Космос: профессии будущего. Космические специальности: от планетолога до менеджера космотуризма Какие космические профессии существуют

В переводе с древнегреческого языка астрономия – это наука, изучающая небесные тела. Еще с древности человечество проявляло интерес к звездам и планетам, их передвижению по небесному пространству. Так возникла профессия астроном.

Развитие астрономии дало человечеству знания, помогающие в ведении хозяйства, в путешествиях. Первым и немаловажным достижением, полученным в результате наблюдения за звездами, является изобретение солнечного и лунного календарей. В Древнем Китае за 2000 лет до нашей эры люди уже могли определять даты солнечных и лунных затмений.

Чем занимается астроном?

На первый взгляд профессия выглядит очень романтично, но на практике все иначе. Наблюдения за небесными объектами занимают лишь малую часть рабочего времени, остальное уходит на обработку данных, полученных в результате наблюдений. В настоящее время работа астронома несколько облегчена современными технологиями. С помощью компьютерных программ рассчитываются траектории небесных объектов, составляются звездные карты.

В астрономии существует несколько направлений: небесная механика, астрофизика, космология, астрономическое приборостроение. На практике астроном сосредотачивается на определенной тематике (будь то изучение галактик, планет или отдельных звезд). В результате такого разделения исследований возникла необходимость в координационных центрах. В рамках всего мира этой задачей занимается Международный астрономический союз.

За последние сто лет специфика работы астронома кардинально изменилась. Уже нет необходимости проводить многочасовые наблюдения за небесными объектами в обсерваториях. Исследователи Вселенной многие часы проводят перед мониторами компьютеров, обрабатывая данные, полученные с космических спутников. Но среди астрономов можно встретить настоящих фанатов своей профессии, которые с легкостью отказываются от комфорта современных офисов ради общения со Вселенной. Поэтому овладеть данной профессией под силу тем, кто жаждет узнать тайны звездного неба.

Выбрав профессию астронома, нужно помнить, что это наука, где результат своей работы сразу не увидишь. Значит, нужно иметь колоссальное терпение. Одним из главных личных качеств астронома должно быть стремление к открытиям. Также необходимо обладать усидчивостью и внимательностью. Профессиональный астроном должен иметь широкий кругозор, обладать аналитическим складом ума, уметь четко, доступно излагать доводы и мысли. Ведь работники науки часто пишут статьи для публикаций в журналах, готовят доклады для научных конференций.

Чтобы добиться успехов в профессии, необходимо также быть специалистом в нескольких науках: физике, математике, биологии, информатике. Как и в любой науке, результаты достижений в астрономии основываются на данных исследований, наблюдений и экспериментов. Хотя, в отличие от других направлений, астрономам эксперимент практически недоступен. В работе помогают современные компьютерные технологии и программы. С их помощью моделируются процессы, недоступные для наблюдения.

Где учится на астронома?

Карьерный рост астронома связан с определенными этапами обучения. Сначала это обучение в университете, затем поступление в аспирантуру, написание кандидатской диссертации, научная работа и т. д. Квалификационный разряд специалиста зависит от полученного научного звания, что непосредственно влияет на размер заработной платы. За успешные научные разработки представители данной профессии получают гранты.

Еще астроном имеет возможность реализовать себя в сфере преподавания. В астрономии существует несколько направлений: астрофизика, космология, физика галактик, звезд, астрономическое приборостроение. Поэтому специалистов можно разделить на три группы: наблюдатели, теоретики и занимающиеся астрономической аппаратурой. Суть работы наблюдателя состоит в разработке методики наблюдений за небесными телами, теоретики анализируют полученные данные, решают научные задачи, а специалисты по аппаратуре работают над созданием новых приборов.

На сегодняшний день профессия не пользуется популярностью, а значит, не является массовой. Стать астрономом возможно, только получив высшее образование. Профильное образование будущие астрономы получают в национальных университетах на механико-математических и физико-математических факультетах.

В последнее время профессия астронома становится все более востребованной, наблюдается астрономический бум. С появлением современных технологий, более мощных оптических телескопов появляются открытия в области астрономии одно за другим. Часть Нобелевских премий, присуждаемых в области физики, напрямую или косвенно связана с астрономией. Профессия астроном для тех, кто любит загадки и тайны, которых у Вселенной неограниченное количество.

Кто полетит на Луну? Где искать новых Королевых и Гагариных? Чему и как учить тех, кто будет конструировать новые корабли, ракеты и спутники? Эти и другие проблемы, связанные с подготовкой кадров для звездной отрасли, обсудили эксперты "Российской газеты".

Российская космическая индустрия испытывает острейший дефицит классных специалистов. Сегодня этот факт не отрицает уже никто. Ни эксперты, ни руководители самого высокого ранга.

