Специальная пошлина. Особые внешнеторговые пошлины как инструменты протекционистской политики государства. В каких случаях применяются антидемпинговые пошлины

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ - особый вид таможенных пошлин, предусмотренный Законом РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. С.п. применяются: а) в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям; б) как ответная мера на дискриминационные и иные действия , ущемляющие интересы РФ со стороны других государств или их союзов.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ" в других словарях:

    Специальные пошлины - (англ special duties) пошлины, которые применяются при введении специальных защитных мер и взимаются федеральным органом исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в РФ, сверх ставки таможенной… … Энциклопедия права

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ - особый вид пошлин, установленный в ст. 8 Закона о таможенном тарифе. Специальные пошлины применяются: в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб… …

    специальные пошлины - особый вид таможенных пошлин, предусмотренный Законом РФ О таможенном тарифе от 21 мая 1993 г. С.п. применяются: а) в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих… … Большой юридический словарь

    Особый вид таможенных пошлин, предусмотренный в Законе РФ от 21 мая 1993 г. № 5003 1 О таможенном тарифе. С.п. применяются: а) в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или… … Энциклопедия юриста

    Специальные защитные меры - меры по ограничению ввоза товара на таможенную территорию одного из государств участников для свободного обращения на его внутреннем рынке, которые применяет Сторона посредством введения количественных ограничений импорта или специальной пошлины … Официальная терминология

    Налоги, взимаемые только с иностранных товаров с целью прямого сокращения их ввоза в страну. См. также: Импортные пошлины Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ - меры по ограничению ввоза товара на таможенную территорию РФ для свободного обращения на ее внутреннем рынке, которые применяет Правительство РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе временной специальной… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Виды таможенной пошлины, которые согласно Закону РФ от 21 мая 1993 г. № 5003 1 О таможенном тарифе могут временно применяться к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. Порядок их использования определяется специальными… … Энциклопедия юриста

    СТАВКА ВВОЗНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ - элемент налогообложения при взимании ввозных таможенных пошлин. Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ в пределах, установленных Законом о таможенном тарифе. Предельные ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые в… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Виды таможенной пошлины, которые согласно ст. 7 Закона РФ О таможенном тарифе от 21 мая 1993 г. могут временно применяться к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. К О.в.п. относятся: специальные пошлины; антидемпинговые… … Юридический словарь

Механизм, аналогичный механизму действия таможен­ной пошлины, часто применяется как способ реализации других инструментов торговой политики, которые не связаны с применением таможенных тарифов (эти инструменты относят к нетарифным инструментам торговой политики). В этих случаях механизм таможенной пошлины использует­ся как техническое средство ограничения доступа иност­ранных товаров на внутренний рынок, хотя сами ограниче­ния применяются как часть более сложных торгово-политических инструментов. К таким случаям относятся антидем­пинговые, компенсационные и защитные меры, когда при­меняются особые виды пошлин -специальные, антидем­пинговые и компенсационные .

Для защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться:

1) специальные ; применяются в качестве защитной меры, если товары, ввозимые на территорию страны в количестве и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; а также как ответная мера на дискриминационные и иные дей­ствия, ущемляющие интересы России со стороны других го­сударств;

2) антидемпинговые - применяются в случае ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого вывоза (по цене ниже себестоимости), если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства по­добных товаров;

Антидемпинговые пошлины - это одна из наиболее жестких экономических средств защиты внутреннего рынка. Оно используется правительствами стран (в основном, стран с развитой рыночной экономикой: США, страны Западной Европы) против деятельности иностранных поставщиков, осуществляющих продажу своих товаров по демпинговым ценам.

Демпинг - это ситуация, когда товары продаются на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран (Антидемпинговый кодекс, статья 6). К демпингу прибегают экспортеры для внедрения на рынок, расширения объемов продаж, вытеснения конкурентов. Действие законодательства о демпинге вступает в силу лишь тогда, когда демпинг причиняет или угрожает причинить ущерб национальной торговле, наносит вред конкуренции внутри страны. После признания факта демпинга проводится антидемпинговое расследование, в результате которого взимаются антидемпинговые пошлины. Размер такой пошлины устанавливается в разных странах по-разному, однако, в основном, он соответствует разнице между заниженной и нормальной ценой в дополнение к обычной таможенной пошлине. Такая пошлина налагается за все время с момента поставки товара в страну (то есть задним числом).


