё остальное выглядело не столь легким(вдобавок я ещё и жил вдали от музыкальных центров США). Наиболее страшным выглядело для меня то, что практически всё, что, как я думал, мне нужно для успеха, не зависит от меня. На самом деле, наибольшей моей проблемой было то, что я бесцельно, беспорядочно стремился к ненужному. Взглянем на те мифы, о которых я рассказал в начале.

Миф номер 1 - Если бы все знали, как стать профессионалами, все бы делали это .

Трудно представить себе более ложное высказывание... В мире миллионы гитаристов, которые хотят стать профессионалами, известными, успешными и тп. Теперь, когда я знаю (и сделал) то, что необходимо, чтобы стать профи, я знаю, что большинство людей просто не хотят делать то, что нужно, чтобы стать профессионалом. Многие говорят об этом, мечтают, некоторые даже пытаются, но только малое количество обладает волей, чтобы постоянно, целеустремлённо, интенсивно двигаться вперед долгое время. Это также объясняет, почему столь многие люди в Америке, которые хотят быть богатыми, небогаты....возможности предоставляются всем. И проблема не в том, что люди не знают, что делать. Проблема в том, что люди выбрали бы не делать того, что нужно, даже если бы они знали, что это следует сделать.

Миф номер 2 - Необходимо быть везучим, чтобы тебя заметили и оказаться в нужном месте в нужное время.

По поводу удачи я мог бы говорить часами, но лучше приведу одну цитату -

"Удача - это результат замысла приведенного в исполнение"

"Удача может быть создана, направлена, управляема и контролируема" (по крайней мере в нашем случае)

Оказаться в нужном месте в нужное время очень и очень легко. Bы cлышали о музыкальных выставках? A o выставках звукозаписывающих компаний? A o музыкальных фестивалях, и конкурсах? Эти и многие другие места в мире могли бы оказаться теми, куда Bы (Да-да именно ВЫ) могли бы принести свои записи,CD, демки и дать их продюсерам, издателям и другим людям из музыкального мира.

Ну что, ответ получился вроде "Ну, наверно продюсеры ищут 2-3 гитаристов\группы, и если пришло более сотни, то 98 процентов уходят ни с чем.?” Вроде логично, но истинно ли причина в этом? Вовсе даже НЕТ.

Большую часть времени это продюсеры уходят домой ни с чем. Они встречают очень много музыкантов, но решают не работать ни с кем из них. Необходимо отметить, что музыкальнaя индустрия жаждет новых талантов, и новой музыки. Многие из музыкантов, пришедших на эти мероприятия, приносят замечательную музыку, а также весьма продаваемую. Вроде всё совпало, можно бы и контракт заключить… Но всё не так просто. Компании занимающиеся раскруткой, не собираются вкладывать сотни тысяч долларов в карьеру человека, в котором они не уверены АБСОЛЮТНО, дабы не потерять колоссальные финансовые\временные вложения. Вот мы и добрались до правды - вложение крупных средств в людей экстремально рискованно. Когда музыкальная компания решает работать с Bами, они не просто работают с вашей музыкой - они работают с ВАМИ. Необходимо убедить их, что вложение в Bас денег принесет выгоду с минимальным риском. Да, издатели хотят хороших песен, а звукозаписывающие компании хороших музыкантов и записей, но все они хотят найти подходящих людей. Это вовсе не обязательно означает людей с громким именем.

Приведу простейший пример. Представим себе отличного музыканта, в замечательной группе с прекрасными вещами. Допустим также, что у этих ребят уже имеется своя фан-база, они даже продали достаточное количество записей (для группы без контракта со звукозаписывающей компанией). А теперь представим себе, что солист группы и автор песен наркоманы. Каково быть на месте менеджера звукозаписывающей компании...? Вложили бы вы на их месте СВОИ $450,000 долларов в группу с хорошими песнями, фан-базой, но основные члены которой умственно нестабильные недоделки? Я бы не стал, и так же поступило бы большинство компаний. Раньше компании иногда заключали договора с подобного рода отморозками, но заканчивалось это в большинстве случаев плачевно для всех. Это был утрированный пример, но он ярко показывает, как риск, связанный с людьми, может погубить возможности.

