Закон о добровольном декларировании: что нужно знать владельцам зарубежной недвижимости. Закон о добровольном декларировании: что нужно знать владельцам зарубежной недвижимости Передача имущества от номинального владельца фактическому

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И СТАТЬЮ 21 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"

Государственной Думой

Советом Федерации

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; 2006, N 1, ст. 10; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3420, 3438, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 29; N 15, ст. 1743; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; 2008, N 18, ст. 1941; N 30, ст. 3604; 2009, N 7, ст. 777; N 19, ст. 2276; N 23, ст. 2759; N 26, ст. 3120, 3122, 3132; N 29, ст. 3642; N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 30, ст. 4006, 4007; N 31, ст. 4164, 4192, 4195, 4207, 4208; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 10, 23, 54; N 7, ст. 901; N 17, ст. 2310; N 23, ст. 3260, 3267; N 27, ст. 3873, 3881; N 29, ст. 4298; N 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4605; N 46, ст. 6406; N 50, ст. 7342, 7345, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, N 10, ст. 1166; N 15, ст. 1724; N 19, ст. 2278, 2281; N 24, ст. 3082; N 29, ст. 3996; N 31, ст. 4320, 4330; N 47, ст. 6402, 6403; N 49, ст. 6757; N 53, ст. 7577, 7602, 7640; 2013, N 14, ст. 1651, 1666; N 19, ст. 2323, 2325; N 26, ст. 3207, 3208; N 27, ст. 3454; N 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4082; N 31, ст. 4191; N 43, ст. 5443, 5444; N 44, ст. 5624, 5643; N 48, ст. 6161, 6165; N 49, ст. 6327, 6341; N 51, ст. 6683, 6685, 6695; N 52, ст. 6961, 6980, 6986, 6999, 7002; 2014, N 6, ст. 559, 566; N 11, ст. 1092; N 14, ст. 1562; N 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2324, 2325, 2326, 2327, 2330, 2335; N 26, ст. 3366, 3379; N 30, ст. 4211, 4218, 4228, 4233, 4248, 4256, 4259, 4264, 4278; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 48, ст. 6636, 6638, 6642, 6643, 6651; N 52, ст. 7541; 2015, N 1, ст. 67, 74, 81, 85; N 10, ст. 1405, 1416; N 13, ст. 1811; N 18, ст. 2614, 2620) следующие изменения:

1) в статье 12.3:

а) в абзаце первом части 1 слова "документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство" заменить словами "регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства";

б) абзац первый части 2 после слов "не имеющим при себе" дополнить словами "документов на право управления им,";

2) в статье 12.4:

а) наименование дополнить словами "или опознавательного знака "Инвалид";

б) в части 2:

абзац первый после слов "опознавательного фонаря легкового такси" дополнить словами "или опознавательного знака "Инвалид";

абзац второй изложить в следующей редакции:

"влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, - двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.";

3) в статье 12.5:

а) наименование дополнить словами ", или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак "Инвалид";

б) абзац первый части 4.1 после слов "опознавательный фонарь легкового такси" дополнить словами "или опознавательный знак "Инвалид";

4) абзац первый статьи 12.6 после слова "мотоциклом" дополнить словами "или мопедом";

5) в абзаце первом части 6 статьи 12.16 слово "автотранспортных" заменить словом "транспортных";

6) в абзаце втором части 2 статьи 12.19 слова "от трех тысяч до" исключить;

7) абзац первый статьи 12.35 после слова "эксплуатацию," дополнить словами "или нарушение установленного порядка применения предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию,";

8) в статье 27.13:

а) в части 1:

после слов "статьи 12.16" дополнить словами "(в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, при их применении со знаком дополнительной информации (табличкой), указывающим, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства)";

слова "частями 3 - 4 и 6 статьи 12.19" заменить словами "частями 2 - 4 и 6 статьи 12.19";

б) дополнить частью 1.1 следующего содержания:

"1.1. Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.";

в) часть 3 дополнить словами ", после чего они присутствуют на месте задержания транспортного средства до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку";

г) часть 7 дополнить словами ", а также лицу, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства";

9) пункт 93 части 2 статьи 28.3 после слов "легкового такси" дополнить словами "или опознавательного знака "Инвалид".

