История возникновения купечества. Купеческие традиции Поведение за столом

Торговые посредники появляются в период разложения первобытнообщинных отношений, однако необходимым элементом социальной структуры купечество становится лишь в классовом обществе, развиваясь с ростом общественного разделения труда и обмена и в процессе развития распадаясь на различные имущественные группировки: на одном полюсе выделяется богатое купечество, представляющее торговый капитал, на другом - мелкие торговцы.

В Древней Руси употреблялось два термина - "купец" (горожанин, занимающийся торговлей) и "гость" (купец, торгующий с другими городами и странами). С 13 века появляется термин "торговец". Первое упоминание о купечестве в Киевской Руси относится к 10 веку. В 12 веке в наиболее крупных экономических центрах возникли первые купеческие корпорации. Процесс роста купечества был прерван монголо-татарским нашествием и возобновился в Северо - Восточной Руси на рубеже 13-14 веков. Развитие городов и численный рост купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятельных групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Нижнем Новгороде, Вологде и др. В это время, как и раньше, накопление купеческих капиталов происходило главным образом в сфере внешней торговли.

Так что же такое купечество и кто такие купцы?

Купечество - особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях господства частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или между производителями различных видов товаров). Купечество - организованная сила. Они управляют почти всеми торговыми процессами в городе, совместно добиваются от муниципалитета льгот и привилегий, и всем видом стараются показать, что главные в городе именно они. Они платят основные налоги, они управляют экономикой, они даже могут выставить небольшое ополчение, если понадобится. В конце концов, в их руках основные денежные потоки, государство все больше зависит именно от них. В будущем они ассимилируют дворянство, превратив его в буржуазию, но пока это процесс только в самом начале.

Они обладают имиджем. Им крайне важно иметь доброе имя и надежные связи, на этом держится все их существование. Их мало интересуют предки, им важнее надежность капиталовложений. Им важно держать марку - хотя бы внешне. Им очень важно, как они выглядят при парадных выходах в церковь - как они одеты, сколько у них слуг, родственников и сторонников. По этим выходам будут делать выводы об их благосостоянии, и выводы эти должны быть позитивными.

Они посещают все крупные службы и стараются занимать в соборе самые почетные места. Основные пожертвования в собор - именно от них, что можно проверить по надписям на пожертвованных предметах.

Как и все люди, они подвержены несчастным случаям и болезням, и, как правило, лечатся где угодно, смотря по уровню доходов и личному предпочтению.

Они подписывают договора и заключают сделки - на бумаге, при нотариусе, со всеми положенными печатями. Бумагу они уважают и относятся к ней очень серьезно, в отличие от прочих классов общества. Заключение договора - это процесс, долгий и красивый.

Они - буржуазия, в их среде зарождается буржуазная культура. Они весьма трепетно относятся к таким вещам, как мебель, интерьер, костюм и еда. В их среде уже постепенно входит в моду вешать в гостиной натюрморты. Они не вытирают руки о скатерть, и не швыряю кости на пол. Они не держат охотничьих собак и соколов, и вообще не уважают развлечений. Их время стоит дорого.

К лицам купеческого звания полагалось обращение «Ваше степенство».

В эпоху 18 века

Кратко состояние торговли в России 18 века Н.М. Карамзин охарактеризовал следующим образом: "Торговля сего времени была в цветущем состоянии. К нам привозили из Европы серебро в слитках, сукна, сученое золото, медь, зеркала, ножи, иглы, кошельки, вина; из Азии шелковые ткани, парчи, ковры, жемчуг, драгоценные каменья; от нас вывозили в немецкую землю меха, кожи, воск; в Литву и Турцию меха и моржовые клыки; в Татарию седла, узды, холсты, сукна, одежду, кожи, в обмен на лошадей азиатских. Оружие и железо не выпускалось из России. В Москву ездили польские и литовские купцы; датские, шведские и немецкие торговали в Новгороде; азиатские и турецкие на Мологе, где существовал прежде Холопий городок, и где находилась тогда одна церковь. Сия ярмарка еще славилась своею знатною меною. Иноземцы обязывались показывать товары свои в Москве Великому князю: он выбирал для себя.

Образ жизни и быт купечества во многом определялся еще с XVIII века законодательными актами, устанавливавшими ряд внешних отличий и типичных особенностей ряда представителей купеческого сословия.

Прологом в этом направлении стало «Городовое положение» 1785 года, давшее начало понятию «купеческое общество», возглавляемое старшинами и определившее его права и обязанности.

В данном документе наиболее ярко была показана такая сторона повседневного образа жизни, как способ передвижения купцов в городе. Так, купцам 1-й гильдии разрешалось ездить по городу в карете парою. Купцам 2-й гильдии разрешалось то же самое, но лишь в коляске. Эти два сословия были свободны от телесных наказаний. Купцам 3-ей гильдии запрещалось ездить по городу в карете и впрягать летом и зимой более одной лошади.

Многие из купцов желали получить права почетных граждан, которые, согласно своему положению, освобождалисьот подушного оклада, от рекрутской повинности, от телесных наказаний, могли участвовать в выборах по недвижимой в городе собственности, избираться в городские общественные должности не ниже тех, куда избирались купцы первых 2-х гильдий, иметь право называться «почетными гражданами», не записываться в ревизские сказки, а в свои особые книги. Получить почетное гражданство можно бьло, имея звание коммерции- или мануфактур-советника, либо получив с 30 октября 1826 года один из российских орденов, либо беспорочно пребывая и неся службу в своей гильдии по истечении определенных сроков (для 1-ой гильдии -- 10 лет, а для 2-ой -- 20 лет).

Также почетными гражданами могли стать дети купцов, получив «без порядка» гражданский чин.

Дети купцов входя во взрослую жизнь, принимая участие в торговле родителей и помогая им. Наглядно это можно видеть на примере жизни курского астронома-самоучки Ф. А. Семенова: «Когда юный Ф. А. начал укрепляться в силах и подрастать, отец отправлял его часто, под присмотром приказчиков, по торговым делам своим: весною и летом за покупкою скота на разные ярмарки, а зимою за покупкою рыбы на Дон и в Таганрог. Осенью же, по приказанию отца Ф. А. занимался вместе с работниками на бойне и продавал мясо в мясном ряду»

Одной из особенных черт купечества середины 18 века был определенный консерватизм, пассивность в некоторых начинаниях. Вот как об этой черте, в частности, выразился председатель Курского губстаткомитета князь Н. Н. Голицын в вопросе о переводе Коренной ярмарки в Курск: «Одним из существенных препятствий к успешному его разрешению было желание иногороднего купечества оставаться при прежних условиях ярмарочного быта, прежних обычаях и порядках -- желание столь согласное с рутинными приемами нашего купечества, и с опасением его каждой реформы и нововведения». Подобная черта свойственна купцам была ввиду возможности любого неверного решения, от которого они могли потерять все состояние или скоро разориться.