По многим причинам музыкальная индустрия становится всё более и более сложным руслом зарабатывания денег для звукозаписывающих контор. (Стоило бы рассмотреть эту тему подробнее, но она слишком обширна для рассмотрения здесь и сейчас.) Вывод - в поисках музыкантов для продвижения звукозаписывающие компании будут искать много больше, чем музыкальные способности человека, его группы и качества их записей. Большинство групп не понимают, почему их последний диск, состоящий из хитов, не пользуется спросом у воротил музыкальной индустрии.

Продюсеры и издатели, звукозаписывающие компании и менеджеры жаждут новых талантов. И если бы все 100 из тех, кто пришёл, соответствовали требованиям, все они получили бы множество возможностей.

Огромное заблуждение - что конкуренция слишком велика, что слишком многие хотят стать рок-звёздами. В реальности, проблема не в том, что у звукозаписывающих компаний слишком большой выбор музыкантов. На самом деле еле хватает людей, у которых есть "весь набор достоинств". Этот набор состоит далеко не только из группы и их песен. То, чего недостаёт большинству музыкантов, чаще всего находится(или не находится) у них в головах. Жанна Д"Арк как то сказала "Все битвы сначала выигрываются или проигрываются в уме". Ныне это ещё более актуально, чем в ее время.

Миф номер 3 - Нужно быть очень одарённым и обладать большим количеством связей в музыкальном мире.

Собственно, проблемы с этим мифом тe же, что и со вторым. Добавлю только насчёт связей - персонал звукозаписывающих компаний, менеджеры, продюсеры и издатели знают тысячи музыкантов(а в своей жизни встречали и ещё больше). Если кто-то кого-то знает, это ещё ничего не значит....если не выполнены два условия:

1.У Bас с этим человеком дружеские отношения (ведь просто знать о человеке ещё ничего не значит)

2. Вы- "подходящий человек". Да, у Bас должен быть музыкальный талант, но, как было сказано выше, этого мало. Вложение средств в вас должно быть безопасным и выгодным.

Много лет ушло, чтобы понять это, но теперь я знаю, что это правда. Конечно, можно найти и некоторые исключения из правил. И чем глубже в древности мы будем искать, тем чаще будут встречаться эти исключения. Но музыкальная индустрия сегодня - совсем иное, чем она была в 1970-е,80-е,90-е,и даже в первые 2-4 года этого десятилетия. Индустрия развивается быстрыми темпами, и природа ее изменилась до неузнаваемости. Но, как музыкантам, вам нужно понять главное:

Компании гораздо реже идут на риск в последнее время.

Наибольший риск компаний - вложение средств в людей (музыкантов и группы).

Это основная причина, почему в моей Music Careers Mentoring Program моя основная задача - развитие способности мыслить как "подходящий человек". Только позже мы начинаем работу над остальными средствами и возможностями музыканта для использования в нынешней или будущей карьере.

Итак....мой совет для готовящихся к музыкальной карьере:

1.Сконцентрируйтесь на своём сознании, найдите всё, что вы можете предложить муз.индустрии и избавьтесь от всех слабостей(в мыслях, привычках, действиях),которые могут показаться звукозаписывающим компаниям риском.

2.Постоянно работайте над сочинением музыки.

3.Узнавайте как можно больше про индустрию, в которой вы хотите зарабатывать, и не слушайте никого, кто не жил этим делом. Если Bы хотите гастролировать по всему миру, не слушайте тех, кто не гастролировал. Если вы хотите продавать по всему миру свои записи, не слушайте тех, чьи записи не продаются по всему миру. Кстати говоря, в связи с этим плохой идеей (но не всегда) будет учиться законам музыкальной индустрии в университете, тaк кaк большинство преподавателей там не гастролируют или никогда не гастролировали по миру, иначе бы они не преподавали а были сейчас где-то в Европе или Америке, живя тем, про что они рассказывают (Естественно, есть и исключения, Bам вполне могут встретиться преподаватели, которые в прошлом занимались этим).

