Экономика Китая в XVIII веке. История китая История китая 16 18 века на украинском

На вопрос Культурные достижения Китая в 15 - 18 веке. заданный автором Валентина Бербекова лучший ответ это Необходимо сказать, что уже в 15–16 веках Китай переживал пору экономического и духовного расцвета. Росли города, возникали новые великолепные архитектурные ансамбли, огромным разнообразием отличались изделия художественных ремесел.
Художественная жизнь Китая времени позднего средневековья отразила всю сложность развития культуры периодов Мин и Цин. Особенно остро противоречия времени проявились в живописи. Официальные круги ориентировали художников на подражание прошлому. Вновь открывшаяся Академия живописи пыталась насильственно возродить былой блеск искусства периодов Тан и Сун. Ни одна эпоха не оберегала с такой ревнивой тщательностью традиции прежних веков. Художники были скованы предписаниями тем, сюжетов и методов работы. Непокорные подвергались суровым наказаниям. Однако ростки нового все же пробивали себе дорогу. На протяжении почти шести веков господства династий Мин и Цин в Китае работали многие талантливые живописцы, пытавшиеся внести в искусство новые веяния. Уже в период Мин стали складываться многочисленные художественные школы вдали от столицы, на юге страны, где мастера испытывали меньшее давление официальной власти. Представителем одной из них в 16 веке был Сюй Вэй. В его картинах ощущается стремление нарушить созерцательную гармонию традиционной живописи. Его линии кажутся нарочито грубыми и резкими, широкая кисть, насыщенная влагой, словно не зная преград, блуждает по бумаге, ложась на нее тяжелыми каплями и создавая иллюзию спутавшихся на ветру ветвей бамбука или легкими штрихами обрисовывая его гладкий ствол. Однако за нарочитой небрежностью ощущается большое мастерство художника, умение в случайных формах уловить скрытые закономерности природы.
В последующие века это новое направление обозначилось еще более определенно. Известный под прозвищем «Блаженный горный отшельник» художник Чжу Да (1625–1705), продолжатель традиций художников секты Чань и ушедший в монахи после завоевания страны маньчжурами, в своих небольших, но смелых и дерзновенных альбомных листах, где изображена либо нахохлившаяся птица, либо сломанный стебель лотоса, еще дальше отходит от традиционных образов Сюй Вэя.
Из жанров позднего средневековья наибольшую свежесть восприятия сохранили те, где изображались цветы и травы, птицы и животные. В 17 веке одним из самых известных живописцев был Юнь Шоупин (1633 – 1690). Используя так называемую «бескостную» , или «бесконтурную» , манеру, он старался выявить структуру и обаяние каждого растения – пышность пиона, нежность трепещущих на ветру маков, – довести до зрителей их аромат и осязательную прелесть.
Важную роль в 16–18 веках начали играть бытовая живопись, книжная гравюра, тесно связанные с расцветом новых литературных произведений – романа и драмы. В них отразился возросший интерес к частной жизни человека, к его интимным переживаниям. Наиболее яркими представителями бытописательной живописи были Тан Инь и Чоу Ин, работавшие в 16 веке. Хотя их творчество тоже опиралось на традиции предшествующих периодов, они сумели создать новый тип свитков-повестей – не только занимательных, но и проникнутых большим поэтическим очарованием. Работая в тщательной манере «гун-би» , Чоу Ин тончайшей кистью вырисовывал мельчайшие детали одежд, интерьера, убранства. Особое внимание уделял он гармонии жестов и поз, так как именно через них передавал оттенки разнообразных настроений.
Многообразие форм и техник китайского прикладного искусства 15–18 веков поистине неисчерпаемо. Прикладное искусство этой поры имело очень важное значение, развивая лучшие художественные традиции китайской культуры.
ссылка