Вместе с тем утверждена новая космическая программа России до 2020 года. "Мы не отстаем, в идеях, в передовых технологиях, в интересных решениях, - говорит член-корреспондент РАН, первый заместитель генерального конструктора РКК "Энергия" Владимир Соловьев. - Но сейчас на предприятиях кадры 35-40-летних практически вымыты. Есть либо такие седые, как я, либо совсем зеленая молодежь. И грош нам будет цена, если мы дали в правительство серьезную космическую программу, а ее некому делать".

Недавно Роскосмос и минобрнауки подписали соглашение о создании Космического научно-образовательного консорциума. Предполагается, что ведущие предприятия и ведущие технические вузы должны объединить свои усилия и сформировать современную эффективную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для ракетно-космической промышленности.

Аналитики говорят прямо: нужно возродить систему, которая хорошо работала в советское время. Возьмем хотя бы ведущий российский технический вуз - МГТУ имени Баумана. Он всегда имел не только мощную научно-педагогическую школу, но и теснейшие связи с заводами, КБ. Преемственность традиций просматривалась четко: "отец" современной гидро- и аэродинамики Николай Жуковский был руководителем дипломного проекта у будущего авиаконструктора Андрея Туполева. Туполев стал руководителем дипломного проекта у будущего Главного конструктора Сергея Королева. Королев был научным руководителем у многих профессоров в Бауманке...

Звездный стандарт

Одна из самых важных проблем: выпускники вузов оказываются не всегда готовы к работе, которая их ждет. По мнению многих экспертов, это происходит из-за того, что стандарты подготовки специалистов разрабатывают чиновники, а не заказчики.

Владимир Соловьев: Очень важно дать студенту фундаментальные знания. Ньютоновская, эйнштейновская физика, курс высшей математики мехмата - это мощная база. Но не менее важны прикладные технические знания. Что было раньше? Приходит молодой инженер на РКК "Энергия", и мы года два его переучиваем: под свои жесткие требования, новые технологии, новые задачи. Очень важно, чтобы были преподаватели от работодателей. Сейчас у МГТУ имени Баумана есть "привилегия" - право создавать свои университетские стандарты. В них закладываются все необходимые компетенции, которыми должен обладать молодой специалист. И эти стандарты могут брать на вооружение другие вузы нашего направления.

Сейчас инженер после вузовской скамьи получает 30-35 тысяч рублей в месяц. И есть неплохая перспектива роста. И жилье мы строим активно. Очень важно, чтобы у человека был интерес. Есть - значит он будет нормально работать.

Владимир Калугин: Как подготовить студента к работе по специальности? Рецепт "отшлифован" за 75 лет работы нашего космического факультета: ребята проходят практику на ведущих предприятиях, и начинают брать их туда уже с 3-4-го курса. Мы всегда почему-то смотрим на Запад. И забываем про собственную инженерную подготовку. Главное, совместная работа над профессиональными стандартами предприятий и учебных заведений. Это залог успеха в подготовке высококвалифицированных кадров для отрасли.

Александр Соболев: Ограничения, которые накладывают стандарты для работы вузов, уходят в прошлое. Национальные исследовательские университеты имеют право разрабатывать собственные стандарты, причем совместно с предприятиями, опираясь на профстандарты. Иногда проблема заключается в том, что работодатели не имеют четкого портрета профессиональных компетенций, четких требований к квалификации выпускников. В этом случае разрабатывать их должна команда специалистов - от заказчика и от вузов.

Новый закон об образовании позволяет сейчас создавать на предприятиях кафедры профильных вузов. Туда должны быть вынесены части образовательного процесса, связанные с изучением конкретных технологий. Чем больше базовых кафедр, тем лучше. Опыт МФТИ, Бауманки это подтверждает.

Конструктора заказывали?

Дефицит кадров для космоса возник еще в 90-х годах, когда талантливая молодежь рванула из обедневшей космической романтики в бизнес. А как формируется госзаказ на специалистов сегодня?

Александр Соболев: Есть государственный план подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса - примерно 13 тысяч 600 человек в год. Из них около 2 тысяч - это кадры для Роскосмоса, по четырем базовым группам специальностей и направлений подготовки. Казалось бы, все четко. Почему не срабатывает? Причин много. Тут и проблемы целевого набора, когда предприятия изначально подают заявки в Роскосмос, а потом целевые абитуриенты не приходят в вузы. И низкий уровень подготовки выпускников школ: нередко средний балл ЕГЭ поступающих в технические вузы не превышает 55 баллов при среднем по России около 60.

Кстати, сейчас лишь около 24 процентов учащихся выбирают для ЕГЭ физику, а это наряду с математикой главный предмет для технических вузов. Поэтому план по поступлению выполняется примерно на 60 процентов. Но ведь и среди тех, кто поступил, естественно, идет жесткий отсев. На выпуске примерно только половина идет работать по специальности.