Отношения курского купечества с другими сословиями однозначно оценить нельзя. Для их характеристики, обратимся к речи первого всесословного городского головы Курска П. А, Устимовича, произнесенной им 18 мая 1874 года при открытии памятника на Никитском кладбище астроному Ф. А. Семенову.

Она представляется очень интересной: «И так, Семенов, как вы слышали, преодолев все препятствия, все трудности, предрассудками и невежеством его семьи и его сословия созданная, покинул курское мещанство; но он покинул эту среду не для поступления в купечество, как это обыкновенно бывает, и к чему так стремятся мещане. Не в эту столь общую и родственную с мещанством среду влекло его, не в то общество, которое, в сущности, лишь названием, да большею зажиточностью отличается от меньшей братии или черни, какою купцы считают мещан». Из этих слов можно сделать ряд выводов. Во-первых, мещане стремились попасть в купечество и покидали с этой целью свое сословие. Соответственно, наполнялась, в первую очередь, 3-я гильдия. Во-вторых, купечество и мещанство были родственны между собой и составляли «общую среду», т. е. принадлежали они к категории «городских обывателей».

В-третьих, купечество от мещан отличалось «лишь названием, да большей зажиточностью», что подтверждает тезис об «общей среде». Поэтому для купечества мещанство выступало «меньшей братией». И наоборот, для мещан купцы были как «старшая братия». В-четвертых, купцы считали мещан «чернью».

Возникает вопрос: как мог вчерашний мещанин, а ныне купец 3-ей гильдии, так относиться к прежнему сословию? Нормы христианской морали не позволяли этого. Напрашивается вывод: так могли относиться к мещанам лишь зажиточные купцы, т. е. 1-ой и 2-ой гильдий. Для того, чтобы понять откуда у городского головы Устимовича столь критическое отношение к купечеству приведем еще одну цитату из той его речи; «...когда понятие "гражданин" применялось лишь к тому богачу-счастливцу, который, отторговавши в купечестве известное число лет по первой гильдии, получает лишь за то самое, а не за что другое, звание почетного гражданина»Сказано это было в сравнении с потомственным почетным гражданином Ф. А. Семеновым. Будучи дворянином и занимая пост всесловного городского головы в 1871--1874 годах, П. А. Устимовичу не всегда удавалось повести за собой и «расшевелить» на реформы консервативное городское купечество. Отсюда и острые выпады в адрес этого сословия, его сущности. Налицо и известная проблема взаимоотношений между дворянством и купечеством, которое многие недолюбливали в силу ряда причин и считали представителей особенно первых двух гильдий «выскочками».

Таким образом, само «высшее» купечество в образе жизни отличалось от своих «коллег» по сословию.

Повседневная сторона жизни купечества была схожа с другими сословиями. Весело среди купеческого населения проходили различные празднества, выливавшиеся в массовые народные гуляния. Кроме традиционных праздников, отмечались дни бракосочетаний царствующих особ и членов императорской фамилии. В день бракосочетания будущего императора Александра II «от бедной хижины простолюдина, до роскошных палат богача не было уголка, в котором бы садясь за стол, и выходя из-за стола не пили за Государя Императора и Государыню Императрицу и за надежду России Государя Наследника», Редкий дом не украшался тогда «щегольским вензелем, с надписью: «16 Апреля 1841 года».

Из материалов, хранящихся в областном архиве, в фонде И. В. Гладкова, можно видеть, что в праздничные дни купцы посылали друг другу и знакомым свои поздравления, приглашения на обеды, бракосочетания. Часты были приглашения на отпевания своих родных, а затем на их помины в дома.

Дома, в которых жили купцы, были разные. Представители первых двух гильдий имели, как правило, каменные, чаще всего, двухэтажные особняки, находившиеся часто на главных городских улицах. При этом они владели и домами не столь крупными, которые могли располагаться в других частях города. Преобладали здания деревянные на каменном фундаменте. Таковые же были и у мещан, чиновников и других жителей.

По смерти, лица купеческого звания, как и все, отпевались в своих приходских церквях и погребались, как правило, на ближайшем от дома городском кладбище. Некоторые устраивали себе и родным фамильные склепы. Памятники купцам, как правило, отличались величественностью (при наличии необходимых средств), делались чаще всего из пород мрамора и гранита.

Семинар №5.

Купцы и промышленники XVIII века.

Развитие экономической науки.

Вопрос 1. Социальная роль и функции купеческого сословия – с. 182-.

Особенности развития купеческого сословия.

В XVIII веке понятие "купечество" не представляло опреде­ленной категории населения. Оно характеризовало вид торгово-промышленной деятельности. С 40-х годов XVIII века понятие купечества охватывает все посадское население определенной состоятельности. Доступ в это состояние был широко открыт и для крестьян. С 1750-х годов "купечество" - торговая часть по­сада, требует монополии на торговлю и получает ее в 1755 г. В 1760-х гг. эта монополия была подтверждена. Вплоть до 1755 г. предприниматель мог заниматься торговлей лишь в том случае, если был купцом. 1775 - 85 гг. - время окончательного оформления купечества. В XVIII веке купечество, как от­мечалось, в целом развивалось, но группы (составы) купечества заменились в России три раза. В XVIII веке главную роль игра­ли гости и гостинная сотня. В начале XVIII века происходит резкое сокращение количества гостей, так как их заменяли ку­печеские гильдии. Гости стали постепенно оскудевать еще по­сле московского разорения 1649 г. В начале XVIII века их предпринимательская деятельность из активной сферы торгово-промышленных интересов переместилась в использование ра­нее нажитого имущества путем сдачи его внаем.

Причинами разорения гостей были причины, характерные для военно-этатического государства:

1) государственная монополия при Петре I на выгоднейшие товары - пушнину и соль;

2) возросшие в Северную войну налоги; 3) благосостояние гостей строилось на льготах, которые умел получить разными способами глава семьи; с его смертью все приходило в упадок, льготы отменялись, пред­приимчивости наследники, как правило, не проявляли.

Гостинная сотня уцелела дальше, так как Северная война на ее торговлю (внутреннюю, в основном) повлияла меньше. Но их разоряли налоги. В 1713 г. брали десятую деньгу, "полтинные деньги", а также десятую деньгу "за умерших". Петр разорял купцов уже не отнятием насильно состояния в казну, как в прежние века, а душил налогами, причем страдали преж­де всего самые богатые. Многие переходили в мещане и более низкие сословия.

Гильдейские купцы при Петре I.