Экспортеры обычно стремятся не доводить дело до судебного расследования и не допустить наложения антидемпинговой пошлины. Поэтому чаще всего они идут на определенные компромиссы: повышают цену, сокращают объем поставок и т.д.

3) компенсационные ; применяются в случае ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно ис­пользовались субсидии, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным производите­лям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;

Компенсационные пошлины аналогичны антидемпинговым пошлинам по причине наложения, по процедуре установления, по определению размера и пр. Главным отличием является то, что демпинг осуществляется страной экспортера путем предоставления этому экспортеру субсидии из госбюджета. В данном случае доказательства наличия материального ущерба не требуется. Такая пошлина "компенсирует" субсидию и выравнивает конкуренцию.

4) сезонные ; устанавливаются правительством для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров на срок, который не может превышать шести месяцев в году. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тари­фом, не применяются (в период действия сезонных пошлин).

5) особые виды пошлин . Действует соответствующая процедура, согласно которой применению таких пошлин должно предшество­вать расследование, проводимое в соответствии с российским законодательством по инициативе государственных органов управ­ления.

Законодательство закрепляет основные принципы процедуры применения особых видов пошлин (ст.11 Закона РФ "О таможенном тарифе"). Любое решение, принимаемое в ходе расследования, должно основываться на количественно определяемых данных. Размер ставок особых пошлин, устанавливаемых Правительством РФ, должен быть соотносим с величиной установленного в каждом конкретном случае демпингового занижения цен, субсидий и выявленного ущерба. Срок действия особых видов пошлин, их досрочная отмена или продление устанавливаются Правительством РФ с учетом международных обязательств РФ. И, наконец, закрепляется принцип гласности и открытости на всех этапах процедуры введения особых видов пошлин. Детально процедура применения особых пошлин регламентирована в Положении о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер. Содержание основных элементов данной процедуры заключается в следующем.

Введению специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин предшествует расследование, проводимое МЭРТ. Расследование проводится на основании заявления о применении указанных пошлин в качестве специальных защитных мер, поданного в МЭРТ от имени отрасли российской экономики по поручению Правительства РФ или по заявлению органа исполнительной власти субъекта РФ (далее – "заявление").

К заявлению прилагаются документы (информация), предусмотренные в приложениях к Положению о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер. В каждом приложении содержится перечень документов и информации, которые должны представляться при подаче заявлений о введении соответствующего вида мер: специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин. Заявитель должен указать причины ущерба (возросший объем ввоза конкурирующего товара, продажа по демпинговым ценам и т.д.), а также характер предлагаемых защитных мер. В качестве примера сведений и документов, представляемых одновременно с заявлением, можно назвать:

1) наименование и реквизиты производителя, подающего заявление;

2) перечень всех значительных российских производителей конкурирующего товара;

3) состав и долю акционеров в уставном фонде российского производителя, подавшего заявление;

4) сведения об объеме производства конкурирующего товара российского производителя в натуральном и стоимостном выражении, а также о его доле в общем объеме отечественного производства этого товара;

5) технико-экономические характеристики ввозимого конкурирующего товара и конкурирующего товара российского производителя;



6) страну происхождения или экспорта конкурирующего товара, ввозимого в РФ, наименование и реквизиты каждого известного экспортера или производителя, а также перечень основных известных российских импортеров указанного товара с их реквизитами;

7) информацию о ценах, по которым данный товар продается на внутренних рынках стран происхождения или экспорта, об экспортных ценах или ценах перепродаж, а также о соотношении цен на конкурирующий ввозимый товар и товар российского производителя;

8) объем ввоза конкурирующего товара, темпы роста объема ввоза в абсолютном и относительном выражении, соотношение объемов ввозимых конкурирующих товаров и объемов производства российского производителя;

9) оценку существенного ущерба (угрозы такового), нанесенного российскому производителю конкурирующего товара в результате ввоза конкурирующего иностранного товара и иная информация (документы).

Ущерб оценивается по ряду параметров: объему производства, степени загрузки производственных мощностей, состоянию товарных запасов, объему продаж, балансовой прибыли, показателям эффективности производства и объема инвестиций, показателям численности и реальной занятости промышленно-производственного персонала. Перечисленные показатели представляются в динамике за три года, а при отсутствии данных за три года – в динамике за один год. Все стоимостные показатели в целях сопоставимости выражаются в рублевом и долларовом эквиваленте. Данная информация заверяется подписями директора и главного бухгалтера организации.