Четкий прогноз - это вопросы координации работы профильных министерств, Роскосмоса и конкретных предприятий. Хотелось бы, чтобы план подготовки кадров был более реалистичным.

Владимир Калугин : Приведу цифры. Каждый год на факультет "специальное машиностроение" поступают 450 первокурсников. Заявка выполняется на сто процентов. Вроде бы здорово. Но давайте внимательно посмотрим хотя бы на целевой прием. Почему? Да, это кадры, которые нужны предприятию. Но нередко они присылают абитуриентов с крайне низкими баллами ЕГЭ. Часть заворачиваем сразу. Еще где-то 25 процентов отсеиваются уже на первых курсах. Проблема огромная.

Попасть в цель

Минобрнауки считает целесообразным переход от целевого приема к целевой подготовке, когда четко прописан договор: стипендия от предприятия, система закрепления, гарантии.

Виктория Майорова: Я считаю, что целевой набор - вынужденная мера и, надеюсь, временная. Почему мы должны брать несильных абитуриентов, которых присылают предприятия, и потом их отчислять? Нужно дать вузам возможность делать полноценный набор. А уже потом, где-то с третьего курса, пусть действует целевая подготовка. Нам нужны не просто способные, а мотивированные ребята, которые хотят работать в космической промышленности.

Только что завершилась Всероссийская олимпиада "Шаг в будущее". Вы бы видели, какие интересные работы были представлены по космонавтике. Первое место занял ученик из Новосибирска: его проект связан с робототехникой на поверхности космического тела. Эти ребята - самородки. А мы вынуждены иногда "забивать" места непонятно какими абитуриентами из целевого набора.

Как удержать молодежь

Аналитики приводят неутешительную цифру: примерно 60 процентов молодых специалистов уходят с предприятий промышленности уже в первые три года. В основном, не устраивает зарплата, социальный пакет, отсутствие карьерной перспективы. Как заметил один из экспертов, при нынешней зарплате на космических предприятия хорошего инженера не удержать.

Александр Лазуткин: Мало платят? Но это далеко не все. Нужна мотивация, интерес. Раньше говорили: в 2030-м году полетим на Марс. Помню, когда в НПО "Энергия" появились отделы, которые начали заниматься лунной и марсианской программами, пошла молодежь. Деньги те же самые платили, но молодежь уже ходила по предприятию. Как только все это прикрыли - не стало молодежи. Нужна захватывающая космическая программа. Чтобы студент, который готовится заниматься космической техникой для полета, скажем, на Марс или к Юпитеру, знал: у него есть шанс реализовать свою мечту.

Владимир Соловьев: После Бауманки до предприятий доходит 70 процентов выпускников. Другое дело, что через год, поднабравшись практических знаний, скажем, на РКК "Энергия", они становятся очень востребованы где-то вовне. В резюме сразу же появляется хороший бренд. Кстати, примерно 40 процентов наших студентов делают дипломы именно на предприятии. Хотя когда-то это была стопроцентная практика. Но сегодня 40 процентов - очень хороший показатель. Потому что лет десять назад он был практически равен нулю.

Что еще важно? Пришел студент с четвертого курса. Работодатель обязан дать ему знающего опекуна, который занимался бы с молодым специалистом. А если тот говорит: "Слушай, это такая морока, мне некогда..." - ничего не выйдет. В "Энергии", допустим, закон: начальник сектора должен быть аттестован определенным образом для работы с молодежью.

Виктория Майорова: Ребята умные, они все просчитывают. Какая зарплата и какие шансы с жильем? Что входит в социальный пакет и есть ли свой спорткомплекс?.. Недавно встречалась с выпускниками, они рассказывают: со всеми накрутками получают до 70 тысяч рублей. Довольны страшно.

Наставничество очень важно. Это должен быть механизм, который подкрепляется строчкой в бюджете о кадровом сопровождении. И она раньше была. А сейчас предприятия не получают ни копейки на подобные вещи.

Владимир Родченко: Раньше в бюджете предприятий была строка - "на вузовскую науку". Были деньги, чтобы проводить научно-исследовательские работы, проектирование, селекцию талантливых ребят. Сегодня же помощь предприятий зависит только от того, преподает в институте какой-то руководитель или нет. Это административный ресурс. А должна работать система. Только тогда кадры будут по-настоящему адаптированы к промышленности. Но надо понимать: это не уровень министерств. Это уровень государства: при финансировании любого сложного технического проекта ввести отдельную строку на подготовку кадров.

Кто полетит на Луну?

