Дифференциация ч ш щ конспект занятия. Логопедическое занятие на тему "Дифференциация С' – Щ" (в устной и письменной речи). ​ Дыхательные упражнения

Щ – СЬ №1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ

ЩА – СЯ СЯ - ЩА АСЬ – АЩ АЩ - АСЬ

ЩУ – СЮ СЮ – ЩУ ЯЩ – ЯСЬ ЯСЬ - ЯЩ

ЩЁ – СЁ СЁ – ЩЁ ОСЬ – ОЩ ОСЬ - ОЩ

ЩИ – СИ СИ - ЩИ ЕЩ – ЕСЬ ЕСЬ - ЕЩ

ЩЕ – СЕ СЕ - ЩЕ УСЬ – УЩ УЩ – УСЬ

ЩА – СЯ – ЩА СЯ – ЩА – СЯ СЯ – СЯ – ЩА ЩА – ЩА – СЯ

ЩУ – СЮ – ЩУ СЮ – ЩУ – СЮ СЮ – СЮ – ЩУ ЩУ – ЩУ – СЮ

ЩЁ – СЁ – ЩЁ СЁ – ЩЁ – СЁ СЁ – СЁ – ЩЁ ЩЁ – ЩЁ – СЁ

ЩИ – СИ – ЩИ СИ – ЩИ – СИ СИ – СИ – ЩИ ЩИ – ЩИ – СИ

ЩЕ – СЕ – ЩЕ СЕ – ЩЕ – СЕ СЕ – СЕ – ЩЕ ЩЕ – ЩЕ – СЕ

АСЬ – АЩ – АСЬ АЩ – АСЬ – АЩ АСЬ – АСЬ - АЩ АЩ – АЩ - АСЬ

ЯСЬ– ЯЩ – ЯСЬ ЯЩ – ЯСЬ – ЯЩ ЯСЬ – ЯСЬ – ЯЩ ЯЩ – ЯЩ - ЯСЬ

ОСЬ – ОЩ – ОСЬ ОЩ – ОСЬ – ОЩ ОСЬ – ОСЬ – ОЩ ОЩ – ОЩ - ОСЬ

ЕСЬ - ЕЩ – ЕСЬ ЕЩ – ЕСЬ – ЕЩ ЕСЬ – ЕСЬ – ЕЩ ЕЩ – ЕЩ - ЕСЬ

УСЬ – УЩ – УСЬ УЩ – УСЬ – УЩ УСЬ – УСЬ – УЩ УЩ – УЩ - УСЬ

ЮСЬ – ЮЩ– ЮСЬ ЮЩ – ЮСЬ– ЮЩ ЮСЬ – ЮСЬ– ЮЩ ЮЩ – ЮЩ -ЮСЬ

Щ –СЬ №2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ

Лес – лещ Роса – роща

Сели – щели Плюс – плющ

Пласт – плащ Вес – вещи

Писать – пищать Хвост - хвощ

Вещество, существо, сообщение, носильщик, стекольщик, сварщик, обещание, совещание, освещение, просвещение, спящий, блестящий, висящий, отстающий, строящий, хвостище, усищи, носище, сгущенный, настоящий, восхищение.

Дайте полные ответы на вопросы:

Что делает стекольщик?

Чем вытаскивают гвозди?

Что делает носильщик?

Кто защищает родину?

Что делают из свиной щетины?

Слова для справок: клещами, носит вещи, солдаты, вставляет стекла, щетки.

Щ – СЬ №3 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ

У Сени ящик. Сима варит щи. В сетях караси и лещи. Возле села роща. Осенью созревают овощи. В норе пищат лисята. На стене висит плащ. В сенях пищит щенок. У Сони щетка. У Васи клещи. Носильщик несет пассажиру вещи. Стекольщик режет стекло. На осине щегол. Был сильный мороз, щипал щеки и нос. Пролетел сверкающий самолёт. Соня собирает в роще щавель. Свиная щетина идет на щетки. В костер подбросили сухие щепки. В сетях билась зубастая щука. Часовщик починил испорченные часы. Чистильщик вычистил щеткой сапоги. В роще защелкал голосистый соловей. Сеня часто навещает больного товарища. В классе рассказывали сказку про Кощея Бессмертного.

Шура и Миша – товарищи. Они нашли щенка. Щеночек был маленький и жалобно пищал. Детям стало жаль щенка. Они взяли щеночка домой. Дома они положили в ящик ваты, а потом уложили в ящик щеночка. Зоя и Валя напоили щеночка молоком и он скоро уснул в ящике.