У кого из нас не было детской мечты стать певцом, актером, моделью или музыкантом? Пожалуй, каждый второй говорил об этом своим родителям, а в ответ слышал нечто вроде: «Ну да-да, станешь обязательно» или радикальное «Вырастешь - поймешь, что это не твое!».

Но как быть, если человек знает, что музыка - это его любовь и призвание, а потому слова «хочу стать музыкантом» непросто брошены им на воздух, а вполне осмыслены?

В первую очередь важно понять, что деятельность музыканта предполагает огромную ответственность за себя и свои действия. И мало просто вбить поисковой запрос «как стать музыкантом» где-нибудь в интернете. Нужно много учиться, работать над собой, практиковаться и совершенствоваться.

И только тогда можно думать о том, как стать музыкантом. Им не стать, если не умеешь играть ни на одном музыкальном инструменте.

Кто такой музыкант

Казалось бы, ответ очень простой: музыкант - тот, кто умеет играть на одном из множества музыкальных инструментов. В этом случае чисто теоретически человек, который умеет играть на резинке от трусов или на игрушечном барабане - тоже музыкант. И получается, что уровень музыкантов симфонического оркестра доступен каждому?

Вот-вот, в том и дело, что как стать известным музыкантом - так все готовы, а как действительно работать над этим - желающих становится меньше.

Музыкант - это непросто тот человек, который овладел игрой на фортепиано, гитаре, ударной установке, балалайке или резинке от трусов. Это человек, который не только играет, он чувствует музыку.

Музыку чувствовать важно, поскольку каждая мелодия уникальна, и только настоящий музыкант в состоянии сыграть ее правильно и эмоционально. Не поверите, но даже элементарно сила, приложенная к струне гитары или клавиши фортепиано, создает определенный акцент и определенное настроение.

В некоторых случаях человек может даже не знать нот. Но это скорее исключение из правил: такие люди владеют феноменальным музыкальным слухом, с легкостью воспроизводят услышанное и нередко пишут музыку самостоятельно. При этом если они зададутся вопросом как стать музыкантом, им тоже порекомендуют выучить ноты, даже если они им уже не нужны.

В чем заключаются особенности профессии музыканта

Разобрались с тем, кто такой музыкант, теперь рассмотрим, чем занимаются те музыканты, которые превратили свое хобби в профессию.

У музыканта в любом случае есть набор обязанностей, который прописывается в договоре при официальном трудоустройстве.

Музыканты часто гастролируют с концертами или выступлениями.

При этом музыкант не обязан уметь петь, но если умеет - его возможности значительно расширяются.

А теперь рассмотрим подробнее, как становятся музыкантами.

Важные условия

Чтобы понять как стать музыкантом, нужно сначала определить, соответствует ли человек необходимым критериям, и если нет - может ли и готов ли он добиться соответствия им. Из необходимых можно выделить следующие.

  • Наличие музыкального слуха - врожденного (в идеале) или приобретенного (развитого в процессе обучения музыке).
  • Нужно получить специальное образование: как минимум окончить музыкальную школу.
  • Высшее музыкальное образование - огромное преимущество.
  • Ответственность, нацеленность на результат.
  • Желание и умение развиваться и совершенствоваться.
  • Наличие собственного музыкального инструмента. Возможно арендовать или брать у кого-то, но это несколько нелепо.

Образование, которое должно быть у музыканта

Многие люди интересуются, можно ли стать музыкантом без специального образования. Теоретически можно: есть ведь гении, которые от природы одарены настолько, что отлично играют без знания нотной грамоты или с минимальными знаниями. Но таких людей - один на миллион. И даже они часто начинают учиться будучи уже на пике карьеры.

Музыкальная школа - это минимум, который должен быть.

Диплом ВУЗа или факультета, ориентированного на подготовку музыкантов - не обязательное условие, но преимущество.

Поэтому и вопрос «Как стать профессиональным музыкантом без образования?» - нелепый вопрос. Ответ: никак.

Сложности в профессии музыканта

Важно помнить, что работа музыканта - непростая и безоблачная. Музыкантов сейчас довольно много, и каждый хочет хорошо зарабатывать. Иными словами, конкуренция огромная. Потому как стать музыкантом - уже не настолько сложный вопрос, как проблема поиска работы.

Необходимо уметь заинтересовать собой, своей игрой, личностью. Хороший музыкант умеет вложить в музыку чувства, эмоции: силу или, наоборот, слабость, любовь или ненависть, теплоту или холод. Если вы не понимаете о чем идет речь - закрывайте эту страницу и ищите себя в другой сфере искусства, а лучше - не искусства.

Нужно быть ответственным. Профессия многих музыкантов напоминает праздник, и важно в этом празднике не потерять себя. Например, известно множество случаев, когда музыканты теряли работу в ночных клубах по причине систематической неявки на место работы из-за сильного похмелья.

Где найти работу

В зависимости от инструмента, на котором они играют, жанра и собственных желаний, музыканты могут быть заняты в разных проектах и работать в совершенно разных заведениях, начиная от ночных клубов и заканчивая оперными театрами. В любом случае их задача - выполнять свои обязанности перед заведением, в котором они работают.

Кроме этого, музыканты вполне могут не быть закреплены за одним конкретным местом работы. Они часто дают объявления о сольном выступлении на каком-либо мероприятии, принимают заявки, заключают договор, выступают и получают оплату. Таким способом пользуются и занятые на постоянном месте работы музыканты. В этом случае необходимо обладать хорошими навыками менеджмента и коммуникации или нанять человека, который будет заниматься организационными и деловыми вопросами. Важно понимать, что наем менеджера оправдан, только если позволяют доходы. Кроме этого, необходимо правильно составить договор, а без грамотного юриста это сделать невозможно. Можно разработать один образец договора для всех клиентов с помощью проверенного юриста, и обращаться к нему за услугами в случае изменений в условиях, например, по желанию какого-либо из клиентов.

Еще нужно понимать, что работа может быть сезонной: в кафе или ресторане на открытой террасе, в летнем ночном клубе, а также на время действия какого-либо проекта, серии праздников или юбилейных мероприятий.

Другие способы стать музыкантом и получать за это деньги

Если музыкант не готов заниматься поисками подходящих для него мест работы, но все еще планирует посвятить себя целиком и полностью музыке, с профессиональной точки зрения, то можно попробовать другие способы заработка с помощью музыки. Все они не гарантируют высоких доходов, и вообще не всегда гарантируют, что этот самый доход будет, и потому желательно заниматься чем-либо из нижеперечисленного, совмещая с другой работой или учебой. Вот несколько примеров.

  • Зарегистрировать Ютуб-канал и выкладывать на нем видеоролики своих выступлений. При большом количестве подписчиков и просмотров можно начать зарабатывать.
  • Стать уличным музыкантом.
  • Принимать участие в конкурсах с грантами или денежными призами. Но их не так уж и много.

Заключение

Таким образом делаем вывод, что одного желания недостаточно. Нужно пройти путь самосовершенствования, чтобы уметь превосходно играть на своем музыкальном инструменте, а возможно, и не на одном. Поиск работы может занять много времени, а может быть более чем простым - немало зависит от удачи и умения себя подать, правильно зарекомендовать.

Музыкантами не становятся, музыкантами рождаются? Каждый когда-либо задавался этим вопросом. Eatmusic побеседовал с разными музыкантами – как состоявшимися профи, так и с самоучками, чтобы узнать, где же кроется правда.

В чем проблема?