Ответ от Клирос [новичек]
ггенкквеапгнршго


Ответ от Косолапый [гуру]
ку


Ответ от Невролог [новичек]
Победа над иноземными захватчиками и установление власти
династии Мин способствовали общему подъёму творческих сил народа,
что нашло отражение в развёрнутом городском строительстве, а также
в развитии торговли и ремёсел. Непрекращающиеся набеги кочевников на
севере страны вынуждают правителей заботиться об укреплении Великой
Китайской стены. Её достраивают и облицовывают камнем и кирпичом.
Сооружается ряд дворцовых и храмовых ансамблей, усадеб, а также
садово-парковых комплексов. И, хотя в строительстве по-прежнему
основным материалом является дерево, в дворцовом, храмовом, крепостном
зодчестве всё шире стали применяться кирпич и камень с активным
использованием в красочном оформлении сооружений их фактуры и
цвета.
Китайская монументальная скульптура в минский период,
несмотря на общий упадок, сохраняет своё реалистическое начало. Даже
в буддийских деревянных статуях этого времени просматриваются
жизненность трактовки фигур и огромное богатство художественных
приёмов. В мастерских изготовлялись прекрасные статуэтки и фигуры
животных из дерева, бамбука, камня. Мелкая пластика поражает высоким
мастерством и глубиной проникновения в образы.
Литература периода Мин – это, прежде всего, романы, повести.
Одной из наиболее стойких литературных китайских традиций была
афористическая словесность, корни которой уходят к изречениям
Конфуция.
В период династии Мин, особенно, начиная с XVI столетия,
китайский театр привлекал к себе всё большее внимание литераторов
и знатоков искусства. Театр знаменовал собой появление новой
театральной формы, сочетающей в себе высокую драматургию с
совершенным музыкальным, сценическим и актёрским искусством.
Искусство минского периода стремилось прежде всего к
сохранению традиций танского и сунского времён. Именно в этот
период зарождается повествовательный жанр. По-прежнему значительное
место в живописи этого периода занимают произведения пейзажной
живописи и живописи «Цветов и птиц» .
Значительное место в художественной культуре Китая занимали
различные виды декоративно-прикладного искусства. Одним из главных
его видов становятся изделия из фарфора, которые выдвинуты на
первое место в мире.
Начиная с периода Мин широкое распространение получает
техника перегородчатых и расписных эмалей. Изготовлялись многофигурные
рельефные композиции из красного резного лака. Можно было увидеть
вышитые картины, выполненные цветной гладью.
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИН
Архитектура цинского периода приобретает свои характерные
черты, выраженные в стремлении к пышности форм, обилию декоративного
убранства. Дворцовые здания приобретают новые черты в связи с
дробностью орнаментальных деталей и яркой полихромностью своей
отделки. Для орнаментации зданий применялись различные материалы, это
и камень, и дерево, и глазурованные многоцветные керамические плиты.
Значительное внимание уделяется сооружению парковых ансамблей. XVIII –
XIX вв. характеризуются интенсивным строительством загородных
резиденций, пышность, нарядность и богатство архитектурных форм
которых говорят о вкусах того времени и богатстве их обитателей. В
оформлении их применялись не только яркие краски и позолота, но и
фарфор и металл.
Традиции народного творчества с его оптимизмом и стремлением
к передаче реальных образов нашли своё наибольшее выражение в
скульптуре. В работах безызвестных мастеров-резчиков из слоновой
кости, дерева, корня и бамбука можно встретить образы простых людей
– пастухов, охотников, стариков, скрытые под обликом божеств.

К концу XVIII века вновь произошел подъем торговли Китая и европейскими и азиатскими странами. Китайцы продавали в Европу чай, фарфор, шелк, но не приобретали никаких европейских товаров, предпочитая получать за свои товары серебро. Англичане начали ввозить из Индии в Китай опиум, постепенно приобщая к курению опиума местное население. Особенно зависимы от поставок опиума стали прибрежные районы Китая. В XIX веке в Китае разразились Опиумные войны.