В экономической жизни страны в начале XVIII века веду­щую роль стали играть гильдейские купцы, которые делились на первостатейных, среднестатейных и третьестатейных - в за­висимости от капитала. До реформы Петра (1705 г.) купцы бы­ли подчинены общине (посаду), царь переподчинил их короне, но самоуправления не дал, поэтому зависимость от видимого "мира" заменилась на более бездушную и невидимую, но вез­десущую - от чиновников. Правда, за счет государства эти куп­цы и богатели. Наиболее прочные роды в XVIII веке были представлены владельцами фабрик и заводов. Но выделялись те из них, которые использовали возможности казны (например, Евреиновы). Им давали подряды, привилегии, беспроцентные ссуды, которые и спасли их от разорения при плохом россий­ском развитии конъюнктуры. Это опять был искусственный капитал предприятий феодального типа. Ухудшило положение купцов принятие Главным магистратом в 1721 г. нежизнеспо­собного принципа деления купцов по профессиональному при­знаку, который не соответствует зажиточности. Купцы все рав­но делились фактически по капиталу, но это усилило трудности приспособления и увеличило обман. Купец сам объявлял капи­тал и платил с него 1 % в казну. Читать доход нужно было при всех, и этот порядок стимулировал доносительство среди куп­цов. 16 % купцов первой гильдии вышли из посада, 21,1 % - из крестьян, 16,0 % - из разночинцев, 38,7 % переехали из других городов; основательные купцы стремились в Москву, поближе к привилегиям. В течение всего XVIII века государство огра­ничивало выход из крестьян в купцы - имущественным цензом, бюрократическими препонами, двойным окладом за переход. Судя по всему, душили самый активный слой народа, так как вопреки препятствиям Богомоловы, Сунгуровы, Грачевы и др. вышли в первую гильдию из крепостных крестьян, а всего они составляли пятую часть купечества.


1.3. Положение купечества при Ека­терине II.

Ослабление в 60-х годах правительственного контроля за торговлей и промышленностью, а также городские реформы в том же направлении в 1775 - 1785 гг. привели к постепенной за­мене торговых первогильдейцев "петровского образца" более предприимчивыми купцами I, II, III гильдий времен Екатери­ны. Купцы, по-прежнему должны были сами объявлять о своем достатке: третья гильдия - капитал до 500 рублей и торговля по городу; вторая гильдия - до 1 тыс. рублей, внутренняя оптовая торговля и розница; первая гильдия - до 10 тысяч рублей, внешняя торговля; она освобождалась от телесных наказаний.

Эта реформа наконец-то привела в соответствие состояние купцов и род их занятий. Переход из одной гильдии в другую стимулировался привилегиями, а также увеличивал обязанно­сти. Например, купцы первой гильдии могли ездить на тройке лошадей или цугом, а прочие - парою, в карете или коляске. Но и выбирали на обременительные должности только купцов I и II гильдий. Деление на гильдии сохранилось до 1863 года. Реформа Екатерины разделила также купечество и мещан (городские граждане), при этом верхушка купцов слилась с гос­подствующим классом, а низшая часть - с народом, что не по­зволяло третьему сословию формировать общие требования. Независимость от власти, которую предполагали реформы Ека­терины II (выбор старосты, бургомистра), ограничивала, как и раньше, сама государственная власть; даже "купеческие обще­ства" не имели реальных полномочий.

В конце XVIII века происходит третья смена состава купцов, которая продемонстрировала слабость их как предпринимате­лей без поддержки абсолютистского государства. Вытеснялись те купцы, которые достигли вершины после реформ 1775 -1785 гг. Появляются новые группы купцов буржуазного типа, вы­росшие путем конкуренции из недр мелкотоварного производ­ства. Подавляющее большинство прежних первогильдейцев к XIX веку было вынуждено покинуть первую гильдию, опустив­шись одной - двумя ступенями ниже в купеческой иерархии. Падение было не только массовым, но и бесповоротным, не менее глубоким по своему характеру и значению, чем исчезновение гостей и "петровских" купцов. Они разорились из-за конкуренции в производстве и продаже товаров широкого потребления, где победили мелкие предприниматели, лучше связанные с потребителем. Кроме того, отмена привилегий купцам во второй половине XVIII века разорила именно тех, кто был связан с капиталистическим производством, уцелели те, кто сумел сохранить привилегии. Разорялись из-за дробле­ния капиталов среди наследников и неумения их поддержать состояние, а также из-за перехода купцов при любом удобном случае во дворянство.

Наряду со связью крупных купцов с абсолютизмом и феода­лизмом, капиталистические отношения в конце XVIII века на­ходились на таком уровне, который не обеспечивал ус­тойчивости от одного предпринимательства, не приносил морального удовлетворения от принадлежности к своему сосло­вию. Мечта о дворянстве была типичной чертой русского ку­печества. Состояние купечества было менее устойчивым, чем дворян, так как принадлежность к дворянству не зависела от личных качеств, а у купцов личные качества являлись опреде­ляющими. Хотя общество активно развивается только тогда, когда тенденция прямо противоположная. В конце XVIII века положение купечества определялось и феодализмом, и капита­лизмом. Одни могли жить только в связи с абсолютизмом и представляемыми им льготами, их положение было уже неус­тойчивым. Новые же купцы не могут пользоваться шаткими еще капиталистическими отношениями, их положение еще неустойчиво. С этим противоречием торговое предпринима­тельство вступало в XIX.

КУПЕЧЕСТВО - в широком смысле - торговцы, в узком - исторически сформировавшаяся социальная общность людей, занятых торговлей или связанной с ней иной предпринимательской деятельностью .

Об-ра-зу-ет со-сло-вия, кор-по-ра-ции, зем-ля-че-ст-ва и другие со-ци-аль-ные и профессиональные груп-пы. Хо-тя об-мен ве-ща-ми прак-ти-ко-вал-ся ещё при гос-под-стве ро-до-п-ле-мен-ных от-но-ше-ний, тор-гов-ля, как ку-п-ля-про-да-жа то-ва-ров, по-яви-лась в эпо-ху не-оли-ти-че-ской ре-во-лю-ции , ко-гда воз-ник-ла про-из-во-дя-щая эко-но-ми-ка, обес-пе-чи-ва-ющая соз-да-ние ус-той-чи-во-го при-ба-воч-но-го про-дук-та. Про-цесс стра-ти-фи-ка-ции древ-не-го об-ще-ст-ва и по-яв-ле-ние городских по-се-ле-ний со-про-во-ж-да-лись фор-ми-ро-ва-ни-ем купечества, так же, как кре-стьян и ре-мес-лен-ни-ков, вла-сти с её бю-ро-кра-ти-ей, во-ин-ст-ва и жре-цов. Тор-гов-ля вы-сту-пи-ла эко-но-мической аль-тер-на-ти-вой не-эко-но-мическому (во-ен-но-му) спо-со-бу ов-ла-де-ния при-ба-воч-ным про-дук-том, про-из-ве-дён-ным в дру-гом об-ще-ст-ве, при этом на за-ре ци-ви-ли-за-ции и в отдельной ис-то-рической эпо-хи, например в ран-нем Сред-не-ве-ко-вье, оба спо-со-ба мог-ли осу-ще-ст-в-лять-ся од-ни-ми и те-ми же людь-ми.

Ку-пе-чест-во в Древ-нем ми-ре .