Разделение музыкантов на любителей и профессионалов существует давно. Мы задаемся вопросом, по каким же критериям оно осуществляется: мастерство, коммерческий успех или наличие диплома? Если соотношение двух первых пунктов предельно ясно, то по третьему признаку возникает ряд вопросов.

Диплом потребуется однозначно в трех случаях: вы хотите официально преподавать, вы хотите карьеру в классической музыке, продолжить образование заграницей. Также, есть неоднозначное мнение, что музыканты, закончившие музыкальный ВУЗ могут лишиться возможности творчески мыслить и импровизировать, а станут очередным продуктом системы образования под «гребенку». Насколько нужна корочка современному музыканту, когда она может понадобиться, и настанет ли этот момент вообще?

Мнения

Светлана Шебеко

педагог по вокалу в Московском колледже импровизационной музыки,

вокалистка группы Кукуруза

Я преподаю джазово-эстрадный вокал в Московском колледже импровизационной музыки около семнадцати лет. Колледж широко известен благодаря своим давним традициям и уникальной методике обучения. Среди выпускников колледжа есть джазовые (и не только) музыканты, добившиеся успеха и признания. Высокий уровень музыкального образования студентов, прошедших обучение в МКИМ, дает возможность выступать сольно и с профессиональными музыкальными коллективами на площадках любого уровня. Программа обучения рассчитана на четыре года. Пройдя ее, выпускник получает диплом об окончании МКИМ.

Когда речь идет о профессиональном, а не любительском уровне, то надо понимать, что любая профессия, в том числе и музыкальная, предполагает наличие определенных знаний, умений и навыков. Получить их можно, пройдя системный, комплексный и поступенный курс обучения (музыкальная школа, музыкальное училище (колледж), музыкальный ВУЗ по определенной специальности).

Я знаю людей, которые, не имея специального образования, достигали высокого профессионального уровня в музыкальной деятельности. Это во многом зависит от наличия музыкальных способностей человека, его целеустремленности и умения самостоятельно осваивать специальность, предполагающую комплексные знания, например, знание сольфеджио. Такие люди – большая редкость. Минус самообразования заключается в том, что подойти к овладению специальностью через комплексное изучение дисциплин самому человеку сложно. Недаром существуют определенные программы и методики обучения, разрабатываемые годами.

Российское музыкальное образование долгие года и до сих пор пользуется авторитетом за рубежом. Музыкальных учебных учреждений за границей достаточно много и есть из чего выбрать. Пожалуй, чаще всего едут учиться в США и Германию. В США есть такие школы, как «Berklee College of Music», «The University of Rochester», «The Julliard School» и другие. Место учебы следует выбирать соответственно направленности школы, колледжа или университета.

Я согласна с тем, что не все педагоги учат творчески мыслить и не всегда развивают (не подчеркивают) творческую индивидуальность ученика. Поэтому важно, у кого вы учитесь. Я убеждена, что очень многое зависит от педагога, и если вы попадаете к хорошему педагогу, то приобретаете знания, навыки, и при этом ваша творческая индивидуальность сохраняется.

Музыкантами становятся!

Ния Архангельская

основатель школы вокальной импровизации MUSIC INSIDE

По моему опыту, важнее открытость и готовность взаимодействовать, чувствование себя и желание создать что-то вместе. Если это есть, то даже образование неважно. Профессиональные музыканты не спрашивают, где ты учился, но смотрят на что ты способен. Музыка – это чувственное наполнение общества, и поэтому важно находить действительно свое, уникальное, то, что важно сказать.

Образование бывает настолько гнетущим и несвободным, что и Музыка выходит такая – сдавленная, потерянная в попытках быть “хорошей”. Образование может как помочь познать музыку, так и отбить все желание.

Шансы коммерчески состояться без образования велики. Я знаю несколько таких примеров, начиная с меня. Я всегда любила петь, но образование получила экономическое. Но Музыка нашла меня снова. Если это желание души, отсутствие образования никогда тебя не остановит. Важно получить опыт и найти ключи – к своему голосу, к своей истории, к своему сердцу, значит, и к сердцам людей. И если это случилось, коммерческий успех не заставит себя долго ждать.