Первая Опиумная война в Китае проходила в 1840-1842 годах между Великобританией и Китаем. Великобритания отстаивала свои интересы в торговле, в том числе и в торговле опиумом. Поводом для начала войны послужил арест контрабандистом опиумом в Китае и уничтожение их груза. Победы в войне одержала Великобритания, в основном благодаря действиям своего флота. 29 августа 1842 года был подписан Нанкинский договор, закреплявший победу Великобритании в войне, а также устанавливавшем обязанность Китая выплатить контрибуцию в размере 21 миллиона долларов и передать Великобритании остров Гонконг. Война стала началом длительного ослабления Китая, гнета иностранных держав и депопуляции местного населения.
Вторая Опиумная война проходила с 1856 по 1860 год между Китаем, с одной стороны и Великобританией и Францией, с другой стороны. Великобритания и Франция требовали возможностей неограниченной торговли и допуска своих послов в Пекин. Поводом для начала войны снова стал арест контрабандистов опиумом на корабле Великобритании, приписанном к Гонконгу. Война вновь закончилась поражением Китая, 25 октября 1860 года был подписан Пекинский договор, согласно которому Китай обязался выплатить Великобритании и Франции 8 миллионов лянов, а также расширить зону их торговли. По договору Великобритании отходила южная часть Цзюлунского полуострова.
В 1894 году Китай вступил в войну с Японией. Японо-китайская война продолжалась до 1895 года. Основной причиной войны были претензии Японии на управление Кореей и Маньчжурией, которые в то время находилась в вассальной зависимости от Китая. Китая проиграл эту войну, 17 апреля 1895 года был подписан Симоносекский договор. По данному договору Корея получила самостоятельность от Китая, Японии отходили Тайвань, острова Пэнхуледао и Ляодунский полуостров. Японии также получила возможность строить промышленные предприятия на территории Китая и ввозить в страну промышленное оборудование.
Последствием японо-китайской войны и подписанного Симоносекского договора стала тройственная интервенция со стороны Франции, России и Германии. 23 апреля 1985 года эти страны обратились к Японии с требованием вернуть Китаю Ляодунский полуостров, опасаясь японского контроля над Порт-Артуром. 10 мая 1985 года Япония вернула Ляодунский полуостров Китаю, однако, увеличив одновременно сумму контрибуции, назначенной за проигрыш Китаем японо-китайской войны.
В 1897 году канцлер Германии Вильгельм II добился у Николая II согласия на размещение немецкой военно-морской базы в Цзяочжоу в Шаньдуне. В ноябре 1897 года китайцы убили германских миссионеров в Шаньдуне, В ответ на это Германия захватила Цзяочжоу. Китайцам пришлось брать у Германии Цзяочжоу в аренду сроком на 99 лет и позволить Германии построить две железные дороги в Шаньдуне, а также ряд горных концессий.
В 1898 году, в июне, в Китае наступил период, называемый «сто дней реформ». Маньчжурский император Цзай Тянь привлек группу молодых реформаторов для разработки реформ, которые позволили бы Китаю совершить рывок вперед в своем развитии. Реформы затронули систему образования, железные дороги, заводы, фабрики, сельское хозяйство, вооруженные силы, внутреннюю и внешнюю торговлю, а также государственного аппарата. В сентябре 1898 года произошел дворцовой переворот, который возглавила вдовствующая императрица Цыси. Переворот увенчался успехом, все реформы были отменены.

Финансовый кризис как последствие имджинской войны был одной из многих проблем, с которыми пришлось столкнуться с начала своего правления императору Ваньли (1572-1620). В начале своего правления он окружил себя знающими советниками и показал себя умным и трезвым правителем. Его статс-секретарь Чжань Чжоучжень (в должности с 1572 по 1582) сумел создать эффективную систему связи между высшими чиновниками. Но в дальнейшем не было никого, кто бы мог после его ухода с поста поддерживать эту систему в работоспособном состоянии; чиновники сразу вслед за этим раскололись на противоборствующие политические группировки. С каждым годом Ваньли всё больше уставал от государственных дел и вечных склок между министрами, всё чаще предпочитая оставаться в стенах Запретного города, причём доступ чиновников к императору всё более затруднялся.