Эко-но-ми-ка ран-не-клас-со-во-го об-ще-ст-ва ма-ло за-ви-се-ла от тор-гов-ли: пра-ви-те-ли и их ок-ру-же-ние, поль-зу-ясь вла-стью и военной си-лой, от-би-ра-ли у за-ви-си-мых групп на-се-ле-ния, ко-то-рые ве-ли на-ту-раль-ное хо-зяй-ст-во, зна-чительную часть при-ба-воч-но-го про-дук-та. Од-на-ко по ме-ре раз-ви-тия го-су-дар-ст-вен-но-сти и фор-ми-ро-ва-ния элит, от-ли-чав-ших-ся об-ра-зом жиз-ни от основного на-се-ле-ния, рос-ло зна-че-ние об-ме-на с от-да-лён-ны-ми зем-ля-ми, про-из-во-див-ши-ми не-зна-ко-мые или ма-ло-зна-ко-мые пред-ме-ты, об-ла-да-ние ко-то-ры-ми под-чёр-ки-ва-ло вы-со-кий со-ци-аль-ный ста-тус их хо-зяи-на. Таким образом, внеш-няя тор-гов-ля дли-тель-ное вре-мя име-ла боль-шее зна-че-ние, чем внут-рен-няя. И впо-след-ст-вии, с по-яв-ле-ни-ем круп-ных го-ро-дов и раз-ви-ти-ем об-ме-на ме-ж-ду ни-ми и де-рев-ней, со-ци-аль-ный ста-тус куп-цов, тор-го-вав-ших «за-мор-ски-ми» то-ва-ра-ми, ос-та-вал-ся вы-ше, чем у тор-гов-цев, по-лу-чав-ших до-ход от внутренней тор-гов-ли. Скла-ды-вав-шее-ся в об-ще-ст-ве от-но-ше-ние к купечеству за-ви-се-ло не толь-ко от его ро-ли в хо-зяй-ственной жиз-ни, но и от ис-то-рических осо-бен-но-стей про-цес-са со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции, ре-ли-ги-оз-но-эти-че-ских уче-ний, рас-про-стра-нив-ших-ся в ка-ж-дом кон-крет-ном ре-гио-не.

В гре-ко-ро-ман-ском ми-ре, где вы-ше все-го ста-ви-лись зе-мель-ная соб-ст-вен-ность, во-ин-ская доб-лесть и при-над-леж-ность к чис-лу гра-ж-дан, куп-цы не поль-зо-ва-лись боль-шим ав-то-ри-те-том. В Древ-ней Ин-дии с её жё-ст-кой кас-то-вой сис-те-мой пред-ста-ви-те-ли купечества не при-над-ле-жа-ли к брах-ма-нам и кшат-ри-ям и дол-гое вре-мя со-став-ля-ли часть низ-шей вар-ны шудр, а впо-след-ст-вии рас-пре-де-ли-лись в вар-не вай-шью. На-про-тив, у се-мит-ских на-ро-дов, осо-бен-но у фи-ни-кий-цев, за-ня-тие тор-гов-лей счи-та-лось не-об-хо-ди-мым и по-чёт-ным де-лом. Фи-ни-кий-цы ве-ли про-ду-ман-ную тор-гов-лю с за-пи-ся-ми и ис-поль-зо-ва-ни-ем точ-ных мер ве-са. И имен-но фи-ни-кий-цы, ос-во-ив Сре-ди-зем-но-мо-рье, ста-ли про-дви-гать-ся со свои-ми то-ва-ра-ми вдоль оке-ан-ско-го по-бе-ре-жья. Но не толь-ко фи-ни-кий-цы за-ни-ма-лись в древ-но-сти тор-гов-лей на боль-шие рас-стоя-ния. Вслед за ни-ми сре-ди-зем-но-мор-ское про-стран-ст-во ста-ли ос-ваи-вать куп-цы Кри-та, Египта и других стран. С конца 3-го тысячелетия до нашей эры на-чал фор-ми-ро-вать-ся Ве-ли-кий шёл-ко-вый путь, впол-не сло-жив-ший-ся во II веке до нашей эры. Этот путь про-тя-нул-ся от Ки-тая до Ри-ма и был раз-бит на несколько эта-пов, на ка-ж-дом из ко-то-рых ка-ра-ва-ны с то-ва-ра-ми фор-ми-ро-ва-ли куп-цы-по-сред-ни-ки из раз-ных на-ро-дов. Па-рал-лель-но су-щест-во-ва-ла и мор-ская меж-ду-народная тор-гов-ля, свя-зы-вав-шая Ки-тай с по-бе-режь-ем Ин-дий-ско-го океана. Ещё до по-яв-ле-ния де-нег купечество Древ-не-го ми-ра ста-ло ис-поль-зо-вать в сво-их рас-чё-тах слит-ки се-реб-ра (смотри так-же в статье День-ги).

Ку-пе-че-ст-во в сред-ние ве-ка .

В средневековый пе-ри-од купечество на-ра-щи-ва-ло свою эко-но-мическую и по-ли-тическую мощь. Не-ред-ко функ-ции куп-ца и вои-на-за-вое-ва-те-ля бы-ли ма-ло раз-ли-чи-мы (от латинского hostis - враг во мно-гих ев-ропейских язы-ках про-ис-хо-дят сло-ва, обо-зна-чаю-щие куп-цов, в том числе русское - «гость»). Са-ра-ци-ны и ви-кин-ги в Ев-ро-пе не толь-ко тор-го-ва-ли, но и за-ни-ма-лись гра-бе-жом. Главной зо-ной кон-так-тов ме-ж-ду ни-ми яви-лось Сре-ди-зем-но-мо-рье, на-сы-щав-шее Вос-ток за-хва-чен-ны-ми нор-ман-на-ми ев-ропейскими то-ва-ра-ми, в том числе ра-ба-ми, и За-пад - араб-ским се-реб-ром.