Думаю, что разница между любителем и профи только в корочке и, возможно, в каких-то технических возможностях. Это как разница между коренным жителем и приезжим. Коренные обычно имеют привилегии, квартиру в центре, например, а приезжие настроены работать, вкладывать себя. Зачастую от Музыки любителей трогает до глубины души, и ты плачешь от красоты, а технически изощрённая Музыка профи зачастую не пробуждает чувств…

Мне сложно оценивать состояние системы образования в России, но по мнению друзей-музыкантов и людей с классическим образованием, которые приходят ко мне на занятия, система образования кажется закостеневшей. Мы чуть-чуть застряли во времени. На мой взгляд, Англия и Америка – страны с самым прогрессивным мышлением в области искусства и музыки.

Общая «гребенка» и невдохновлённые преподаватели – это бич современного классического образования. Думаю, что главное преимущество самообразования это свобода, а минус – отсутствие дисциплины.

Да, музыкантами рождаются, причем все! Все рождены с музыкой внутри, просто не каждый позволяет себе услышать эту музыку по-настоящему, дать себе время и возможность заглянуть в себя поглубже. Для этих людей мы и занимаемся тем, чем занимается.

Личный опыт

Артем Самодуров, джазовый музыкант

Лично мне комбинация самообразование/преподаватели подходит идеально

Я выбрал самообразование. Мое первое образование – экономическое, есть своя фирма. Джазом увлекся позднее. Был бы рад пойти учиться в ГМУЭДИ (Государственный музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства) на очную форму, но у меня очень мало времени на совмещение – тратить его на такие предметы, как «история музыки ХХ века» совсем не хочется. Поэтому я набрал преподавателей по основным предметам и хожу на индивидуальные занятия. По стоимости получается одно и тоже, а индивидуальный подход и свобода от экзаменов позволяет сделать что-то шире общей образовательной программы. Гармония, сольфеджио, специальность – вот три столпа. Лично мне комбинация самообразование/преподаватели подходит идеально. Сейчас готовлюсь к поступлению в Голландию. Надеюсь, что через два года получится уехать.

Никакие бумаги в этой сфере тебе не помогут, если ты не научился играть музыку. «Лажу» на джеме с классными музыкантами дипломом не прикроешь, а если произведешь фурор своим мастерством, то диплом никто не спросит. Если говорить совсем грубо, то профи – это тот, кто умеет играть все и круто, как минимум в своем направлении.

Если говорить о джазе, то без образования тебе не удастся общаться с другими музыкантами на одном языке. Многие великие джазмены не знали нот, как Чарли Паркер или наш современник двенадцатилетний Джоуи Александр. Но это исключения. Правда между двумя крайностями. Наличие диплома не делает из тебя музыканта и наоборот. Все определяется на прослушиваниях, где важно лишь твое мастерство.

Коммерческий успех

Во-первых, многое зависит от музыки, которую ты играешь. У меня много знакомых-непрофессионалов, которые с авторской музыкой в различных направлениях неплохо зарабатывают в дополнение к основной офисной работе. Во-вторых, если говорить о серьезной профессиональной сцене, где ты играешь и записываешь чужую музыку за деньги, то заработать можно без офиса, но конкуренция невероятно высока. В-третьих, можно самому писать серьезные альбомы с серьезной музыкой, играть концерты и зарабатывать еще больше, но это уже что-то из разряда построения бизнеса. Нужны идеи, свой стиль исполнения и высочайшее мастерство. Плюс маркетинг и раскрутка. Но менеджер Газпрома все равно зарабатывает больше среднестатистического музыканта. Sad, but true.