Статью 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2011, N 17, ст. 2310) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Не позднее чем за двадцать дней до установки дорожного знака или нанесения разметки, запрещающих въезд всех транспортных средств в данном направлении, остановку или стоянку транспортных средств либо обозначающих дорогу или проезжую часть с односторонним движением либо выезд на такую дорогу или проезжую часть, граждане информируются о введении соответствующего запрета и (или) изменении схемы организации дорожного движения, а также о причинах принятия такого решения. Информирование может осуществляться посредством официального сайта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующая дорога, информационных табло (стендов), размещенных в общедоступных местах вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки, а также иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.".

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением абзаца второго подпункта "а" пункта 8 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Абзац второй подпункта "а" пункта 8 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

Популярные статьи кодекса

Законодательство

  • Федеральный закон от 18.07.2019 N 180-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
  • "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.07.2019)
  • "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05.12.2008) (Извлечение) (ред. от 17.07.2019)
  • Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2019 N 1477-р "О заключении Протокола о взаимодействии между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Таможней Финляндии (Финляндская Республика) в сфере борьбы с таможенными правонарушениями, связанными с перемещением товаров воздушным транспортом"
  • Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2019 N 1837-О "О прекращении производства по делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.1, части 2 статьи 2.1, статьи 2.9, части 1 статьи 4.5, части 1 статьи 16.1 и части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой компании "Conti 145. Schifffahrts-GmbH & Co. KG MT "CONTI AGULHAS"
  • Федеральный закон от 03.07.2019 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
  • Определение Конституционного Суда РФ от 02.07.2019 N 1835-О "По запросу Костромского областного суда о проверке конституционности части 2 статьи 2.6.1, части 1 статьи 4.5, пункта 5 части 1 и пункта 6 части 4 статьи 28.1, части 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
  • "Обзор судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26 "Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2019)
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
  • Статья 13. О признании утратившим силу подпункта "б" пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
  • Приложение 1. Специальная декларация Приложение 2. Порядок заполнения формы специальной декларации

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ
"О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Принят Закон о добровольном декларировании физлицами активов и счетов (вкладов) в банках.

Гражданам дана возможность добровольно представить в налоговые органы сведения о своем имуществе, счетах (вкладах) в банках (в том числе зарубежных) и контролируемых иностранных компаниях, подав специальную декларацию. На нее распространяется режим налоговой тайны. Сведения, содержащиеся в такой декларации, запрещено передавать каким-либо госорганам. Представить декларацию можно с 1 июля до 31 декабря 2015 г. Причем форма декларации и порядок ее заполнения приведены в приложении к закону.

В рамках программы добровольного декларирования граждане могут оформить в свою собственность имущество, переданное ранее номинальным владельцам. Операции по передаче имущества от номинального владельца фактическому освобождаются от налогообложения.

Для участников программы добровольного декларирования предусматривается ряд иных гарантий. Они освобождаются от уголовной ответственности (по ряду составов), а также административной и налоговой ответственности в отношении деяний, совершенных до 1 января 2015 г., если эти деяния были связаны с формированием (приобретением) задекларированного имущества. Гарантии непривлечения к уголовной и административной ответственности распространяются и на сотрудников компаний, участвовавших в приобретении имущества, которые выполняли организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Сведения деклараций нельзя использовать в качестве основания возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном и (или) налоговом правонарушении, а также как доказательство в рамках указанных дел.

Отдельные гарантии предусматриваются для владельцев зарубежных счетов.