Чиновники раздражали Ваньли назойливыми вопросами о престолонаследии, советники надоедали своими прожектами относительно управления государством. Философский спор вокруг учения Ван Янмина (1472-1529) расколол императорский двор и всю образованную элиту страны на две соперничающие группировки, одна из которых поддерживала, а другая отвергала некоторые ортодоксальные взгляды присущие неоконфуцианскому учению. Устав от подобных споров, Ваньли проникся отвращением к своим обязанностям, практически перестал давать аудиенции чиновникам двора, охладел к изучению конфуцианской классики, отказывался читать петиции и документы, и утверждать кандидатов на высшие государственные должности. Власть образованного класса всё больше слабела, в то время как ее прибрали к рукам евнухи, превратившиеся в посредников между императором, праздно проводящим свое время и его чиновниками; по сути дела члены правительства, поставленные перед необходимостью получить санкцию императора касательно некоего вопроса, вынуждены были искать милости высокопоставленных евнухов и подкупать их взятками просто для того, чтобы необходимая информация дошла до императора.

В начале XVI века отчётливо проявились негативные последствия тех процессов, которые берут начало ещё в период становления Минской династии и подспудно развиваются впоследствии. К отмеченному рубежу выявилось значительное, хотя и неформальное изменение структуры власти, повлекшее за собой разложение правящей верхушки. При сохранении всех атрибутов неограниченного самодержавия происходит фактическое отстранение императоров от непосредственного ведения государственных дел. Реальная власть сосредоточилась в руках дворцовой администрации - секретарей Дворцового Секретариата (Нэйгэ) и выдвиженцев-фаворитов, преимущественно евнухов.

Крупнейшими землевладельцами в XVI-XVII вв. являлись императоры Минской династии. Ещё в XVI в. были созданы первые в минский период императорские поместья, число которых в дальнейшем непрерывно росло. Как правило, земли этих поместий обрабатывались прикреплёнными к ним оброчными крестьянами. К числу крупных землевладельцев относились представители различных групп феодальной знати. Пожалованные им земли считались наследственными.

Земельные владения титулованной знати были огромными, причём источником их роста являлись не только пожалования, но и прямые захваты пастбищ, заброшенных земель, пустошей, а также земель крестьян и мелких феодалов.

Расширение земельных владений служилой знати происходило также путём присоединения земель тех лиц, которые искали у неё покровительства. Китайские источники приводят многочисленные данные о том, что мелкие землевладельцы, стремясь избавиться от налогового обложения и произвола со стороны властей, переходили под покровительство могущественных феодалов, передавая им свои земли или фиктивно записывая их на имя феодалов. Правящая династия пыталась вмешаться в этот стихийный процесс перехода под «покровительство», даже приостановить его, так как он приводил к сокращению налоговых поступлений, ибо феодальная знать была освобождена от уплаты налогов. Лица, переходившие под «покровительство», стали клеймиться как «предатели», «негодяи», против них издавались императорские указы.

Однако эти меры не смогли уничтожить институт коммендации, так как значительная часть знати была заинтересована в его сохранении и, пользуясь ослаблением центральной власти, всячески саботировала мероприятия последней. В результате этого в конце XVI и в начале XVII в. практика коммендации получила ещё более широкое распространение.

Особую категорию землевладения составляли государственные земли, передававшиеся чиновничеству, не имевшему титулов знатности, за службу в государственном аппарате. Эти земли, носившие название «должностных полей», передавались во владение на срок службы, а при увольнении или добровольном уходе со службы возвращались в казну.

Крестьянское землепользование было мелким, парцелльным. Ещё в начале царствования Минской династии, пришедшей к власти в результате народного восстания, крестьянство добилось некоторого перераспределения земли: часть безземельных крестьян получила для обработки заброшенные пустоши или целинные земли, а также рабочий скот. Земля передавалась крестьянам в наследственное владение, со временем она становилась их собственностью и могла свободно продаваться. Размеры крестьянских владений были неодинаковыми, они зависели от численности населения и наличия свободной земельной площади в той или иной местности.