Но-вый этап в раз-ви-тии купечества свя-зан с ин-тен-сив-ным рос-том го-ро-дов в Ев-ро-пе в XI-XII веков, ко-то-рый со-про-во-ж-дал-ся пре-вра-ще-ни-ем купечества в важ-ней-ший эле-мент средневекового об-ще-ст-ва. Оно ста-ло главным фак-то-ром в об-ра-зо-ва-нии так называемых сво-бод-ных го-ро-дов. Са-мо же купечество фор-ми-ро-ва-ло кор-по-ра-ции - гиль-дии. В XII-XIII веках немецкие куп-цы су-ме-ли создать круп-ные объединения (например, Ган-за), что-бы про-ти-во-сто-ять мор-ским и су-хо-пут-ным раз-бой-ни-кам. В сво-бод-ных го-ро-дах ган-зей-цы за-да-ва-ли тон в городских со-ве-тах, в сто-ли-цах - соз-да-ва-ли собственные квар-та-лы, где был ог-ра-ни-чен кня-же-ский или ко-ро-лев-ский про-из-вол (при-ме-ром та-ко-го райо-на, соз-дан-но-го ган-зей-ски-ми куп-ца-ми, мо-жет слу-жить «Сталь-ной двор» в Лон-до-не). Мощь го-ро-да оп-ре-де-ля-лась бо-гат-ст-вом его куп-цов. Тор-гуя с Ближ-ним Вос-то-ком, немецкие куп-цы ста-ли соз-да-вать в безо-пас-ных мес-тах боль-шие скла-ды то-ва-ров (например, в Ве-не-ции). На Вос-то-ке свои-ми опе-ра-ция-ми сла-ви-лись хо-ро-шо ор-га-ни-зо-ван-ные сирийские куп-цы, свя-зы-вав-шие Сре-ди-зем-но-мо-рье с Ира-ном и другими стра-на-ми Азии. Арабские тор-гов-цы, пер-вен-ст-во-вав-шие в меж-ду-народной тор-гов-ле с VII века, спо-соб-ст-во-ва-ли рас-про-стра-не-нию ис-ла-ма. При-об-ще-ние на-ро-дов Восточной Аф-ри-ки к ис-ла-му - ре-зуль-тат дея-тель-но-сти арабского купечествa. По-боч-ным, но весь-ма важ-ным ре-зуль-та-том тор-го-вых опе-ра-ций куп-цов стало рас-про-стра-не-ние ин-фор-ма-ции о при-ро-де, обы-ча-ях, ве-ро-ва-ни-ях других ре-гио-нов. Свои-ми рас-ска-за-ми о даль-них зем-лях лю-бо-зна-тель-ные куп-цы, по-доб-ные Мар-ко По-ло или Афа-на-сию Ни-ки-ти-ну, раз-веи-ва-ли пред-рас-суд-ки и ми-фы об ан-ти-по-дах, на-во-ди-ли, как и мо-на-хи-мис-сио-не-ры, мос-ты ме-ж-ду куль-ту-ра-ми раз-ных на-ро-дов. В то же вре-мя ре-зуль-та-том «хо-ж-де-ний» куп-цов на Вос-ток ста-ла «Чёр-ная смерть», за-не-сён-ная в середине XIV века из Азии в Ев-ро-пу.

Купечество стал-ки-ва-лось в сред-ние ве-ка с не-ма-лы-ми труд-но-стя-ми. Ин-тер-на-цио-на-ли-за-ции тор-гов-ли ме-ша-ло слож-ное административно-территориальное уст-рой-ст-во средневекового ми-ра, раз-дроб-лен-но-го на мно-гие сот-ни го-су-дарств. За-труд-не-ния для купечества соз-да-ва-ло не толь-ко су-ще-ст-во-ва-ние мно-го-численных мыт-ных дво-ров, но и различные ме-ры ве-са, дли-ны, объ-ё-ма, а глав-ное - мно-го-об-ра-зие де-неж-ных сис-тем, с ко-то-ры-ми куп-цам при-хо-ди-лось иметь де-ло. Им при-шлось уст-раи-вать по-всю-ду ме-няль-ные кон-то-ры или спо-соб-ст-во-вать их уч-ре-ж-де-нию. Так ку-печеский ка-пи-тал сти-му-ли-ро-вал раз-ви-тие осо-бой сфе-ры пред-при-ни-ма-тель-ст-ва, став-шей за-тем од-ним из эле-мен-тов кре-дит-но-фи-нан-со-вой сис-те-мы ев-ропейских стран. Это-му же спо-соб-ст-во-ва-ло и изо-бре-те-ние куп-ца-ми пе-ре-вод-ных век-се-лей (смотри в статье Век-сель), из-ба-вив-ших ком-мер-сан-тов от рис-ко-ван-ной не-об-хо-ди-мо-сти во-зить с со-бой на боль-шие рас-стоя-ния зна-чительные сум-мы де-нег. Ис-поль-зо-ва-ние пе-ре-вод-ных век-се-лей от-кры-ва-ло куп-цам про-стор для ма-нёв-ра: за-труд-не-ния с обыч-ным то-ва-ром пре-одо-ле-ва-лись вло-же-ни-ем средств в иные тор-го-вые опе-ра-ции и да-же в другие об-лас-ти при-ме-не-ния ка-пи-та-ла (кре-дит, ор-га-ни-за-ция гос-ти-нич-но-го де-ла, при-об-ре-те-ние не-дви-жи-мо-сти и так далее). На-ко-п-лен-ный в тор-го-вых опе-ра-ци-ях ка-пи-тал стал ис-точ-ни-ком для соз-да-ния бан-ков-ской сис-те-мы. Так, ку-печеская се-мья Фуг-ге-ров из Аугс-бур-га в конце XV века глав-ные свои до-хо-ды по-лу-ча-ла уже за счёт рос-тов-щи-че-ско-го про-цен-та, а за-тем и ор-га-ни-за-ции мед-ных и се-реб-ря-ных руд-ни-ков в Центральной Ев-ро-пе. Прав-да, та-ко-го ро-да пре-вра-ще-ния тор-го-во-го ка-пи-та-ла стал-ки-ва-лись с ещё од-ним пре-пят-ст-ви-ем - осу-ж-де-ни-ем Рим-ско-ка-то-лической цер-ко-вью рос-тов-щи-че-ст-ва: им за-ни-ма-лись ев-реи, ко-то-рым был за-крыт путь в ку-печеские гиль-дии.

В сред-ние ве-ка куп-цы ши-ро-ко ис-поль-зо-ва-ли яр-мар-ки, про-хо-див-шие несколько не-дель, чаще все-го в при-гра-нич-ных го-ро-дах. В яр-ма-роч-ной тор-гов-ле бы-ли осо-бен-но за-ин-те-ре-со-ва-ны куп-цы сред-не-го дос-тат-ка, у ко-то-рых не бы-ло боль-ших ка-пи-та-лов и на-вы-ков для тор-гов-ли с даль-ни-ми стра-на-ми. Яр-мар-ки слу-жи-ли ме-стом не толь-ко то-ва-ро-об-ме-на, но и ис-точ-ни-ком ком-мерческой ин-фор-ма-ции об из-ме-не-нии цен на то-ва-ры, ди-на-ми-ке спро-са и пред-ло-же-ния и яв-ля-ли тем са-мым про-об-раз тор-го-вых бирж.

С рос-том бо-гат-ст-ва ме-нял-ся ук-лад жиз-ни купечества, рос его пре-стиж. В позд-нем Сред-не-ве-ко-вье са-мые бо-га-тые куп-цы, со-став-ляв-шие городской пат-ри-ци-ат, об-ра-зом жиз-ни, рос-ко-шью двор-цов, изы-скан-но-стью кух-ни, мно-го-чис-лен-но-стью че-ля-ди не от-ли-ча-лись от ари-сто-кра-тов, ко-то-рых да-же пре-вос-хо-ди-ли в сфе-ре ме-це-нат-ст-ва и по-жерт-во-ва-ний в поль-зу Церк-ви.

Ку-пе-че-ст-во в Но-вое вре-мя.

Дом купцов Агаповых (XVIII век)


Адрес: г. Суздаль, ул. Толстого, д. 7.



В старину на Руси говорили: «Лишнее не бери, карман не дери, души не губи», ибо Божьим наказанием считали не бедность, а богатство. Заповеди нестяжательства непреложно следовало русское купечество. Деньги для купцов были не путём к наслаждению, а средством служения людям, Родине. Примером тому являются известные меценаты Третьяков и Мамонтов, Строганов и Демидов… Однако в их тени долго оставались провинциальные купцы – простые люди с мозолистыми руками и добрыми глазами. Тихо, как ежедневную работу, творили они добрые дела и, как писал о них Горький, «веками несли Россию на своих плечах».