Процедура легализации капиталов не предполагает обязательного возвращения имущества в Россию. Достаточно лишь перевести его в прозрачную юрисдикцию, не включенную в список ФАТФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРИМЕНЕНИИ

ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ

ПРОИЗВОДСТВЕ" НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ

Государственной Думой

Советом Федерации

1. Исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Украины до 18 марта 2014 года, подлежавшие на эту дату исполнению на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, исполняются в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Украины до 18 марта 2014 года на основании вступивших в законную силу судебных актов, прошедших рассмотрение в суде кассационной инстанции в соответствии с частями 9 - 16 статьи 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", имеют ту же юридическую силу, что и исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Российской Федерации, и подлежат принудительному исполнению в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Исполнительные документы, выданные на основании судебных актов по уголовным производствам на территориях Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года, подлежат принудительному исполнению в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" с учетом положений частей 3 и 4 статьи 8 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 91-ФЗ "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

1. Исполнительные документы о взыскании денежных средств, подлежавших зачислению в доход бюджетов Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, выданные либо вынесенные судами, иными государственными органами или должностными лицами Украины до 18 марта 2014 года, для целей принудительного исполнения имеют ту же юридическую силу, что и исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами, иными государственными органами или должностными лицами Российской Федерации, и подлежат принудительному исполнению в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если местом жительства (пребывания) или местом нахождения должника и (или) местом нахождения имущества должника является территория Российской Федерации.

2. Исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя до 18 марта 2014 года, для целей принудительного исполнения имеют ту же юридическую силу, что и исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Российской Федерации, и подлежат принудительному исполнению в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если местом жительства (пребывания) или местом нахождения сторон исполнительного производства либо если местом жительства (пребывания) или местом нахождения взыскателя и местом нахождения имущества должника является территория Российской Федерации.

1. Исполнительные документы о взыскании алиментов, находившиеся на принудительном исполнении на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на 18 марта 2014 года, для целей принудительного исполнения имеют ту же юридическую силу, что и исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами, иными государственными органами или должностными лицами Российской Федерации, и подлежат принудительному исполнению в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

2. Исполнительные документы о взыскании алиментов, выданные либо вынесенные судами, иными государственными органами или должностными лицами Украины до 18 марта 2014 года, подлежавшие на эту дату исполнению на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, имеют ту же юридическую силу, что и исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами, иными государственными органами или должностными лицами Российской Федерации, и подлежат принудительному исполнению в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если местом жительства (пребывания) или местом нахождения сторон исполнительного производства либо если местом жительства (пребывания) или местом нахождения взыскателя и местом нахождения имущества должника является территория Российской Федерации.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