Держатели государственной земли составляли вторую группу крестьян. По численности они превышали крестьян - мелких собственников и отличались от них тем, что находились в большей зависимости от феодального государственного аппарата и класса феодалов в целом.

Третью группу крестьян, самую многочисленную, составляли держатели или арендаторы частных земель, т.е. земель, находившихся в полной собственности феодалов.

Общей тенденцией развития аграрных отношений в XVI-XVII вв. были рост крупного частного феодального землевладения, сокращение государственного землевладения и в особенности поглощение мелкой крестьянской земельной собственности. Значительная часть крестьянских земель оказалась захваченной феодалами. Многие крестьяне, лишившись полностью или частично своей земли, становились издольщиками.

В XVI в. ремесленное производство в Китае достигло высокого уровня. К этому времени в ряде отраслей производства существовали крупные государственные мастерские, основанные главным образом на крепостном труде, и частные предприятия, где применялся труд наёмных рабочих.

По своей организации и социальной сущности ремесленное и мануфактурное производство в XVI-XVII вв. разделялось на 4 вида: 1) сельское домашнее ремесло; оно обслуживало не только внутренний, но и внешний рынок; занимались им главным образом женщины; наибольшее распространение оно имело в юго-восточных районах; 2) городское мелкое ремесло; мелкие мастерские имели в своем составе, как правило, главу семьи - мастера, членов семьи и иногда небольшое число учеников; 3) казенные, или государственные, предприятия и 4) частная мануфактура.

Государственное производство играло едва ли не главную роль, являясь преобладающим по своим масштабам и значению. В государственных предприятиях того времени были представлены мастеровые 188 специальностей. Тяжёлый, по существу каторжный труд на государственных предприятиях, в особенности в горных промыслах, вынуждал население уклоняться от повинностей, бежать из родных мест.

Развитие ремесла и мануфактуры в минский период привело к расширению старых и возникновению новых городов, ставших в XVI-XVII вв. центрами ремесленного производства и торговли.

Крупнейшими городами, являвшимися одновременно и административно-политическими и экономическими центрами, были Нанкин и Пекин. В Пекине к началу XVI в. численность населения достигла 660 тыс. человек. Увеличение налогового обложения торговли и усиление произвола феодальных властей вызывали резкое недовольство торговцев и их активное участие в городских движениях.

Таким образом, можно сказать, что в XVI-XVII вв. рост производительных сил в Китае нашел свое отражение в развитии ремесла, улучшении техники земледелия, дальнейшем развитии товарного производства и денежных отношений. В феодальной Минской империи появились элементы новых, капиталистических производственных отношений (зарождается и развивается мануфактура).

Чжу Ицзюнь (Ваньли) взошёл на трон в возрасте 9 лет, управление страной было возложено на министра Чжан Цзюйчжэна (Џ€ѕУХэ, en: Zhang Juzheng), принявшего на себя регентство, который и руководил страной в 1572-1582 году до своей смерти. Были введены высокоурожайные картофель и кукуруза, импортированные из Америки, что привело к изобилию продовольствия, а в дальнейшем к значительному росту населения. Были упорядочены налоги, сокращены привилегии чиновникам, государство было высоко централизовано.

Эти годы отличаются процветанием и стабилизацией империи, расцветом торговли и ремёсел, население Китая достигло 100 миллионов человек.

Манчжуры сохранили Китай как независимое государство. Абахай запретил манчжурам несение китайского костюма. Все китайцы обязаны носить прическу по манчжурскому образцу.

Государственный строй в неприкосновенности. Во главе государства Богдыхан -император с неограниченной наследственной властью. Вся земли считалась принадлежавшей ему, все на земле- его поданные. Два раза в год император совершал религиозные церемонии: в храме Земли и в храме Неба. Его указы оглашали со стены запретного города. Его лицо было запрещено видеть, называть по имени. Императора можно было называть только по девизу его правления. Все решения всех государственных органов оформлялись как исходящие от имени императора.