Купечество составляло значительную и важную прослойку населения Суздаля. В конце XVIII века представителей купеческого сословия было более 1500 человек. Особенно активно купечество было в XVII-XVIII вв., когда город был известным центром транзитной торговли Ярославского и Нижегородского направления. В конце XVIII столетия в Суздале числилось более 1000 представителей купеческого сословия.
Строительство в конце XVIII века шоссейной, а затем во второй половине XIX века железной дороги Москва – Нижний Новгород оставило Суздаль в стороне от основных путей, что заставило наиболее предприимчивых купцов искать для жительства и торговли более перспективные места. Многие из них уехали в Москву, Иваново-Вознесенск, Санкт-Петербург и другие города. Значение Суздаля как торгового центра упало, сократилось и численность суздальского купечества.
В начале XIX века здесь проживало около 400 купцов и членов их семей, торговавших не только в Суздале, но и за его пределами.
В начале XIX века суздальские купцы строят большой каменный , в котором было более 100 лавок. Но в течение XIX в. торговая деятельность в Суздале идёт на убыль в связи с развитием путей сообщения, которые обошли Суздаль стороной.
К кон. XIX в. в Суздале осталось только 140 купцов, при этом многие из них не каждый год выкупали гильдейские свидетельства (разрешение вести торговлю). Купцы стали заниматься преимущественно розничной торговлей, мелким текстильным, кожевенным и колокололитейным производством, содержанием постоялых дворов и харчевен, а также огородным промыслом. Тем не менее, значение суздальских купцов в развитии города было весьма заметно: они часто избирались на различные выборные должности, гласными (депутатами) в Городскую думу, чаще других занимали должность Городского Головы, директора Общественного банка, городского ломбарда, были Председателями и членами Попечительских советов учебных заведений, больницы и социальных учреждений, церковными старостами. Занимались благотворительной деятельностью.

Из Суздальской Градской общей Думы дан сей билет Суздальскому купцу Василию Иванову сыну Шишкину в том, что по силе учиненного минувшего сентября 29 числа от строящих в городе Суздале в Гостином Дворе каменные лавки хозяев купцов и мещан общественного приговора досталась вам по жеребью в том Гостином Дворе в передней линии щепетинного ряду под № 39 лавка в смежности лавок Суздальских 2-ой гильдии купца Герасима Афанасьева сына Биркина, а по другую малолетнего купеческого сына Алексея Белина, которая лавка выбранными от них хозяев расценщиками положена в 485 рублей и сверх сложенных на строение одной по десяти приговорам 450-ти рублей суммы составляет 35 рублей, которые деньги от вас в здешнюю градскую думу внесены и следуют оные на раздачу прочим хозяевам тем коим достались расценённые ниже сложенной по оным десяти приговорам цены. В чём для надлежавшего и бесспорного тою лавкою владения сей билет вам купцу Шишкину и дан:
Градской Голова Лука Ермолин
Гласный Андрей Пахомов
Гласный Козьма Ульянов
Гласный Яков Мешков
У сего Билета Владимирской губернии
Суздальской Градской общей Думы печать
Октября 4 дня 1811 года.






Кожевенный завод купцов Кашиных. XVIII в. Фото с открытки нач. ХХ в.

Как и во всей России, суздальскому купечеству принадлежала важная роль в развитии благотворительности. Многое в этом отношении сделали такие купеческие семьи, как Жинкины, Жилины, Беловы, Вихревы, Дубынины, Агаповы, Холоповы и другие. Крупными благотворителями были выходцы из Суздаля московские купцы В.М. Блохин, И.В. Шишкин и харьковский купец И.Г. Вихрев. В XIX в. на их средства в городе были открыты 2 детских приюта и 3 богадельни.
Будучи членами попечительских советов земкой больницы, учебных и социальных заведений, многие купцы делали значительные вклады на их обустройство. Часто избиравшиеся церковными старостами купцы выделяли собственные средства на ремонт и украшение многочисленных храмов Суздаля. В традиции суздальских купцов было перед большими православными праздниками оказывать материальную помощь неимущим слоям населения.

Уроженец Суздаля московский купец 1-й гильдии Иван Васильевич Шишкин в 1888 г. завещал капитал в 100 тыс. рублей на строительство и содержание «дома призрения бедных» в Суздале.
Строительными работами руководил суздальский купец . В 1891 г. богадельня была открыта и освящена. находился в ведении Суздальской городской думы, был рассчитан на 60-100 человек, призреваемые содержались бесплатно.
«…С 1888 г. начинается бескорыстная, самоотверженная и энергичная деятельность И.Ф. Белова. Будучи сам не особенно богатым купцом, он более двух лет неустанно трудился над исполнением завещанного дела, и трудился не только без всякого вознаграждения, а даже в ущерб для своих торговых занятий… В доме всё устроено целесообразно, прочно, чисто, красиво и даже, можно сказать, роскошно для простых людей нашего города …» (Владимирские Епархиальные ведомости. 1891 г.).

Объявляется благословение Божие от Преосвященного Феогноста, Епископа Владимирского и Суздальского.

Суздальскому купцу Ефиму Васильевичу Головашкину – за пожертвование в ризницу суздальского 20-ти аршин серебряной цветной парчи на 70 р.;
Суздальскому купцу Федору Дмитриевичу Дубынину – за пожертвование в Богоявленскую церковь священнического бархатного облачения (фелони, епитрахили, набедренника, пояса и поручей) и бархатных же воздухов, шитых золотом на сумму 120 р.;
Суздальскому купцу ивану Яковлевичу Агапову – за пожертвование Государственного 4 % банковского билета в 115 р. В пользу братии Суздальского Васильевского монастыря.
Владимирские Епархиальные ведомости. 1880, 1881, 1882 гг.

«… В продолжении своей службы Холопов восполнил все недостатки по церковной утвари в ризнице, церковь привел в лучший благолепный вид, и все это сделано, несмотря на свое ограниченное состояние, большею частью из собственных средств … не благоугодно ли будет … за усердную и полезную службу по должности церковного старосты купца Холопова удостоить … ходатайства о награждении его, имеющего уже серебряную на Станиславской ленте медаль (в 1874 г.), золотой на Аннинской ленте …».
Из характеристики старосты кладбищенской всехсвятской церкви купца 2-й гильдии Григория Холопова, данной благочинным Суздальского собора протоиереем А. Кротовым. 1876 г.