Образование

У нас системы джазового обучения нет. Знания отрывочны, во многом заимствованы из классики и отличаются в зависимости от преподавателя. Наше обучение – это отношения «учитель – ученик». Из уст в уста, можно сказать. Несколько месяцев назад я начал брать уроки у музыканта, который закончил Академию джаза в Голландии. Занимаемся по учебникам Беркли. За эти несколько месяцев я узнал и поставил на место столько знаний, сколько не смог за предыдущие три года обучения в колледже (МКИМ). Хорошим музыкантом ты можешь стать и здесь, есть классные музыканты, но средний уровень музыкантов ниже на порядок. В любом случае, если хочешь стать «фирмачем», то тебе придется делать 200% работы вне зависимости от страны и места обучения.

Что касается зарубежного образования – Codarts Rotterdam в Голландии по программе New York Jazz. Там одни из лучших преподавателей и музыкантов мира, есть знакомые, которые там учились. Хорошее место. Многие уезжают в Berklee, но там берут баснословные деньги.

Тем, кто родился музыкантами, очень повезло, всех остальных ожидает адский каждодневный труд многочасовых занятий!

P.S.: Мнение редакции может не совпадать с мнением респондентов.

Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тоны и лады. Колокол, стекольная рама, кукушка, — прислушайся, какие звуки они издают.

Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно читать азбуку вслух и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой.

Изобрели так называемую «немую клавиатуру»; попробуй немного поиграть на ней, чтобы убедиться в ее полной непригодности. Немые не могут научить говорить.

Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера!

Изучи как можно раньше основные законы гармонии.

Не бойся слов: теория, гармония, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.

Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом и не останавливайся на половине пьесы.

Тянуть и спешить — одинаково большие ошибки.

Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.

Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.

Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без помощи инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но также и сопровождающую ее гармонию.

Даже если ты не обладаешь хорошим голосом, старайся петь с листа без помощи инструмента; таким образом, ты разовьешь свой слух. Если же у тебя красивый голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.

Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.

Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его предварительно глазами, в полном его объеме.

Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и чувствуешь усталость, не принуждай себя к дальнейшему труду. Лучше отдыхать, чем работать без охоты и бодрости.

Когда будешь постарше, не играй модных сочинений. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.

На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.

Весь хлам пассажей имеет преходящее значение; техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям.

Не распространяй плохих сочинений; старайся всячески преграждать им путь к известности.

Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их, если только тебя к этому не принуждают.

Не стремись к блеску исполнения. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, — искажение.

Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.

Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени.

Постепенно знакомься с сочинениями известных композиторов.

Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы.

Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы.

Все модное выходит из моды; если ты будешь гнаться за модой, то, состарившись, будешь никому не внушающим уважения франтом.

Много играть в обществе скорее вредно, чем полезно.

Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т. п. Это сделает твою игру полной жизни, осмысленной. Чаще аккомпанируй певцам.

Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.

Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.

Когда подрастешь, общайся больше с партитурами, чем с виртуозами.

Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И. С. Баха. «Хорошо темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом.

Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.

Отдыхай от своих музыкальных занятий, усердно читая поэтов. Броди почаще в поле и в лесу.

У певцов и певиц можно многому научиться, но и не во всем доверяй им.

Много людей живет на свете. Будь скромен! Ты еще не изобрел и не придумал ничего такого, чего до тебя уже не придумали и не изобрели другие. А если бы тебе это и удалось, то считай свое открытие общим достоянием.

Изучение истории музыки, подкрепляемое живым слушанием образцовых произведений различных эпох, скорее всего, излечит тебя от самомнения и тщеславия.

Исследование Тибо «О чистоте стиля в музыке» — прекрасная книга. Когда ты станешь старше, читай ее.

Если ты проходишь мимо церкви и слышишь, что в ней играют на органе, войди и слушай. Если тебе посчастливится самому сесть на органную скамью, то испытай свои маленькие руки на клавишах этого инструмента и удивляйся могуществу нашего искусства.

Не упускай случая поупражняться на органе; нет инструмента, который так же быстро мстил бы за неряшливость и грязь в сочинении и в исполнении.