Понятие экономической амнистии или амнистии капиталов знакомо многим странам. Это процесс легализации и декларирования средств, полученных за рубежом. Впервые подобные экономические меры были реализованы в Швейцарии, затем и в других странах - Аргентине, Бельгии, Индии, Ирландии, Италии. В России процесс стартовал 8 июня 2015 года и закончился 30 июня 2016 года. Именно в такие сроки можно было подать специальную декларацию по ФЗ № 140 «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Для собственников зарубежной недвижимости этот закон предусматривал возможность освобождения от ответственности по некоторым статьям уголовного, административного и налогового кодекса, а также получения ряда налоговых послаблений. В чём выгода деклараций Основная причина, по которой владельцам зарубежных счетов и недвижимости стоит подавать декларацию,- возможность легализации средств и имущества без необходимости платить налог в России. Бывают ситуации, когда у недвижимости два владельца - номинальный (числится только в бумагах) и фактический (истинный владелец, который может пользоваться и распоряжаться объектом). Если недвижимость находится в номинальной собственности, фактический владелец может перевести такое имущество на себя без необходимости платить налог на доход в России, если имущество и номинальный владелец указаны в специальной декларации. Такое условие предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Есть еще одно налоговое послабление. Если до 1 января 2015 кто-либо совершал операции, связанные с покупкой, продажей или дарением недвижимости и в связи с этим не оплатил или оплатил лишь частично соответствующие налоги, то сумма этих налогов в России взыскиваться не будет. В «Законе о добровольном декларировании» также говорится о том, что лицам, подавшим специальную декларацию, гарантируется освобождение от ответственности по некоторым статьям уголовного, административного и налогового кодексов РФ. Речь идет об ответственности за валютные нарушения, связанные с зачислением на зарубежные счета средств, возникших в результате владения или распоряжения недвижимостью. Есть три распространенные ситуации: 1. Физическое лицо – резидент РФ владеет недвижимостью за границей, сдаёт её в аренду иностранцу и полученный доход зачисляет на свой зарубежный счет. Если счет открыт в банке одной из стран – членов ОЭСР или ФАТФ, то зачисление денег не будет нарушением валютного законодательства. Помимо этого, не являются нарушением валютного законодательства переводы: денежных средств резидентов со своих же счетов, открытых как в уполномоченных российских банках, так и в банках, расположенных за пределами РФ; переводов физическим лицом - резидентом иностранной валюты из России в пользу иных физических лиц – резидентов на их счета, открытые в иностранных банках в суммах, не превышающих суммы в эквиваленте 5 тыс. долл. в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк. Нерезиденты в валютном законодательстве - это граждане РФ, постоянно живущие в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющие ВНЖ, рабочую или учебную визу, выданные на срок не менее года. Как только гражданин РФ въезжает в Россию (неважно на какой период), он автоматически становится резидентом. 2. Резидент РФ купил недвижимость за рубежом в кредит. Российские законы не будут нарушены, если суммы кредитов в иностранной валюте: перечислены на счета резидентов РФ, открытые в банках стран – членов ОЭСР или ФАТФ; получены по кредитным договорам с организациями-нерезидентами РФ, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет. В других случаях валютная операция признается незаконной. Если кредит берется в стране, не являющейся членом ОЭСР или ФАТФ, то сумма средств должна быть перечислена на российский счет. 3. Резидент РФ продал зарубежную недвижимость иностранцу, и полученный доход был зачислен напрямую на счет в зарубежном банке. Такая валютная операция незаконна по ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации». КоАП РФ (ч. 1 ст. 15.25) предусматривает штраф от ¾ до одного размера суммы незаконных операций. Например, если россиянин продал за границей объект за 1 млн евро и полученную сумму перевел на зарубежный счет, сумма штрафа составит от 750 тыс. до 1 млн евро. Чтобы избежать необходимости переводить деньги за продажу недвижимости в Россию, собственник может принять деньги от продажи на счет юридического лица - своей компании или нанятой фирмы-агента. В таком случае это не будет нарушением валютного контроля. Если физическое лицо переведёт деньги на свой счет в Европе, а потом - на счет в России, это не освободит его от ответственности, а только усугубит ситуацию. Формально это будет двойным нарушением закона и может повлечь за собой двукратный штраф. «Пока механизм получения информации о счетах сложен: фактически информацию можно получить о счетах государственных служащих или при наличии оснований предполагать, что лицо отмывает деньги - тогда российские власти через правоохранительные органы другой страны смогут получить в иностранном банке необходимую информацию. У России есть надежды на европейскую FATCA - закон о налогообложении зарубежных счетов, предусматривающий обмен информацией с 2018 года. Практика есть уже сейчас, а дальше обмен информацией будет упрощаться и автоматизироваться»,- говорит Екатерина Шабалина, юрист «Транио». Предусмотрен срок давности - два года с момента перевода денег. Если за год ничего не было обнаружено, к ответственности привлечь невозможно. Если недвижимость продается в стране, с которой у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то налог на прибыль от продажи уплачивается только в том случае, если местный налог ниже российского (такого почти не бывает, так как в Европе и США налоги выше, чем в России). Как правило, если россиянин продает недвижимость в Европе и уплачивает там налог, то в России ему платить не придётся. Однако ситуация в каждой стране разная. Например, в ОАЭ нет налога на прирост капитала от продажи недвижимости, и вместо него уплачивается налог в России по ставке 13 %. Что подлежит декларированию В соответствии с законом № 140-ФЗ, декларированию подлежат: объекты недвижимости; счета или вклады в иностранных банках; счета или вклады в банках, если декларант признается бенефициарным владельцем (должны соблюдаться условия прямого или косвенного владения более 25 % капитала либо должна быть возможность контролировать действия юридического лица – клиента банка); в этом случае декларант также предоставляет описание оснований для признания себя бенефициарным владельцем; суммы кредитов, если процентная ставка ниже 9 % годовых (по займу в иностранной валюте) и 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (в рублях); это считается материальной выгодой и разница облагается по ставке в 35 %; транспортные средства; ценные бумаги; доли участия и паи в уставных капиталах российских и иностранных организаций; контролируемые иностранные компании (КИК) - если основания для признания компании КИК не связаны с прямым участием физического лица через владение акциями, долями и паями. В этот список не включены денежные средства, драгоценные металлы и предметы искусства. «Наиболее распространенная форма нарушения среди наших клиентов - наличие незадекларированного счета в европейском банке, так как купить недвижимость без счета практически невозможно. Главное - такие счета необходимо задекларировать»,- говорит Георгий Качмазов, руководитель «Транио». Если в зарубежном банке открыт счет, и уведомление представлено спустя более месяца, то придется заплатить штраф: физическим лицам - 1–1,5 тыс. руб., юридическим лицам - 50–100 тыс., должностным лицам - 5–10 тыс. Если лицо вообще не уведомило налоговую об открытии счета, то штраф составит 4–5 тыс. руб. для физических лиц, 800 тыс. – 1 млн для юридических лиц, 40–50 тыс. руб. для должностных лиц. Если счет открыт до 1 января 2015, и декларант уведомляет об этом налоговые органы, то это не считается нарушением сроков и все валютные операции, совершенные до даты представления декларации, тоже считаются законными. Законность операций после даты представления декларации и возможность привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства будут рассматриваться на общих основаниях. Конфиденциальность информации Законодательно закреплено, что сведения, указанные в декларации, признаются налоговой тайной. Согласно пп. 4 и 8 ст. 102 НК РФ, эти сведения могут быть истребованы у налогового органа только по запросу самого декларанта. То же положение указано в ч. 6 ст. 4 № 140-ФЗ с уточнением, что только налоговые органы хранят сведения и документы и дают доступ к ним. Иные организации не могут получать доступ к такой информации. Декларация, содержащиеся в ней сведения и документы, прилагаемые к ней, не могут быть использованы в качестве доказательства в рамках уголовных дел и дел об административных и налоговых правонарушениях. Исключение - ситуация, когда сам декларант представляет копию декларации и документов для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. Помимо этого, декларации и прилагаемые к ним документы, представленные в налоговые органы по месту жительства декларантов, передаются на централизованное хранение в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Это обеспечивает дополнительные гарантии конфиденциальности. Освобождение от ответственности Гарантии освобождения от ответственности, предусмотренные в законе, распространяются на всех лиц, информация о которых содержится в декларации, в том числе на менеджмент компании, если речь идет о юридическом лице. Декларант и лица, информация о которых содержится в декларации, освобождаются от уголовной ответственности по статьям УК РФ 0193 Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации. 194 (ч.1 и ч.2) Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. 0198 сборов с физического лица. 0199 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации. 199.1 Неисполнение обязанностей налогового агента. 199.2 Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов. Деяния, содержащие признаки указанных составов преступлений, должны были иметь место до 1 января 2015 года, и на дату представления декларации не должно быть возбуждено уголовное дело в связи с соответствующим преступлением. Освобождение от ответственности не предоставляется по статьям УК РФ 0174 и 175 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем. 193.1 Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов. К таким документам относятся документы, содержащие заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода. 170.1 Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета. 173.1 Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица. Декларант и лица, указанные в декларации, освобождаются от административной ответственности, если есть основания, предусмотренные ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). Статьи, по которым предоставляется освобождение от ответственности 15.1Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов. 15.3Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. 15.4Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации. 15.5Нарушение сроков представления налоговой декларации. 15.6Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. 15.11Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. 15.25Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Также предоставляется освобождение от ответственности за налоговые правонарушения, если они связаны с приобретением, использованием, распоряжением имуществом или КИК, информация о которых содержится в декларации. Другие статьи «Транио» на эту тему: Законы об отмывании денег: чего ждать в ближайшем будущем Закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК): чего ждать бизнесменам, получающим прибыль за рубежом Законы об отмывании денег: текущая ситуация Юлия Кожевникова, «Транио»