Сегодня космос полностью ушел из отечественного кино. Вместо него - голливудские блокбастеры. В российских книжных магазинах гораздо проще купить детские книги про космос, переведенные с английского. Во многих даже не упоминается первый космонавт планеты. А предмет "Астрономия" исчез из школьной программы. Как же воспитывать новых Королевых и Гагариных? Эксперты подчеркивают: чтобы мотивировать молодежь, нужна начинать со школы.

Борис Крючков: Специалисты ЦПК проводили опрос: что интересует в космосе молодежь? Оказалось, прежде всего такие, большие проекты, как Луна, Марс. Мы мало рассказываем о космических планах. Надо давать больше информации в СМИ о новых перспективных программах России! Когда развивалась программа "Союз-Аполлон", конкурс в вузы на аэрокосмические специальности увеличился в два-три раза.

Что еще тревожит? При отборе в отряд космонавтов мы тестируем претендентов по русскому языку и литературе, физике, математике, культурологии и компьютерной техники. Самые лучшие результаты - по компьютерным технологиям. Хуже всего - с физикой и математикой. А ведь это тестирование на уровне знаний средней школы! Чему удивляться? Раньше на физику отводилось 5-6 часов в неделю. Сейчас "база" - два часа. Астрономию вообще выгнали из школы. Если не изменим ситуацию, мы никогда не привьем интерес к техническим наукам и специальностям.

Несколько лет в ЦПК функционировал филиал кафедры МАИ. Через него прошли сотни студентов. Они изучали транспортные корабли, орбитальные станции, бортовое оборудование, которые использовались в космосе. Проблемы создания космической техники студенты обсуждали с космонавтами, учеными, инструкторами. К сожалению, институт филиалов кафедр упразднен, а жаль! От него была огромная практическая польза.

Юрий Маленченко: Как изменится подготовка космонавтов с учетом лунных проектов? С точки зрения безопасности, это на несколько порядков более сложная работа. Будет новый корабль, новая пилотируемая транспортная система. Если говорить не просто о коротком полете на Луну, как у американцев, а о создании лунных баз, то здесь должны быть совсем иные вопросы отбора космонавтов. Много вопросов. Мы к ним готовимся, изучаем.

Александр Лазуткин: Я был в американском Хантсвилле, в космическом молодежном лагере.

Там всех школьников пропускают через 2-недельную образовательную программу. Ребята кораблем "управляют", в скафандрах работают. Им показывают, что такое невесомость - имитируется на 1-2 минуты. И учителей даже запускают. Вот это дело очень хорошее. Это и нам бы следовало взять. Потому что у нас есть Центр подготовки космонавтов, куда мы можем приглашать учителей и показывать, как это все устроено.

Справка "РГ"

В прошлом году Роскосмос впервые в истории провел открытый конкурс по отбору кандидатов в отряд космонавтов. Из 305 человек право на путевку в космос получили только 8. Следующий планируется провести примерно через 2-2,5 года.

Сейчас в российском отряде космонавтов насчитывается 42 человека. В том числе 8 кандидатов, которые проходят общекосмическую подготовку. Из числа действующих космонавтов пока не летали в космос свыше 30 процентов.

От редакции

По мнению экспертов, несмотря на проблемы, система непрерывного космического образования в стране все-таки работает. Любопытно: оказывается, есть даже детские сады, которые ориентированы на космическое образование. И наши космонавты участвуют в этом. Правда, как замечает Виктория Майорова, все пока еще в зачаточном состоянии. Но - есть!

Если говорить о школе, то, скажем, в Ульяновске работает прекрасный космический клуб "Буран". Открыты аэрокосмические лицеи в Новосибирске, Красноярске, Самаре. Это большие образовательные центры. Олимпиада "Шаг в будущее, Космонавтика" - как итог всей этой большой работы.

Важным местом для практической подготовки молодых специалистов могли бы стать космические центры, организованные на базе ведущих технических вузов. Где брать Королевых и Гагариных? Здесь - говорят эксперты. Скажем, в МГТУ им. Баумана существует Молодежный космический центр. Сейчас там проектируются четыре спутника, главный из которых - "Бауманец-2". Это будет настоящая летающая лаборатория для проведения научных экспериментов.

Кстати, Роскосмос наконец-то признал, что эта ниша была упущена. Российское космическое ведомство готово бесплатно осуществлять запуски на орбиту студенческих спутников. По словам Владимира Поповкина, это принципиальная позиция. "И если какой-то вуз сделает спутник, он может какое-то время полежать, пока для него найдется место, но аппарат обязательно будет выведен на орбиту", - заметил Поповкин.

Эксперты говорили и о важности проведения мониторинга успешности выпускников. Так, по словам Виктории Майоровой, 72 процента выпускников, прошедших школу молодежного центра "Бауманки", работают по специальности - инженерами. В целом же из выпускников университета только каждый пятый занят в той же профессии.