Но что, значит, быть музыкальным? Ты не музыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу; ты не музыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе сразу две страницы, — остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкант, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть, — словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце.

Но как стать музыкальным? Милое дитя, главное острый слух, быстрая восприимчивость — дается, как и все, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать. Ты не станешь музыкальным, если, отшельнически уединяясь, целыми днями будешь заниматься техническими упражнениями; ты приблизишься к цели, если будешь поддерживать живое, многостороннее общение с музыкантами, и, в частности, если будешь постоянно иметь дело с хором и оркестром.

Изучай с юных лет пределы и свойства человеческого голоса в его четырех видах; особенно прислушивайся к голосам в хоре; выясни, в каких регистрах они обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения мягкости и нежности.

Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер различных народов.

Практикуйся с раннего возраста в чтении старых ключей. Иначе для тебя останутся недоступными многие сокровища прошлого.

Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов, старайся запечатлеть в своем слухе их своеобразную звуковую окраску.

Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу.

Высоко чти старое, но и новое встречай с открытым, горячим сердцем. Не относись с предубеждением к незнакомым тебе именам.

Не суди о сочинении, прослушав его один раз: то, что тебе понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют глубокого изучения. Многое станет тебе ясным лишь в зрелом возрасте.

В суждениях о музыке различай, принадлежит ли произведение к области профессионального искусства или создано только для дилетантского развлечения; первые отстаивай, по поводу других не гневайся!

«Мелодия» — боевой клич дилетантов, и действительно, музыка без мелодии —не музыка. Пойми, однако, что они имеют в виду: они признают лишь мелодию, легко воспринимаемую, ритмически привлекательную. Но ведь есть и другие, иного склада, и где бы ты ни раскрыл Баха, Моцарта, Бетховена, на тебя глядит тысяча мелодий различных видов; убогое же однообразие, особенно типичное для новых итальянских оперных мелодий, надо надеяться, скоро наскучит.

Если ты подбираешь на фортепиано маленькие мелодии, это, конечно, очень мило, но если они являются сами, а не за инструментом, то радуйся еще больше — значит, в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание... Пальцы должны делать то, чего хочет голова, но не наоборот.

Когда ты начнешь сочинять, проделай все мысленно. Только когда пьеса совершенно готова, попробуй сыграть ее. Если твоя музыка вылилась из души, если ты ее прочувствовал, — она так же подействует и на других.

Если небо одарило тебя живой фантазией, то в часы уединения ты будешь, как зачарованный, сидеть за инструментом, пытаясь в гармониях излить свое внутреннее я, и тем таинственнее ты будешь чувствовать себя как бы вовлеченным в магический круг, чем менее ясным будет для тебя еще в это время царство гармонии. Это будут самые счастливые часы твоей юности.

Берегись, однако, слишком часто отдаваться влечению таланта, который соблазняет тебя тратить силы и время на создание как бы призрачных образов. Овладение формой, сила ясного воплощения придут к тебе только вместе с нотными знаками. Итак, больше сочиняй, чем фантазируй.

Как можно раньше познакомься с дирижированием. Почаще наблюдай хороших дирижеров; вместе с ними можешь потихоньку дирижировать. Это принесет тебе ясность.

Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и с науками. Законы нравственные те же, что и законы искусства. Старанием и прилежанием ты всегда достигнешь более высокого.

Из фунта металла, стоящего несколько грошей, можно сделать тысячи часовых пружин, ценность которых увеличится в сотни тысяч раз. Фунт, полученный тобой от Бога, используй добросовестно.

Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.

Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство. Совершенствуй себя как артист, остальное придет само собой.

Лишь тогда, когда станет тебе вполне ясной форма, тебе ясным станет и содержание. Быть может, только гений понимает гения до конца.

Кто-то утверждал, что хороший музыкант должен уметь представить себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде партитуры. Это высшее совершенство, какое себе можно представить.

Ученью нет конца.