Государственный совет - консультативная структура. В состав государственного совета входили манчжурские князья.

Введена система вакансий. Определен список должностей, которые могут занимать только манчжуры и список должностей, который могут занимать как манчжуры, так и китайцы.

Дасюаши - 4чел. Канцлеры: 2 манчжура и 2 китайца.

Только манчжуры могут пользоваться большой государственной печатью. У каждого дасюаши по 2 заместителя: 1 манчжур и 1 китаец.

Сохранена система 6 министерств:

  • - военное;
  • - судебное;
  • - налоговое;
  • - церемоний;
  • - чинов;
  • - общественных работ.

Во главе министерства 2 чиновника: 1 манчжур и 1 китаец. У каждого начальника по несколько заместителей: 1 китаец и от 3 до 7 манчжуров. Система слежения.

Лжедонос карался по принципу возвратного обвинения- доносчик получал общественное положение на того, на которого донес. Запрещалось доносить на старших родственников, исключение- убийство отца, можно доносить на мать.

Кюйши Дафу (пер. «Верховный цензор») следил за чиновниками. Для ведения иностранных дел создается палата по делам зависимых территорий -Лифаньюань.

Страна поделена на 18 провинций (цингу, сюньфу). Дунбэмй («северо-восток») -- название северо-восточной части страны, включающее крайнюю восточную часть Автономного района Внутренняя Монголия, провинцию Хэйлунцзян, провинцию Ляонин и провинцию Цзилинь. Северо-восточный Китай считается доменом династии Цин. Провинции делились на 10 областей. Области делились на уезды. Десятидворка - низшая административная единица.

Баудзи - принцип круговой поруки. Чиновники управления- китайцы. Однофамильцам запрещалось работать на одном и том же учреждении. Сохранялась система экзаменов при поступлении на службу- экзамены 3-х ступенчатые.

Конфуцианство - государственная идеология, включающая в себя 9 книг. Чиновники обязаны их знать. Кандидат в чиновники должен был написать сочинение на заданную тему, состоящую из 8 частей и с определенным количеством иероглифов.

Страной правили 20 000 чиновников, 7 000 военных чиновников. Шэньши - сословие чиновников, самое привилегированное: 20 рангов. У каждого ранга строго регламентируемая система поведения: одежда, выезд, дом и т.д., регламентируемое количество жён.

Нун - крестьяне;

Гун - ремесленники;

Шан - торговцы.

1647г. - манчжуры приняли уголовный кодекс. Сохранилось понятие «тень». Любой родственник высокопоставленного человека считался находящегося в тени этого человека.

Манчжуры стояли вне системы сословий. Браки манчжуров и китайцев запрещены. Для манчжуров существовали отдельные суды и отдельные тюрьмы.

Вооруженные силы состояли из двух частей: 8-ми знаменное войско и войска зеленого знамени. Войска зеленого знамени состояли из китайцев. 8-ми знаменное войско содержалось за счет собственных земель. 250 му земли на воина, 100 му = 6га.