Представитель минобрнауки заметил, что востребованность работодателем - это и есть главный критерий оценки успешности вуза. "Если выпускники востребованы, результаты вузовской науки составляют основу новых технических решений предприятий и корпораций, то мы всячески поддерживаем такие вузы и даем все возможности для их эффективной работы", - подчеркнул Александр Соболев.

Эксперты "Российской газеты":

Борис Белков - руководитель программ департамента инициатив и специальных проектов направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив

Владимир Калугин - руководитель Научно-учебного комплекса "Специальное машиностроение" МГТУ им. Н.Э. Баумана, доктор технических наук, профессор

Борис Крючков - начальник управления, заместитель начальника НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина по научной работе, доктор технических наук, лауреат государственной премии СССР

Александр Лазуткин - директор Мемориального музея космонавтики, летчик-космонавт, Герой России

Виктория Майорова - руководитель Учебно-научного Молодежного космического центра МГТУ им. Н.Э. Баумана, руководитель Всероссийской олимпиады школьников "Шаг в будущее, Космонавтика", доктор технических наук, профессор

Юрий Маленченко - космонавт-испытатель, Герой России

Владимир Родченко - профессор МАИ, доктор технических наук

Александр Соболев - директор департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки России, доктор физико-математических наук

Владимир Соловьев - первый заместитель генерального конструктора РКК "Энергия", доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой МГТУ им. Н.Э. Баумана, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза

Кто сейчас мечтает стать космонавтом? Думаю, почти никто из школьников не ответит: «Я!» А инженером, который готовит аппараты к полету и обеспечивает связь?

Средняя заработная плата: 37000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Собственно, говорить о том, что после полетов Юрия Гагарина, Алексея Леонова, Валентины Терешковой и других героических летчиков-космонавтов сотни тысяч мальчишек по всему Союзу мечтали надеть серебристый скафандр и отправиться покорять космос, нужды нет. Престиж и финансирование пилотируемых полетов нынче снизились - и стали уделом хорошо подготовленных энтузиастов из отряда космонавтов и редких космических туристов.

Но, к счастью, продолжается активное освоение космоса и использование его преимуществ: ежегодно на орбитах появляются десятки спутников различного назначения. Метеорологические и военные, связные и научные, телевизионные и навигационные. И для того, чтобы все это созвездие спутников летало, работало и не упало на крышу чьего-либо дома, трудятся и учатся тысячи людей по всему миру.

Поэтому речь сейчас пойдет о такой специфической специальности как инженер по спутниковым коммуникациям. Звучит умно, запутанно и, конечно, скучно! Но всё ли так очевидно?

Космос, слышу тебя хорошо!

Разумеется, фраза «посылать ракеты и управлять спутниками с Земли» не столь романтично звучит, как слова «быть космонавтом», но это тоже нужная профессия, причем здесь и не требуется стопроцентного здоровья! К тому же очень интересно управлять махиной весом в несколько тонн, сидя при этом в пункте управления в десятках тысяч километров от спутника.

Как выглядит современный пункт управления, думаю, никому не надо объяснять - репортажи из Центра управления полетами видели все. А вот чем занимаются инженеры в ЦУПе?

В фантастических фильмах недавнего прошлого управление космическим кораблем представлялось как несколько нажатий на кнопки и рычаги, после чего огромный корабль немедленно приобретал огромную скорость и исчезал в черных глубинах космоса. На самом деле всё не так волшебно, а гораздо прозаичнее.

Потенциальный покоритель космического радиоэфира должен знать:

  • основы связи;
  • теорию космических радиолиний;
  • теорию и практику антенн космической связи;
  • приемную и передающую аппаратуру;
  • принципы построения радиосетей передачи данных, систем управления.

А кроме того - неплохо разбираться в распространении радиоволн и знать требования к бортовой и наземной радиоаппаратуре.

И еще раз, самое главное: инженер должен быть инженером! То есть к знаниям просто необходимо приложить смекалку, творческий ум и недюжинное желание во всем разобраться и освоить. Казалось бы - это-то зачем, всё равно не подпустят к пульту управления, а у инженеров чаще всего есть подробные инструкции, как и что делать в разных ситуациях. Но в космической связи всё далеко не просто и не тривиально: человек плохо знает океан - и еще хуже он знает космос. Любая ошибка, любой просчет инженера - и целая область на Земле может остаться без связи. И ладно еще, если без Интернета или без сигналов телевидения (хотя как посмотреть: пользователи и провайдер будут очень расстроены) - ошибка может привести к тому, что нельзя будет послать сигнал SOS или вызвать помощь по телефону. Бывает и так, что в сети связи выходит из строя один из спутников и необходимо наладить работу через остальные и в довольно короткий промежуток времени - все эти задачи нужно решать инженерам. А этому не учит ни один, даже самый лучший вуз.