Закон о добровольном декларировании: что нужно знать владельцам зарубежной недвижимости

Понятие экономической амнистии или амнистии капиталов знакомо многим странам. Это процесс легализации и декларирования средств, полученных за рубежом. Впервые подобные экономические меры были реализованы в Швейцарии, затем и в других странах - Аргентине, Бельгии, Индии, Ирландии, Италии. В России процесс стартовал 8 июня 2015 года и закончился 30 июня 2016 года. Именно в такие сроки можно было подать специальную декларацию по ФЗ № 140 «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Для собственников зарубежной недвижимости этот закон предусматривал возможность освобождения от ответственности по некоторым статьям уголовного, административного и налогового кодекса, а также получения ряда налоговых послаблений.

В чём выгода деклараций

Основная причина, по которой владельцам зарубежных счетов и недвижимости стоит подавать декларацию,- возможность легализации средств и имущества без необходимости платить налог в России.

Бывают ситуации, когда у недвижимости два владельца - номинальный (числится только в бумагах) и фактический (истинный владелец, который может пользоваться и распоряжаться объектом). Если недвижимость находится в номинальной собственности, фактический владелец может перевести такое имущество на себя без необходимости платить налог на доход в России, если имущество и номинальный владелец указаны в специальной декларации. Такое условие предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Есть еще одно налоговое послабление. Если до 1 января 2015 кто-либо совершал операции, связанные с покупкой, продажей или дарением недвижимости и в связи с этим не оплатил или оплатил лишь частично соответствующие налоги, то сумма этих налогов в России взыскиваться не будет.

В «Законе о добровольном декларировании» также говорится о том, что лицам, подавшим специальную декларацию, гарантируется освобождение от ответственности по некоторым статьям уголовного, административного и налогового кодексов РФ. Речь идет об ответственности за валютные нарушения, связанные с зачислением на зарубежные счета средств, возникших в результате владения или распоряжения недвижимостью. Есть три распространенные ситуации:

1. Физическое лицо – резидент РФ владеет недвижимостью за границей, сдаёт её в аренду иностранцу и полученный доход зачисляет на свой зарубежный счет. Если счет открыт в банке одной из стран – членов ОЭСР или ФАТФ, то зачисление денег не будет нарушением валютного законодательства. Помимо этого, не являются нарушением валютного законодательства переводы:

  • денежных средств резидентов со своих же счетов, открытых как в уполномоченных российских банках, так и в банках, расположенных за пределами РФ;
  • переводов физическим лицом - резидентом иностранной валюты из России в пользу иных физических лиц – резидентов на их счета, открытые в иностранных банках в суммах, не превышающих суммы в эквиваленте 5 тыс. долл. в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк.

Нерезиденты в валютном законодательстве - это граждане РФ, постоянно живущие в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющие ВНЖ, рабочую или учебную визу, выданные на срок не менее года. Как только гражданин РФ въезжает в Россию (неважно на какой период), он автоматически становится резидентом.

2. Резидент РФ купил недвижимость за рубежом в кредит. Российские законы не будут нарушены, если суммы кредитов в иностранной валюте:

  • перечислены на счета резидентов РФ, открытые в банках стран – членов ОЭСР или ФАТФ;
  • получены по кредитным договорам с организациями-нерезидентами РФ, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.

В других случаях валютная операция признается незаконной. Если кредит берется в стране, не являющейся членом ОЭСР или ФАТФ, то сумма средств должна быть перечислена на российский счет.