МЭРТ РФ принимает к рассмотрению заявление:

О применении специальных пошлин при условии, что на долю российских производителей товара, поддерживающих такое заявление, приходится не менее 50% общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в РФ.

О применении антидемпинговых или компенсационных пошлин при условии, что на долю российских производителей товара, поддерживающих такое заявление, приходится не менее 25% общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в РФ

В случае если на одного российского производителя, поддержавшего заявление, приходится более 35% российского производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара либо если общий объем импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет менее 25% общего объема реализации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке РФ, обязательным условием проведения расследования является наличие заключения Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о последствиях влияния специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин на конкуренцию на внутреннем рынке РФ. Датой принятия заявления к рассмотрению считается дата регистрации заявления в МЭРТ. По результатам рассмотрения заявления на предмет наличия в нем сведений, достаточных для проведения расследования, и их достоверности МЭРТ в течение 30 календарных дней с даты принятия заявления вносит в установленном порядке на рассмотрение Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике (далее – Комиссия) предложение о проведении расследования или об отказе в расследовании. Указанный срок может быть продлен, если представленных заявителем материалов недостаточно для принятия решения о проведении расследования. В этом случае МЭРТ направляет заявителю запрос о представлении дополнительных сведений. Если заявитель не представил дополнительные сведения в течение 30 календарных дней с даты получения запроса, МЭРТ в письменной форме сообщает заявителю об отказе в рассмотрении заявления. До истечения срока представления дополнительных сведений данный срок может быть продлен, но не более чем на 10 календарных дней, по мотивированной просьбе заявителя, изложенной в письменной форме. В случае если заявитель представляет в МЭРТ информацию, дополняющую или изменяющую представленное ранее заявление, датой принятия заявления к рассмотрению считается дата регистрации таких дополнений или изменений в МЭРТ. Заявителю может быть отказано в рассмотрении заявления, если он представил недостоверные сведения. Повторное заявление в отношении того же товара принимается к рассмотрению не ранее чем через один год с даты отказа. Заявление может быть отозвано заявителем до принятия решения о начале расследования. В этом случае такое заявление считается неподанным.

О принятии Комиссией решения о проведении расследования или об отказе в его проведении МЭРТ сообщает заявителю. В случае принятия положительного решения датой начала расследования является дата принятия Комиссией решения о проведении расследования. Информация о начале расследования заинтересованные лица информируются через опубликование соответствующего уведомления в средствах массовой информации. В уведомлении, направляемом заинтересованным лицам, указывается срок, в течение которого они могут запросить консультации по предмету расследования. С момента получения уведомления о проведении расследования заинтересованные лица вправе предоставлять по установленной форме все доказательства, которые, по их мнению, имеют отношение к проводимому расследованию.

Одновременно с уведомлением о начале расследования, предшествующего введению антидемпинговых или компенсационных мер, МЭРТ направляет известным иностранным экспортерам и (или) производителям товара перечень вопросов, на которые в целях проведения расследования им следует ответить в письменной форме на русском языке в течение тридцати календарных дней с даты их получения. Под известными иностранными экспортерами и производителями товара понимаются иностранные экспортеры и производители товара, являющегося объектом расследования, о которых имеется информация в материалах расследования.

О применении специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер либо решения о прекращении их действия МЭРТ также уведомляет уполномоченные органы стран происхождения товара, являющегося объектом расследования, или экспорта такого товара либо уполномоченный орган союза иностранных государств, в который входят страны происхождения такого товара или его экспорта, известных иностранных экспортеров и производителей товара (экспортеры и производители уведомляются только в случае принятия решения, касающегося антидемпинговых или компенсационных мер).

При проведении расследования МЭРТ вправе направлять запросы о предоставлении информации в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Информация по таким запросам должна представляться в срок не более 30 календарных дней с даты их получения. Длительность периода, охватываемого расследованием, определяется МЭРТ в ходе проведения расследования. При этом, как уже отмечалось выше, названным Положением о проведении расследования установлено, что срок проведения расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, не должен превышать 9 месяцев, а расследования, предшествующего введению антидемпинговых мер или компенсационных мер – 12 месяцев.