Поэтому идти в инженеры по спутниковым коммуникациям лучше только тем, кто не мыслит свою жизнь без технического творчества и смекалки. Банальностям в околокосмической отрасли не место. Более того, только умение мыслить не как все, умение иногда быть оторванным от реальности и уноситься в бездны фантазии (в разумных пределах, конечно) может помочь достичь чего-то выдающегося.

Учимся

А где могут научить тому, что максимально близко к такой необычной специальности как спутниковые коммуникации? Всё достаточно просто - во многих технических университетах есть факультет радиотехники или связи. А на нем очень часто обучают по специальностям:

  • Радиоэлектронные системы;
  • Телекоммуникации;
  • Связь с подвижными объектами.

А ближе к диплому можно выбрать специализацию, позволяющую глубже изучить и защитить диплом по «космической» тематике. Таких вузов много. Это профильные:

  • МГТУ имени Н. Э. Баумана;
  • МИРЭА;
  • МТУСИ;
  • Рязанская радиотехническая академия;
  • Самарский аэрокосмический университет.

В плане поступления именитые вузы даже проще и предпочтительнее, так как в них часто проводятся олимпиады и конкурсы, дающие талантливым ребятам привилегии (вспомним, к примеру, программу «Шаг в будущее», реализуемую МГТУ имени Баумана). Таким образом, выпускники школ, для которых «инженер» не просто слово, а призвание, могут поступить в лучшие вузы.

А для того чтобы специализироваться в спутниковых коммуникациях, достаточно на 3-м курсе выбрать кафедру, в сферу научных интересов которой входят спутниковые сети, сети передачи данных, радиоуправление, радионавигация и радиолокация. Как правило, такие кафедры (или часть сотрудников такой кафедры) имеют профессиональные контакты с операторами связи, производителями или эксплуатантами оборудования - они и помогут выбрать специализацию, а в дальнейшем и устроиться на работу в соответствующую фирму.

Кстати, такие кафедры чаще всего относятся к одним из самых обеспеченных даже в весьма небедных вузах - собственный сайт, доступ в Интернет, хорошо оборудованные лаборатории и толстый перечень опубликованных научных статей - всё это говорит о высокой востребованности специалистов с подобной кафедры.

А что за рубежом?

В США один из лучших вузов, готовящий специалистов по спутниковым системам - Массачусетский технологический институт (легендарный MIT). Именно MIT стал колыбелью NAVSTAR/GPS - спутниковой навигационной системы США. В лабораториях MIT зарождаются не только проекты систем и приборов, но и новые протоколы обмена данными для спутниковых сетей. На территории MIT расположены одни из самых больших и лучше всего оборудованных лабораторий, специализирующихся на работах в космической сфере. Почти половина всех американских связных спутников спроектирована при участии специалистов и выпускников MIT. Также сильные научные школы по спутниковым системам есть и в ряде других американских университетов, а применяются эти разработки в итоге - где? Правильно, в Силиконовой долине!

Как работать?

Как правило, специалисты по спутниковым коммуникациям приходят работать в коммерческие компании, занимающиеся эксплуатацией готовых спутниковых сетей. Например, спутниковый Интернет - или спутниковая связь. Такая работа хоть и полна сложных задач (как восстановить обмен данными, когда арендованный транспондер на спутнике вышел из строя?), но эти задачи решаются коллективно. Перенастройка важных узлов сетей - огромная ответственность, ложащаяся на плечи и начальства, и рядовых сотрудников. В таких фирмах технический персонал больше занимается IT-технологиями, но есть и «чистые» инженеры.

В том же случае, если речь идет о работе с самими спутниками, то ей занимаются сотрудники полувоенных организаций в центрах управления. Работа в таких местах более сложная и интересная, «для настоящих мужчин», что называется. Больше, чем в предыдущем примере, ответственность, выше риск ошибиться, а так же, как правило, у специалистов очень мало времени на устранение неполадок - и велика цена ошибки. Попробуйте представить себе, что такое заменить вышедший из строя спутник на рабочий, а нерабочий - вывести из системы для диагностики и ремонта. И всё надо сделать быстро - допустим, когда орбита спутника такова, что станция контроля видит его всего несколько часов в сутки.

Работа очень многих сотрудников в таких организациях (секретных и полусекретных) связана с «советской» романтикой - белые халаты, мониторы во всю стену, компьютеры среди переплетения проводов, охрана на входе и пропускной режим.

В лабораториях MIT все иначе. Чистые лаборатории, бесплатный Wi-Fi, чай-кофе. Комфорт и все условия для работы. Но и уровень спроса и ответственности не сравнить с отечественными условиями. Так, в американских университетах очень высокая конкуренция между лабораториями за право получения финансирования.