Типичными представителями суздальского купечества среднего достатка были и купцы Агаповы.
Купец Агапов построил себе двухэтажный дом во второй пол. XVIII в. в заречной стороне на Щупачихе, где «щупали» (проверяли) возы приезжих торговцев, отсюда и название улицы.
В обывательской книге 1806 г. о владельце дома говорится: «Иван Яковлев сын Агапов 59 лет старожил, женат на купецкой дочери Ананье Яковлевой 57 лет, у них внучата Яков - 10 лет, Акулина - 13 лет, имеет дом на Борисовой стороне в большой улице и под ним каменная кузница подле домов в одну сторону купецкой вдовы Ирины Назаровой и по другую купца Карпа Капитонова, (дом) построенный им, а земля по данным наследственная и при ней огород под №846; (состоит) у работы кузнешной; был у продажи соли целовальником, потом добросовестным» (Целовальник - продавец соли, избиравшийся на определённый срок, дававший обязательства работать честно, целовавший крест - отсюда название целовальник, добросовестный - свидетель, помощник при оценке имущества, сборе налогов и т.д.).
Дом представляет собой распространённый в то время образец купеческой застройки с каменным служебным первым этажом и деревянным жилым вторым. Подобные купеческие дома во многом определили облик гражданской архитектуры исторической части Суздаля.
К сер. XIX в., вероятно, было несколько ветвей купцов Агаповых в Суздале. Агаповы держали кузницы у реки за кремлём, имели лавки и торговые места в Гостином дворе, так владельцы дома на Степачёвской улице (во второй пол. XIX в. название улицы Щупачиха трансформировалось в Степачёвскую) в разное время торговали мануфактурой, обувью, книгами, колониальными товарами (чай, кофе, пряности), овощами и ягодами. В кон. XIX в. Иван Яковлевич Агапов имел 4 каменных лавки в гостином дворе и капитал 2500 руб. У него было три сына – Яков, Фёдор и Капитон. Купцы Агаповы не чужды были общественной и благотворительной деятельности – несколько раз избирались в гласные Городской Думы, делали пожертвования в церкви, за заслуги и пожертвования по духовному ведомству в 1901 г. преподано благословение святейшего синода среди прочих и суздальским купцам Якову, Капитону и Фёдору Агаповым, о чём напечатали Владимирские епархиальные ведомости.
У Якова Ивановича были сыновья: Василий, Иван, Александр, Гурий и он был последним владельцем дома, в котором он уже не жил.
На первом этаже по-прежнему работала кузница, при доме был пчельник и большой плодовый сад, занимавший и часть нынешней территории Музея деревянного зодчества. Сад вымерз в последнюю войну и был выпилен на дрова.
В 1912 г. Агаповы открыли в доме мукомольню на нефтяном двигателе. Большая семья Якова Ивановича (у него было 5 сыновей и 6 дочерей) проживала в двух домах на улице Ивангорской (ныне Пушкарская).


Дома Я.И. Агапова на ул. Ивангорской. Справа . Фото нач. ХХ века.

События первой пол. ХХ в. изменили привычный образ жизни семейства Агаповых. В годы первой мировой войны погибли сыновья Якова Иван и Александр. После революции сам Яков Иванович и его брат Федор Иванович как «бывшие крупные торговцы» попали в разряд «лишенцев», их имущество (дома, торговые лавки в Гостином дворе, огородные земли) было конфисковано. В 1930-х гг. были репрессированы Василий Яковлевич (1884-1957 гг., агроном) и Гурий Яковлевич (родился в 1894 г., геодезист). Их младший брат Рафаил Яковлевич (1904-1996 гг.) с 1930-го г. жил во Владимире, участвовал в Великой Отечественной войне, был награжден. Его потомки и сейчас проживают во Владимире.
Старожилы города ещё помнят, что в советское время вплоть до 60-х гг. в нём была дизельная мельница на один постав. Затем дом был поставлен на реставрацию (автор проекта реставрации Н. Немцова), передан музею-заповеднику. В начале 80-х гг. в нём была открыта экспозиция «Суздаль и уезд в годы революции 1905 года» (автор тематико-экспозиционного плана научный сотрудник музея-заповедника Н.М. Курганова), именно на первом этаже данного дома в помещении кузницы непродолжительное время работала подпольная типография в 1905 г. и был найден типографский шрифт. Экспозиция вызывала интерес у посетителей, в ней были представлены интересные документальные материалы, фрагменты интерьеров кузницы и комнаты суздальской интеллигенции нач. XX в. И на тот момент выставка выполнила свои задачи - проиллюстрировать классовую борьбу в Суздале на рубеже веков.



Экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере»

Суздальским купцам – кто «благородно служил» во славу родного города, незаслуженно забытым жертвователям и патриотам – Владимиро-Суздальский музей-заповедник посвящает эту экспозицию.
Экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере» в доме купцов Агаповых начала работать в нач. 2012 г.
В экспозиции можно познакомиться с жизнью и бытом суздальцев кон. XIX - XX вв., посмотреть подлинные интерьерные вещи и документы той эпохи, ощутить аромат размеренной провинциальной жизни, узнать об общественной и благотворительной деятельности суздальского купечества. Представленные экспонаты второй пол. XIX в. дополнены современной стилизованной мебелью, на которой можно посидеть, посмотреть старинные документы и фотографии, ощутить атмосферу прошлых веков, подумать о быстротечности времени.
В доме Агаповых мебель, убранство, фотографии на стенах… - всё тз того, былого, жизненного уклада, купеческого естества, многоцветного русского мира, сутью которых была мудрая, отзывчивая православная душа.

Экспозиция на первом этаже














Шведский дипломат Иоганн Филипп Кильбургер, который побывал в Москве еще в годы царствования царя Алексея Михайловича Романова, в своей книге "Краткое известие о русской торговле, каким образом оная производилась чрез всю Руссию в 1674 году" писал, что все москвичи "от самого знатного до самого простого любят купечество, что есть причиной того, что в городе Москве помещается больше торговых лавок, чем в Амстердаме или хотя бы ином целом княжестве". Такой увидел Москву Кильбургер. Но следует сказать, что в XVII -XVIII веках понятие "купечество" не представляло еще определенной категории населения. Оно характеризовало вид торгово-промышленной деятельности. С 40-х годов XVIII века понятие купечества охватило все посадское население определенной состоятельности. Доступ в это состояние был широко открыт и для крестьян. Это привело к тому, что количество купцов постоянно увеличивалось, а с 1750-х годов "купечество" потребовало для себя монополии на торговлю, и получила ее в 1755 г.

История собственно московского купечества началась в XVII веке, когда торговое сословие из разряда тяглых людей выделилось в особую группу городских или посадских людей, которая в свою очередь стала разделяться на гостей, гостиную и суконную согни и слободы. Самое высшее и почетное место в этой торговой иерархии принадлежало гостям (их в XVII веке было не более 30 человек). Звание это купцы получали лично от царя, и удостаивались его только самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тысяч в год, что являлось огромной по тем временам суммой. Гости были приближены к царю, освобождались от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины. Если говорить о членах гостиной и суконной сотен, то в XVII веке их было около 400 человек. Они пользовались также большими привилегиями, занимали видное место в финансовой иерархии, но уступали гостям в "чести". Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины. Наконец Низший разряд московского купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом сами же и продавали. Этот разряд торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, так как "черные сотни", торговали собственной продукцией, а, следовательно, могли продавать ее дешевле. Помимо этого, посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились на лучших, средних и молодших.