МЭРТ ведет банк данных, необходимых для проведения расследования, и несет предусмотренную законодательством РФ ответственность за сохранение конфиденциальности информации, в том числе и той, которая была предоставлена негосударственными организациями и заинтересованными лицами. С целью проверки достоверности информации или получения дополнительных материалов (сбора недостающей информации) МЭРТ по согласованию с заинтересованными лицами может проводить расследование на территории страны местонахождения иностранного экспортера и (или) производителя товара, являющегося объектом расследования.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины могут быть введены предварительно, до окончания расследования. МЭРТ представляет в Правительство РФ предложение (в форме доклада) о введении временной специальной пошлины (при условии одновременного проведения расследования в целях получения окончательного заключения) при следующих условиях:

Если в ходе расследования установлено, что задержка с применением специальных защитных мер причинила или может причинить существенный ущерб отрасли российской экономики, который будет трудно устранить впоследствии;

Если МЭРТ предварительно установлена явная причинно-следственная связь между возросшим ввозом товара на таможенную территорию РФ и существенным ущербом отрасли российской экономики или угрозой его причинения.

Применение временных (т.е. до окончания расследования) антидемпинговой и компенсационной пошлин считается исключительной мерой. Решение об их введении может быть принято Правительством РФ на основании подготовленного предварительного заключения МЭРТ не ранее чем через 60 календарных дней после начала расследования, предшествующего введению антидемпинговых (компенсационных) мер при соблюдении следующих условий:

Если информация, полученная в ходе расследования, но до его окончания, свидетельствует о наличии демпингового импорта (импорта субсидируемого товара) и существенном ущербе отрасли российской экономики, причиненном таким импортом;

Если задержка с введением антидемпинговой (компенсационной) пошлины может причинить непоправимый существенный ущерб отрасли российской экономики.

Расследование, предшествующее введению антидемпинговых мер, может быть прекращено без введения временных или окончательных антидемпинговых пошлин при получении от иностранного экспортера (в письменной форме) добровольно принятого на себя обязательства об отказе от демпинговых цен или о сокращении до приемлемого объема демпингового импорта товара при условии, что существенный ущерб или угроза причинения существенного ущерба вследствие демпингового импорта аналогичного или непосредственно конкурирующего товара будут устранены. Такое обязательство иностранного экспортера принимается Правительством РФ. В отдельных случаях выполнение иностранным экспортером принятых на себя обязательств может гарантироваться правительством страны-экспортера в лице уполномоченного органа соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств). Принятие от иностранного экспортера указанного обязательства не означает, что начатое расследование не может быть продолжено. Его продолжение может быть инициировано решением МЭРТ или по ходатайству иностранного экспортера.

Аналогичные условия досрочного прекращения расследования предусмотрены и в отношении введения компенсационных мер. В данном случае проводимое расследование может быть приостановлено или прекращено без введения временных или окончательных компенсационных пошлин после получения от иностранного государства (союза иностранных государств) в лице соответствующего уполномоченного органа добровольно принятого им на себя обязательства об отказе от субсидии или о сокращении субсидии в отношении соответствующего товара до приемлемого размера.

Расследование также прекращается при получении от производителя (экспортера) иностранного государства (союза иностранных государств) в письменной форме добровольно принятого им на себя обязательства о повышении экспортной цены товара на сумму, равной размеру субсидии (на иную сумму достаточную для устранения существенного ущерба или угрозы его причинения отрасли российской экономики вследствие импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств)). Обязательство производителя (экспортера), иностранного государства (союза иностранных государств) принимается Правительством РФ или по его поручению МЭРТ.

По результатам расследования МЭРТ представляет в Правительство РФ в установленном порядке предложения о применении специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер, подготовленные в форме доклада. Такой доклад должен содержать следующую информацию:

1) описание товара, являющегося объектом расследования, с указанием девятизначного кода ТН ВЭД (СНГ);

2) доказательства возросшего импорта товара, осуществляемого на российскую таможенную территорию, либо демпингового импорта такого товара, либо импорта товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств);

3) доказательства наличия существенного ущерба или угрозы его причинения отрасли российской экономики;

4) доказательства причинно-следственной связи между существенным ущербом или угрозой его причинения отрасли российской экономики и возросшим импортом товара на российскую таможенную территорию, либо демпинговым импортом такого товара, либо импортом товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств);

5) описание предлагаемой меры по защите экономических интересов РФ, в том числе:

Специальной защитной меры, которая может быть реализована посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе временной специальной пошлины;

Антидемпинговой меры, которая может быть реализована посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной, либо принятия обязательств иностранного экспортера, обусловливающих прекращение расследования;