Подводные камни

Их в работе любого специалиста по спутниковым коммуникациям довольно много. Назову лишь самые характерные.

  1. Усталость. Если работа связана с наблюдением за оборудованием, то требуется очень высокая концентрация внимания - и, как следствие, наступает сильная усталость, которая со временем только накапливается.
  2. Режим секретности. Если хочешь работать с действительно интересными проектами или разрабатывать новое оборудование, готовься к тому, что есть риск стать невыездным лет на 5.

Что день грядущий нам готовит?

Спутниковые системы и спутниковые коммуникации в частности - это в буквальном смысле передовой край науки. И - прерогатива военных. Конечно, далеко не всё, что связано со спутниковыми сетями, охраняется секретными грифами и заперто в сейфах. Сети на основе технологии VSAT почти полностью обслуживаются обычными телекоммуникационными компаниями, не имеющими никаких связей с военным ведомством.

В перспективе же спутниковые сети станут основой для создания глобальной сети передачи данных, у которой есть все шансы заменить Интернет и объединить существующие телекоммуникационные сети в единую структуру.

Инженер-космодорожник, космобиолог, космогеолог и специалист по проектированию сооружений в условиях открытого космоса. О том, какие космические профессии уже существуют или возникнут в самое ближайшее время, а какие, вопреки прогнозам аналитиков из «Сколково», так и останутся на страницах фантастических романов.

На сайте Сколково есть «Атлас новых профессий».
Забавный документ, создатели которого говорят, что он «экспериментальный».
На самом деле он, конечно, никакой.

Посмотрим раздел «Космос» (c. 69).

Короткое вступление можно разбить в пух и прах.
Не будем трогать фразу о колонизации Марса, говорить об этом может кто угодно, но до реального воплощения даже просто экспедиции посещения ещё очень далеко (в планах России пилотируемая экспедиция на Марс стоит за 2040 годом).
Фраза про частный бизнес в сфере запусков спутников смешит. В мире огромное количество частных корпораций и небольших компаний, которые работают в этой сфере. Но да, не в России, где создаётся очередная госкорпорация (хотя предприятия в неё входящие будут акционерными, а не ФГУПами). В прошлом году впервые два космических аппарата независимых («частных») российских компаний (спроектированных и собранных в России) были запущены на орбиту, но они работали очень недолго. Изменения в этой сфере возможны только с кардинальными изменениями в России. А так, скорее всего, российской компании «Лин Индастриал» придётся искать полезную нагрузку для своих будущих ракет сверхлёгкого класса «Таймыр» за границей, где создание микроспутников идёт ударными темпами.

И ещё в предисловии сказано о космическом лифте. Ха-ха..

Специалистов по проектированию сооружений в условиях открытого космоса (околоземных станций и станций на Луне и астероидах) уже готовят в МГТУ им. Н. Э. Баумана, например, выпускник университета Александр Ильин по образованию специалист по проектированию крупногабаритных орбитальных станций.

В российской космонавтике нет «проектировщиков», а есть проектанты, это устоявшаяся традиция со времён Сергея Павловича Королёва.

Инженер-космодорожник - безумное и бестолковое название, такой профессии не будет - приложенное описание включает множество профессий, которые уже существуют и объединены в проектных отделах, в Центре управления полётами, также работники космодромов, плюс различные вспомогательные службы (баллистические расчёты и т. д.).

Космобиолог и космогеолог - также выдуманные названия, мало имеющие связи с реальностью (очень обобщённые).
Есть такая профессия экзобиолог, а так эксперименты на МКС проводят и анализируют биологи различных специализаций (в России в основном из Института медико-биологических проблем РАН, но не только).
А в геологических науках существует профессия планетологов, хотя, конечно, это учёные изучающие строение и т. д. других небесных тел, а вот тех специалистов, что будут непосредственно исследовать, например, Луну или астероиды для промышленного освоения - да, теоретически можно будет назвать космогеологами.

В конце раздела есть список университетов, где можно учиться на указанные профессии. Но тут же возникает нестыковка, в указанных вузах учат инженеров и лётчиков, а вот биологов и геологов (и специалистов по туризму) нет. В данном случае я бы указал МГУ им. М. В. Ломоносова, где учился биолог, а теперь космонавт Сергей Рязанский и геолог Пётр Романов, который участвовал в первой российской команде на Марсианской пустынной исследовательской станции в Юте (США).

После просмотра этого раздела («Космос») я подумал, что это могло бы быть хорошей задачей для Роскосмоса или общественных организаций, таких как Федерация космонавтики РФ или Российское межпланетное общество - создание сайта для профориентации школьников, которые мечтают заниматься космонавтикой или исследовать космос. На этом ресурсе можно указать все возможные профессии, в каких вузах нужно учиться, на какие предметы делать упор в школе, куда потом можно пойти работать, в каких проектах реально участвовать и т. д.