В начале XVII в. – глубокий кризис в империи Мин.30-е гг. XVII в. – многочисленные восстания крестьян. Част китайских феодалов, чтобы подавить эти восстания, начала переговоры с маньчжурскими ханами.Ханы дали согласие предоставить войска. Весна 1644 – маньчжуры вступили на территорию Китая. Вступили в Пекин и здесь провозгласили правителем страны одного из сыновей своего хана Абахая. Так в Китае закончилась история династии Мин и началась история династии Цин, которая правила страно на протяжении 267 лет (1644-1911).Весна 1645 – остатки повстанцев разгромлены. Погиб и их предводитель – Ли Цзычен.Маньчжуры заняли г. Янчжоу у Великого Канала. Здесь войска, верные минским правителям, особенно долго сопротивлялись. Когда город бы захвачен, продвижение маньчжуров на юг было облегчено. Сил, готовых оказывать сопротивление, не осталось. Но отедльные партизанские отряды выступали против маньчжуров и в 1660-е гг. Сопротивление оказывали и жители побережья. Для борьбы с ними маньчжуры создалии флот и использовали переселенческую политику – жителей побережья переселяли вглубь материка.Но одному из сопротивленцев – Чжэн Чэнгуну – удалось даже создать государство на Тайване, которое около 20 лет оказывало сопротивление маньчжурам.Причины поражения Китая:1) внутренняя смута2) народные восстание3) предательство части китайской верхушки4) гибкая политика маньчжуров на завоеванных территориях (признали права прежних собственников на земли; поощряли обработку целинных земель; отменили част налогов)И все же нашествие стоило миллионов жизней. Часть городов лежала в руинах.Социально-экономическое положение Китая в XVII-XVIII вв.Аграрные отношениеЗемля делится на 2 части – гуань (чиновничья) (¼)и минь (народная) (¾).Община – основа жизни в деревне. Собственность на землю – совместная. Члены общины = родственники.Земли общины не обрабатывались совместно, а сдавались в аренду, часто – жителям соседних деревень. Доход от аренды принадлежал всей общине. Из этих денег оплачивались деревенские школы («училищные земли»), культовые нужды («храмовые земли»), помощь бедным родственникам («благотворительные земли»).Социалная дифференциация идет медленно, хотя индивидуалное ЗВ тоже существовало. Такие земли можно было и сдать в аренду, и продать, но лишь с согласия других членов общины.Общинно-клановые отношения очень устойчивые. Целая деревная одних родствннников. Родственные связи находили воплощение в религиозных церемониях. В общине бывали и разбогатевшие родственники, но по образу жизни они мало отличались от основной массы. Кроме разбогатевших общинников, част господствующего класса составляли землевладельцы из образованной части общества, те, что имели ученое звание или чиновничий ранг. Тоже выходцы из общин, но им удавалось получить образование, сдать экзамены. Их общее название – «шэньши».Их образ жизни отличался от жизни общинников. Арендная плата на землю составляла от 30% до 70% урожая. Большинство землевладельцев, включая шэньши, имели 3-6 га земли, а обычные крестьяне – 0,5-1,5 га.Налоги и повинностиС первой половины XVIII в. – единый подушно-поземельный налог, исчислявшийся в зависимости от количества и качества земли. Вносили все, но только шэньши и разбогатевшие общинники освобождались от трудовой повинности и платили только денежнуюЧаст земель по-прежнему принадлежала императору, маньчжурской аристократии, офицерам и солдатам войск. По-прежнему существовало казенное землевладение – земли военных поселений, которые обрабатывались воинами пограничных гарнизонов. Доход от земель – на их содержание.ИТОГ: основа аграрных отношений в XVII-XVIII вв. – община азиатского типа, основанная на родственных связях и коллективном землевладении. Социальная дифференциация слабая, но шла – зажиточные общинники и шэньши. По-прежнему существовала земля в ведении государства, предназначенная для императора, офицеров и т.д.ГородСуществуют цехи (хан), но они не стали господствующим типом социальной организации. Ремесленники сами же и продают свою продукцию – ремесло не окончательно отделилось от торговли. Частное ремесло задавлено налогами, как и крестьянин, ремесленник нес трудовую и иные повинности в пользу государства. Предприниматель и купец рассматривались властью не как опора трона, а как опасный элемент.Т.е., в отличии от Европы, в Китае не сложился особый правовой статус города. Город не стал автономным центром полит.власти. Казенное ремесло в Китае отлично развито, потому частное ремесло развивается плохо.Государственное и социальное устройствоТипичная восточная деспотия. Во главе – самодержец-богдыхан. Два принципа управления – нет земли, кроме как принадлежащей богдыхану; все, живущие в Поднебесной, подданные богдыхана. = огромная роль государства.Богдыхан = сын Неба, лицо священное. Его имя нельзя произносить вслух. Нужно произносить только девиз правителя (у каждого - свой). У неприближенных ко двору – запрет видеть лицо богдыхана.2 совещательных органа при богдыхане – имперский секретариат и военный совет.В Имперском секретариате – равное число маньчжуров и китайцев.А Военный совет – основной совещательный орган с 30-х гг. XVIII в.