Компенсационной меры, которая может быть реализована посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной, либо принятия добровольных обязательств иностранного экспортера, обусловливающих прекращение расследования;

6) предполагаемую дату введения и срок действия предлагаемой меры, а также проект плана мероприятий по адаптации отрасли российской экономики к работе в условиях иностранной конкуренции на период действия предлагаемой меры. Такой план разработан заявителем от имени отрасли российской экономики. Также может представляться предложение о неприменении мер в случае, если их введение, как стало известно в ходе расследования, может причинить существенный ущерб отрасли российской экономики, экономике РФ в целом или интересам значительной части потребителей товара, являющегося объектом расследования, либо нецелесообразно по иным существенным причинам, имеющим государственное значение.

Если по результатам проведенного расследования Комиссией сделаны выводы о нецелесообразности введения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер, повторное заявление в отношении того же товара может быть принято к рассмотрению не ранее чем через год с даты принятия Комиссией такого решения. В случае если срок действия специальных защитных мер превышает три года, МЭРТ не позднее чем через полтора года после их введения проводит для определения необходимости продолжения применения таких мер повторное расследование в том же порядке, который установлен для "обычного" расследования. Повторное расследование в целях определения необходимости продолжения применения компенсационных мер и антидемпинговых мер проводится по инициативе Правительства РФ (или, в отношении антидемпинговых пошлин, на основании запросов заинтересованных лиц) в соответствии с общим порядком проведения расследований.

В соответствии с действующим таможенным законодательством особые пошлины не относятся к таможенным, хотя и взимаются таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию ТС. Особые пошлины могут временно устанавливаться по отношению к ввозимым товарам в целях защиты экономическим интересов государств-членов ТС и применяются сверх ставок действующих таможенным пошлинам.

К особым пошлинам относятся:

ü Специальные

ü Антидепинговые

ü Компенсационные

Специальные пошлины применяются в следующих слу-чаях:

В качестве защитной меры, если товары ввозятся на та-моженную территорию РФ в количествах и на условиях, нанося-щих или угрожающих нанести ущерб отечественным производи-телям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

Как ответная мера на дискриминационные и иные дейст-вия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государствили их союзов.

Специальные пошлина применяются по решению Прави-тельства РФ в размере и в течение срока, которые необходимыдля устранения серьезного ущерба отрасли российской экономи-ки или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики и для облегчения процесса адаптации отрасли рос-

сийской экономики к меняющимся экономическим условиям (ст. 9 Федерального закона № 165-ФЗ).

Срок действия специальных пошлин по российскому зако-нодательству составляет четыре года. По решению Правительст-ва РФ он может быть продлен, но в общей сумме не должен пре-вышать восьми лет.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене, болеенизкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза. При этом учитывается, может ли указанный ввоз товаров привести к нанесению материального ущерба отечест-венным производителям подобных товаров либо препятство-вать организации или расширению производства подобных то-варов в РФ.

Антидемпинговая пошлина применяется по решению Пра-вительства РФ в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта.

Ставки антидемпинговых пошлин определяются для каждо-го конкретного случая отдельно, и их размер должен соответст-вовать разнице между демпинговой и нормальной ценой.

Компенсационные пошлины применяются в случаях вво-за на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо

препятствует организации или расширению производства подоб-ных товаров в РФ.



Применение компенсационной пошлины осуществляется по решению Правительства РФ в размере и в течение срока, кото-рые необходимы для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта (ст. 24 Феде-рального закона № 165-ФЗ).

Максимальный срок действия компенсационной пошлины не должен превышать пяти лет со дня начала ее применения, при этом срок действия может быть продлен, а размер ставки пересмотрен по решению Правительства РФ

Порядок их применения устанавливается в соответствии с международными договорами государств-членов ТС и/или законодательством государств-членов ТС. В РФ в настоящее время он регламентируется соглашением от 25.01.2008 г. «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» и ФЗ от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

После вступления РФ в ВТО выросло количество мер нетарифного урегулирования, подразумевающих введение специальных пошлин, целью которых является защита ряда национальных товаров от искусственного занижения их стоимости и захвата рынка. Что это за пошлины, каковы основания для их использования, и на какие группы товаров они распространяются — мы расскажем ниже.

Что такое специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины?