Деятельность московского купечества регулировалась Новоторговым Уставом, принятым в 1667 году. Устав прописывал четкую систему налогообложения для купцов: вместо тамги1 был введен полавочный налог (с торговой деятельности) и тягло (с промысла). Для московского купечества XVII-XVIII веков было характерно отсутствие определенной специализации на торговле каким-либо одним товаром. Даже крупные торговцы одновременно торговали самыми разнообразными товарами, а к этому присоединяли еще и другие операции. Так, например, собранные в 1648 г. выписки из таможенных книг о привезенных купцом — гостем Василием Шориным товарах свидетельствуют о том, что в 1645 г. он провез чрез Архангельскую таможню 7 1/2 половинок сукна, 200 аршин атласу, 25 аршин красного бархата, золото пряденое в мишуру, но также тонкую медь, красную досчатую медь и 100 тысяч иголок, а на другом досчанике находилось 16 медных колоколов весом в 256 пудов и 86о стоп писчей бумаги. Из тех же книг следует, что в другой год им были привезены бакалейные товары. Из предметов вывоза приказчики Шорина везли сало топленое, клей, масло, рыбу, икру, но также юфть и весла. Так что один и тот же купец торговал сукном и бархатом, медью, иголками, бумагой, маслом, рыбой и другими разнообразными товарами. Торговля в XVII-XVIII веках в Москве шла прямо на улице или в специальных лавках, расположенных в пределах Гостиного Двора, который был заложен в середине XVI века при Иване Грозном. Тогда, по велению Государя в Китай-город переселили торговых людей со всей Москвы. Поначалу лавочные ряды были деревянные, но в 1595 г. после пожара их заменили на каменные. О старом Гостином дворе посланник при дворе Ивана Грозного барон Сигизмунд Герберштейн писал в своих "Записках о Московии": "Недалеко от великокняжеского замка стоит огромное каменное строение, называемое Гостиным двором, в котором купцы живут и товары свои выставляют".

Кстати, не все московские купцы имели право торговать в Гостином Дворе. Дело в том, что в XVII веке торговые площади в Москве делились на обычные торговые ряды и ряды Гостиного двора. По Уложению 1649 года в рядах должна была производиться розничная торговля, а на гостиных — оптовая — "врозь никаких товаров на гостиных дворах не продавать".

Типичной лавкой московского купца, что в торговых рядах, что в Гостином дворе, являлось помещение в 2 сажени в ширину, 2 1/2 в глубину. Такая лавка называлась полной. Наряду с полными лавками имелись так называемые полу-лавки, четверти лавки и даже восьмые части лавок. В 1726 года в Московском Китай-городе из 827 всех торговых владений было всего 307 владельцев полных лавок, тогда как в 76 случаях они занимали менее целой лавки, а в 328 случаях торговое место составляло всего пол-лавки.

Но были и другие случаи. Например, некоторые московские купцы соединяли нескольких лавок, но это было явлением весьма редким: насчитывалось всего 32 случая владения по 1 1/2 лавки и 15 случаев свыше 2 1/2 лавки, из них только один, когда торговец занимал 3 3/4 лавки. В 1701 г. 189 человек владело по одной лавке, тогда как 242 занимали всего пол-лавки, а 77 человек 3/4 лавки.

К лавкам присоединялось еще огромное количество торговых мест, которые представляли собою лишь временные, переносные помещения. Таких мест насчитывалось в Китай-городе, например, в 1626 году 680, из них 47 шалашей, 267 скамей и так называемых "мест скамейных", причем и тут нередко торговец занимал пол-шалаша или часть скамейного места.

Итак, крупная торговля в Москве существовала рядом с мелкой. Безусловно, у крупных купцов было явное преимущество. Например, в выборе места для торговли, которое, к тому же, немало стоило. Так московский садовник Кондратий Хвастливый, крупнейший винокур в Москве первой четверти XVIII века, купил в Китай-городе в Смоленском суконном ряду лавку за 1000 рублей, а В. Щеголин, один из первых "суконных" фабрикантов при Петре, приобрел каменную лавку за 500 рублей. Цена такой лавки равнялась стоимости большого двора с хорошими строениями. Ценилось и расположение ее на бойком месте. Лавочники платили солидный доход в казну, что представляло выгоду для всех участвующих сторон: покупателя (больше товара — ниже цены), самого купца и казны.

Главным торговым местом Москвы считался, конечно, Китай-город. Торговых рядов здесь насчитывалось более сотни: почти 20 одёжных, игольный, ножевой и другие, в которых торговали металлическими изделиями; ювелирные ряды, отличавшиеся чистотой и вежливостью продавцов; тишайший иконный ряд; белильный ряд, где торговали стрелецкие жёны и вдовы. Яблочный, дынные и огуречные ряды стояли отдельно. Хлебная торговля велась в основном на берегу Москвы-реки. На мосту, перекинутом через ров от Спасских ворот Кремля, торговали книгами и рукописями. Торговали и в других районах, например на площадях у ворот Белого и Земляного города, но там торг был гораздо менее оживлённым. В своей повседневной деятельности крупные и мелкие московские купцы, случалось, и конфликтовали. Так, например, в конце 20-х гг. XVIII века группа "купцов-компанейщиков" получили в откуп всю водочную торговлю в Москве. Заплатив в казну за откуп большие деньги, они чрезвычайно подняли цены на водку в городе. Увидев это, часть недовольных московских мелких торговцев стала покупать и привозить водку из пригородов, продавая ее по более низкой цене. "Компанейщики" не стали мириться с этим и возвели в 1731 году вокруг всех значительно населенных окраин города невысокий земляной вал со стеной из вбитых в землю деревянных столбов. На главных же дорогах поставили заставы, где все возы осматривали, проверяя, не ввозится ли в город водка. Однако такой частокол оказался для мелких торговцев не помехой. Скоро в нем образовалось множество лазеек, а затем его и вовсе растащили на дрова. И опять дешевое вино стало продаваться в Москве в большом количестве.

Интересно, что еще в начале XVIII века, по Указу 1714 года, все московские купцы и ремесленники были обязаны селиться в загородных слободах. Вскоре вокруг Земляного вала (старой границы Москвы) быстро начал складываться пояс разнообразных пригородных поселений.

Решение о выселении купцов из Китай-города было принято, в том числе, и в связи с тем, что количество московского купечества постоянно увеличивалось. В Китай-городе уже не то что было негде жить, но даже торговать. А потому, в конце XVIII века императрица Екатерина II поручила архитектору Джакомо Кваренги составить проект нового Гостиного двора в пределах улиц Ильинки и Варварки, так как старый Гостиный двор, который к этому времени насчитывал 760 лавок, амбаров, палаток уже не вмещал всех желающих. И это не удивительно, так как к концу XVIII века в Москве проживало более 12 тысяч купцов и членов их семей.

Тамга — с ХIII века в Русском государстве пошлина, взимавшаяся за провоз товара, на который накладывалось специальное клеймо — тамга.

Материал написан на основе монографий, статей, документов и материалов, представленных в разделе «Библиография».