3. Резидент РФ продал зарубежную недвижимость иностранцу, и полученный доход был зачислен напрямую на счет в зарубежном банке. Такая валютная операция незаконна по ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации». КоАП РФ (ч. 1 ст. 15.25) предусматривает штраф от ¾ до одного размера суммы незаконных операций. Например, если россиянин продал за границей объект за 1 млн евро и полученную сумму перевел на зарубежный счет, сумма штрафа составит от 750 тыс. до 1 млн евро.

Чтобы избежать необходимости переводить деньги за продажу недвижимости в Россию, собственник может принять деньги от продажи на счет юридического лица - своей компании или нанятой фирмы-агента. В таком случае это не будет нарушением валютного контроля. Если физическое лицо переведёт деньги на свой счет в Европе, а потом - на счет в России, это не освободит его от ответственности, а только усугубит ситуацию. Формально это будет двойным нарушением закона и может повлечь за собой двукратный штраф.

«Пока механизм получения информации о счетах сложен: фактически информацию можно получить о счетах государственных служащих или при наличии оснований предполагать, что лицо отмывает деньги - тогда российские власти через правоохранительные органы другой страны смогут получить в иностранном банке необходимую информацию. У России есть надежды на европейскую FATCA - закон о налогообложении зарубежных счетов, предусматривающий обмен информацией с 2018 года. Практика есть уже сейчас, а дальше обмен информацией будет упрощаться и автоматизироваться»,- говорит Екатерина Шабалина, юрист «Транио».

Предусмотрен срок давности - два года с момента перевода денег. Если за год ничего не было обнаружено, к ответственности привлечь невозможно.

Если недвижимость продается в стране, с которой у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения , то налог на прибыль от продажи уплачивается только в том случае, если местный налог ниже российского (такого почти не бывает, так как в Европе и США налоги выше, чем в России). Как правило, если россиянин продает недвижимость в Европе и уплачивает там налог, то в России ему платить не придётся. Однако ситуация в каждой стране разная. Например, в ОАЭ нет налога на прирост капитала от продажи недвижимости, и вместо него уплачивается налог в России по ставке 13 %.

Что подлежит декларированию

  • объекты недвижимости;
  • счета или вклады в иностранных банках;
  • счета или вклады в банках, если декларант признается бенефициарным владельцем (должны соблюдаться условия прямого или косвенного владения более 25 % капитала либо должна быть возможность контролировать действия юридического лица – клиента банка); в этом случае декларант также предоставляет описание оснований для признания себя бенефициарным владельцем;
  • суммы кредитов, если процентная ставка ниже 9 % годовых (по займу в иностранной валюте) и 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (в рублях); это считается материальной выгодой и разница облагается по ставке в 35 %;
  • транспортные средства;
  • ценные бумаги;
  • доли участия и паи в уставных капиталах российских и иностранных организаций;
  • контролируемые иностранные компании (КИК) - если основания для признания компании КИК не связаны с прямым участием физического лица через владение акциями, долями и паями.

В этот список не включены денежные средства, драгоценные металлы и предметы искусства.

«Наиболее распространенная форма нарушения среди наших клиентов - наличие незадекларированного счета в европейском банке, так как купить недвижимость без счета практически невозможно. Главное - такие счета необходимо задекларировать»,- говорит Георгий Качмазов, руководитель «Транио».

Если в зарубежном банке открыт счет, и уведомление представлено спустя более месяца, то придется заплатить штраф: физическим лицам - 1–1,5 тыс. руб., юридическим лицам - 50–100 тыс., должностным лицам - 5–10 тыс. Если лицо вообще не уведомило налоговую об открытии счета, то штраф составит 4–5 тыс. руб. для физических лиц, 800 тыс. – 1 млн для юридических лиц, 40–50 тыс. руб. для должностных лиц.