Антидемпинговая пошлина представляет собой дополнительный таможенный тариф на импортные товары, необходимый для защиты интересов национальных производителей. Пошлина ограничивает риски захвата доли рынка со стороны иностранных производителей посредством демпинга. Одна из её особенностей – введение пошлины только после того, как было проведено расследование на предмет демпинга.

Особенности применения антидемпинговых пошлин

Антидемпинговая пошлина применяется к импортному товару, по отношению к которому используется демпинг. Вводится она только после того, как компетентным органом было подтверждён факт наличия ущерба или риска ущерба для экономики страны, полученного в результате импорта товара. Таким образом, на импортёры, поставляющие в РФ ряд товаров, несут дополнительное финансовое бремя. Начинающим участкам ВЭД пригодится информация о том, что такое и об условиях его применения.

Антидемпинговая пошлина применяется к импортному товару.

Как определяется демпинг?

  1. Товар считается реализованным с применением демпинга в том случае, если его стоимость, при экспорте, ниже нормальной стоимости. Нормальная стоимость определяется на основании сделок купли-продажи с аналогичным товаром.
  2. Факт ущерба экономики определяется на основании анализа объёма товара , реализуемого посредством демпинга, его влияние на стоимость аналогичного продукта, выпускаемого национальными производителями. Расследование может длиться на протяжении 6-12 месяцев.

В том случае, если при расследовании был выявлен факт демпинга, вводится предварительная антидемпинговая пошлина. Применена она может быть не раньше 2 месяцев со дня начала расследования. Размер ставки пошлины должен покрыть ущерб для экономики.

Срок действия предварительной антидемпинговой пошлины равен 4 месяцам. На основании заявления экспортёров, владеющих большей частью демпингового товара, срок может быть продлён до полугода.

Обратите внимание:

  • Если при расследовании найдены основания для введения пошлин, но установлена их более низкая ставка, чем ставка предварительной пошлины, разница сумм возвращается плательщику.
  • Если устанавливается более высокая ставка, плательщик может не выплачивать разницу.

Расследование может быть прекращено тогда, когда экспортёр подаёт заявление о добровольном пересмотре цен на продукцию. Заявление может быть отклонено в случае, если изменение цен не возместит нанесенный экономике ущерб или по другим причинам. Размер антидемпинговой пошлины устанавливается в индивидуальном порядке, если продукция не относится к группе товаров, на которую уже имеется рассчитанная ставка.

Срок действия пошлины определяется на основании необходимости покрыть ущерб экономики страны, но он не может превышать 5 лет. После того, как срок действия пошлины составил 1 год, экспортёр имеет право подать заявку на повторное расследование и пересмотр дела.

Компенсационные пошлины

Компенсационные пошлины применимы к продукту на импорт, по отношению к которому была использована специфическая субсидия со стороны другой страны. Вводятся такие пошлины только в том случае, если установлен ущерб или его угроза для государства в результате импорта товара.

Субсидией может быть поддержка доходов, обеспечивающая преимущества и позволяющая увеличить экспорт из страны. Под этим понятием понимается также финансовое содействие: дотации, списание средств, налоговые кредиты и так далее.

Специфической субсидией называют субсидию, которая предоставляется отдельным компаниям, отраслям, союзам. В это понятие также входит субсидия, предоставляемая организациям в неравном объёме.

Ущерб для страны в результате импорта товара по субсидиям определяется по тем же критериям, что и ущерб в результате демпинга. В частности, это факт снижения или сдерживания стоимости на аналогичный продукт национального производства, повышенный спрос на импортный товар.

При наличии информации, подтверждающей факт ущерба для экономики, до окончания расследования вводится предварительная компенсационная пошлина на срок до 4 месяцев. Устанавливается она не раньше 2 месяцев со дня открытия расследования.

Максимальный срок действия антидемпинговых и компенсационных пошлин — 5 лет.

Размер пошлины рассчитывается на основании размера специфической субсидии на единицу продукции. Расследование отменяется при добровольном отказе от субсидирования или изменении цен на товар, если такое решение не нанесёт ущерба для экономики страны.

Срок действия компенсационной пошлины определяют в зависимости от того, как скоро она покроет ущерб для экономики страны. Срок не может быть более 5 лет.

За что придётся платить: китайские шины, подшипники …

Ущерб от демпинга наиболее вероятен для следующих сегментов экономики: сельскохозяйственная область, металлургия, химическая, пищевая отрасль, машиностроение. Например, введены антидемпинговые пошлины на шины из Китая и китайские подшипники, так как их стоимость значительно ниже отечественных аналогов.