Другая мысль касалась космогеологов, а точнее планетологов . Какое-то время назад я выяснил, что в России не готовят в университетах планетологов. Планетологами становятся уже работая в институтах РАН (например, ИКИ или ГЕОХИ). Похоже, что это означает незаинтересованность нашего государства в исследованиях Солнечной системы (здесь я не вспоминаю о том, что у России около 25 лет не было ни одной собственной межпланетной автоматической миссии).
Если мы для примера возьмём Соединённые Штаты Америки, то простым поиском находим три места, где можно выучиться на планетолога и подготовить диссертацию.
Отдельно можно отметить знаменитый Калтех, который, кстати, альма-матер единственного настоящего космогеолога Харрисона Шмитта.

.
Забавный документ, создатели которого говорят, что он «экспериментальный».
На самом деле он, конечно, никакой.

Посмотрим раздел «Космос» (c. 69).

Короткое вступление можно разбить в пух и прах.
Не будем трогать фразу о колонизации Марса, говорить об этом может кто угодно, но до реального воплощения даже просто экспедиции посещения ещё очень далеко (в планах России пилотируемая экспедиция на Марс стоит за 2040 годом).
Фраза про частный бизнес в сфере запусков спутников смешит. В мире огромное количество частных корпораций и небольших компаний, которые работают в этой сфере. Но да, не в России, где создаётся очередная госкорпорация (хотя предприятия в неё входящие будут акционерными, а не ФГУПами). В прошлом году впервые два космических аппарата независимых («частных») российских компаний (спроектированных и собранных в России) были запущены на орбиту, но они работали очень недолго. Изменения в этой сфере возможны только с . А так, скорее всего, российской компании «Лин Индастриал» придётся искать полезную нагрузку для своих будущих ракет сверхлёгкого класса «Таймыр» за границей, где создание микроспутников идёт ударными темпами.

И ещё в предисловии сказано о космическом лифте. Ха-ха..

Специалистов по проектированию сооружений в условиях открытого космоса (околоземных станций и станций на Луне и астероидах) уже готовят в МГТУ им. Н. Э. Баумана, например, выпускник университета Александр Ильин по образованию специалист по проектированию крупногабаритных орбитальных станций.

В российской космонавтике нет «проектировщиков», а есть проектанты, это устоявшаяся традиция со времён Сергея Павловича Королёва .

Инженер-космодорожник - безумное и бестолковое название, такой профессии не будет - приложенное описание включает множество профессий, которые уже существуют и объединены в проектных отделах, в Центре управления полётами, также работники космодромов, плюс различные вспомогательные службы (баллистические расчёты и т.д.).

Космобиолог и космогеолог - также выдуманные названия, мало имеющие связи с реальностью (очень обобщённые).
Есть такая профессия экзобиолог, а так эксперименты на МКС проводят и анализируют биологи различных специализаций (в России в основном из Института медико-биологических проблем РАН, но не только).
А в геологических науках существует профессия планетологов, хотя, конечно, это учёные изучающие строение и т.д. других небесных тел, а вот тех специалистов, что будут непосредственно исследовать, например, Луну или астероиды для промышленного освоения - да, теоретически можно будет назвать космогеологами.

В конце раздела есть список университетов, где можно учиться на указанные профессии. Но тут же возникает нестыковка, в указанных вузах учат инженеров и лётчиков, а вот биологов и геологов (и специалистов по туризму) нет. В данном случае я бы указал МГУ им. М. В. Ломоносова, где учился биолог, а теперь космонавт Сергей Рязанский и геолог Пётр Романов, который участвовал в первой российской команде на Марсианской пустынной исследовательской станции в Юте (США).

После просмотра этого раздела («Космос») я подумал, что это могло бы быть хорошей задачей для Роскосмоса или общественных организаций, таких как Федерация космонавтики РФ или Российское межпланетное общество - создание сайта для профориентации школьников, которые мечтают заниматься космонавтикой или исследовать космос. На этом ресурсе можно указать все возможные профессии, в каких вузах нужно учиться, на какие предметы делать упор в школе, куда потом можно пойти работать, в каких проектах реально участвовать и т.д.

Другая мысль касалась космогеологов, а точнее планетологов. Какое-то время назад я выяснил, что в России не готовят в университетах планетологов. Планетологами становятся уже работая в институтах РАН (например, ИКИ или ГЕОХИ). Похоже, что это означает незаинтересованность нашего государства в исследованиях Солнечной системы (здесь я не вспоминаю о том, что у России около 25 лет не было ни одной собственной межпланетной автоматической миссии).
Если мы для примера возьмём Соединённые Штаты Америки, то простым поиском находим