18 провинций, во главе – губернаторы. Иногда несколько провинций объединены в наместничества. Каждая из провинций делится на 10 областей. Каждая область – на уезды.В каждой провинции были управы с отделами по финансам, суду, образованию, гос. монополиям.

В деревнях – самоуправление, круговая порука («баоцзя»). В деревнях все дома объединены в десятидворки во главе со старостами. Естественно сложившиеся традиционные общины не признавались административными единицами. Деление на десятидворки – насильно и сверху.Социальная структура300 млн. чел. 27.000 чиновников. Чтобы стать чиновником, нужно иметь ученую степень. А ученая степень давалась только после экзамена. Уездные, провинциальные, столичные.Каллиграфия, иероглифическая грамотность, знание классической литературы, философских и исторических трактатовВпервые экзамен проведен в 1679 г. Сдавшие экзамены именуются «шэньшами».Кроме разбогатевших общинников, част господствующего класса составляли землевладельцы из образованной части общества, те, что имели ученое звание или чиновничий ранг. Тоже выходцы из общин, но им удавалось получить образование, сдать экзамены. Их общее название – «шэньши»].Чиновник на службе получал жалование. Оно было невелико, но статус давал ему возможность получать взятки и присваивать часть налогов, собираемых с населения. Полноправными группами населения считались шэньши, земледельцы «нун», ремесленники «гун» и торговцы «шан». Они могли участвовать в сдаче экзаменов и получать ученую степень. Сословной замкнутости китайское общество не знало  высокая социальная мобильность.Военные в основном маньчжуры. Помимо них набирали наемников китайцев – «войска зеленого знамени». В Китае действовали законы, принятые еще во времена Мин. Свод законов XVIII в. – 1000 глав по 1000 статей.Внешняя политикаЗахватив Китай, решили двигаться дальше – на Корею, Восточную Монголию, Тайвань и т.д. 1691 г. – подчинение Халхи (северной Монголии; в состав Цинов).1755 г. – попытка закрепиться в Джунгарском ханстве. Там – восстание против цинов. К 1757 г. подавили восстание, присоединили.Окончательное присоедение – 1759 г., Джунгария и Кашгария. После Китая – крупнейшие территориальные приобретения.

Другое направление внешней политики – на юго-запад, на Тибет. 1720 г. – захватили восточную часть Тибета, 1750 г. – убили законного правителя. Конец XVIII в. – Тибет вошел в состав Китая.1760-е гг. – направление внешней политики на Индокитай. Неудачно1768 г. – против Бирмы. Вышли из пределов Бирмы. По условиям договора расплавили пушки до ухода с территории, а торговые отношения Бирмы и Китая продолжались.1780-е гг. – попытки подчинить Вьетнам.1788 г. – Китай ввел войска, но в 1789 г. – поражение от вьетнамцев.1790 г. – Вьетнам признал сюзеренитет Китая, но формально. В дальнейшем просто ежегодно посылал подарки богдыхану.Первые контакты с западными государствамиС начала XVII в. голландская ост-индская компания предпринимала несколько попыток установить дип. и торг.отношения с Китаем.Но Китай не шел на это. Тогда голландцы обосновались на Тайване. Обложили население налогами. Недовольство. Восстание.1660-е гг. – голландцы изгнаны с Тайваня. Но и в XVII, и в XVIII в. имели лучшие отношения с китайской империей, чем другие страны.XVIII в. – положение голландцев в мировой торговле изменилось. Их потеснили англичане. Уже в конце XVII в. в пригороде Чуанчжоу англичане основали свою первую факторию в Китае.1757 г. – цинский двор запретил всю торговлю вдоль китайского побережья, кроме Гуанчжоу.