Если счет открыт до 1 января 2015, и декларант уведомляет об этом налоговые органы, то это не считается нарушением сроков и все валютные операции, совершенные до даты представления декларации, тоже считаются законными. Законность операций после даты представления декларации и возможность привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства будут рассматриваться на общих основаниях.

Конфиденциальность информации

Законодательно закреплено, что сведения, указанные в декларации, признаются налоговой тайной. Согласно пп. 4 и 8 ст. 102 НК РФ, эти сведения могут быть истребованы у налогового органа только по запросу самого декларанта. То же положение указано в ч. 6 ст. 4 № 140-ФЗ с уточнением, что только налоговые органы хранят сведения и документы и дают доступ к ним. Иные организации не могут получать доступ к такой информации. Декларация, содержащиеся в ней сведения и документы, прилагаемые к ней, не могут быть использованы в качестве доказательства в рамках уголовных дел и дел об административных и налоговых правонарушениях. Исключение - ситуация, когда сам декларант представляет копию декларации и документов для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

Помимо этого, декларации и прилагаемые к ним документы, представленные в налоговые органы по месту жительства декларантов, передаются на централизованное хранение в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Это обеспечивает дополнительные гарантии конфиденциальности.

Освобождение от ответственности

Гарантии освобождения от ответственности, предусмотренные в законе, распространяются на всех лиц, информация о которых содержится в декларации, в том числе на менеджмент компании, если речь идет о юридическом лице.

Декларант и лица, информация о которых содержится в декларации, освобождаются от уголовной ответственности по статьям УК РФ

0 193 Уклонение от исполнения обязанностей
по репатриации денежных средств
в иностранной валюте или валюте
Российской Федерации.
194 (ч.1 и ч.2) Уклонение от уплаты таможенных платежей,
взимаемых с организации или физического
лица.
0 198 Уклонение от уплаты налогов и (или)
сборов с физического лица.
0 199 Уклонение от уплаты налогов и (или)
сборов с организации.
199.1 Неисполнение обязанностей налогового агента.
199.2 Сокрытие денежных средств либо имущества
организации или индивидуального предпринимателя,
за счет которых должно производиться взыскание
налогов и (или) сборов.

Освобождение от ответственности не предоставляется по статьям УК РФ

0 174 и 175 Легализация (отмывание) денежных средств
или иного имущества, приобретенных
другими лицами преступным путем.
193.1 Совершение валютных операций по переводу
денежных средств в иностранной валюте или валюте
Российской Федерации на счета нерезидентов
с использованием подложных документов.
К таким документам относятся документы, содержащие
заведомо недостоверные сведения об основаниях,
целях и назначении перевода.
170.1 Фальсификация единого государственного реестра
юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг
или системы депозитарного учета.
173.1 Незаконное образование (создание, реорганизация)
юридического лица.

Декларант и лица, указанные в декларации, освобождаются от административной ответственности, если есть основания, предусмотренные ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

Статьи, по которым предоставляется освобождение от ответственности

15.1 Нарушение порядка работы с денежной
наличностью и порядка ведения кассовых операций,
а также нарушение требований об использовании
специальных банковских счетов.
15.3 Нарушение срока постановки на учет
в налоговом органе.
15.4 Нарушение срока представления сведений
об открытии и закрытии счета в банке или
иной кредитной организации.
15.5 Нарушение сроков представления налоговой
декларации.
15.6 Непредставление (несообщение) сведений,
необходимых для осуществления налогового
контроля.
15.11 Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского
учета и представления бухгалтерской отчетности.
15.25 Нарушение валютного законодательства
Российской Федерации и актов органов
валютного регулирования.

Также предоставляется освобождение от ответственности за налоговые правонарушения, если они связаны с приобретением, использованием, распоряжением имуществом или КИК, информация о которых содержится в декларации.

Федеральный закон от 08.06.2015 N 150-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ЧАСТИ ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬЮ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТИ ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (В ЧАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ

КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ И ДОХОДОВ

ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ)"

Государственной Думой

Советом Федерации

В связи с письмом о применении положений Федерального закона от 8 июня 2015 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.