Щ – СЬ № 4 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ТЕКСТЕ И ПОСЛОВИЦАХ

Я возвращался с охоты и шел по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно растопырил свои едва прораставшие крылышки. Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал свое детище. Каким громадным чудовищем должна была казаться собака. Он пищал и дрожал от страха. И все-таки он не усидел на ветке… Я поспешил отозвать смущенного пса и ушел. Я восхищался героизмом маленькой пташки.

Пословицы:

На то и щука в море, чтоб карась не дремал.

Всякой вещи своё место.

Не учи козу: сама с воза стащит.

Друзья узнаются в несчастье.

Гостю щей не жалей, а погуще лей.

Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз.

Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище. (Кот)

Щ – СЬ №5 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТАХ

Летит, пищит, Я, как зонт, не промокаю, Хвостик из кости,

Ножки длинные тащит. От дождя вас защищаю А на спинке щетинка.

Случай не упустит - И от ветра вас укрою. (Щетка)

Сядет и укусит. Ну так что же я такое?

(Комар) (Плащ)

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ

Трех неприятных вещей Смех для злодея – помеха.

Боится Бессмертный Кощей: От добрых и ласковых слов

Во-первых – бесстрашного взгляда, Кощей разреветься готов,

Смелых Кощею не надо. И нет ни желанья, ни радости

А также – веселого смеха, Устраивать прежние гадости.

Щ – СЬ №6 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СТИХОТВОРЕНИЯХ

1)Притащили мы в грозу Расшвыряла часть вещей,

Щуку тощую в тазу. Пролила кастрюлю щей,

Щекотали щуку щепкой, А потом как даст «леща»!

Прищемили хвост прищепкой. Мы помчались, трепеща,

Мыли щеки щуке щеткой, На щеколду дверь закрыли,

Довели ее щекоткой. Щели щебнем завалили,

Щука – щетку за щетину, Удивляясь сообща:

Отщипнула половину, Сколько слов на букву Щ!

2) Месяц заблудился СОВЕСТЬ

У косматой чащи. Я кошку выставил за дверь,

Рогом зацепился Сказал, что не впущу.

За сучок торчащий… Весь день ищу ее теперь,

Понял, что попался… Везде ее ищу.

И над спящим лугом Из-за нее вторую ночь

До утра качался, Все повторяется точь-в-точь,

Бледный от испуга. Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Потом опять зову.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте ‘Дифференциация щ-сь’. У детей закрепится навык различения и четкого произношения звуков в слогах, словах; закрепится понятия: согласный звук; мягкий звук; глухой звук; продолжат учится выполнять звуко-слоговой анализ слов, составлять схемы звукового состава слов,выкладывать и читать слова со звуками Щ, СЬ.

Тема: Дифференциация звуков [Щ]-[СЬ]

Программное содержание:

  • Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков в слогах, словах;
  • закрепить понятия: согласный звук; мягкий звук; глухой звук;
  • учить выполнять звуко-слоговой анализ слов, составлять схемы звукового состава слов;
  • учить выкладывать и читать слова со звуками Щ, СЬ;
  • развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Оборудование.

  • Демонстрационный материал: звукобуквенные домики; картинки: сирень, васильки, плющ, листья, щегол, гусь, снегирь, синица, свекла, овощи, слива, апельсин, ящерица, щука, щенок, гусенок; фишки (красного, синего, зеленого цветов); буквы: ЩЕПКА, СЕТКА; таблица для чтения. Раздаточный материал: фишки (красного, синего, зеленого цветов), разрезная азбука.

Ход занятия

1. Организационный момент (придумывание слов со звуками Щ, СЬ).

2. Знакомство с темой.

Артикуляция звуков.

Характеристика звуков.

Установление сходства и различия между звуками.

3. Игра «Наоборот».

  • Ся-ся-ся – ща-ща-ща
  • ащ-ащ-ащ – ась-ась-ась
  • Се-се-се — ощ-ощ-ощ
  • Сю-сю-сю — ущ-ущ-ущ
  • Си-си-си — ищ-ищ-ищ
  • Сё-сё-сё — ещ-ещ-ещ
  • Ысь-ысь-ысь — ящ-ящ-ящ

4. «Запомни, повтори».

а) Ся-ся-ща ща-ща-ся ась-ась-ащ ащ-ащ-ась
Ся-ща-ща ща-ся-ся ась-ащ-ащ ащ-ась-ась
Ся-ща-ся ща-ся-ща ась-ащ-ась ащ-ась-ащ

б) хвостище – усище –блестящий –освещение
стекольщик – следующий – носильщик — светящийся

5. Игра «Отгадай слово».

Ры.., ло.., ле.., помо.., ве.., пла.., плю.., укра.., ово.., бою.., бор.., мо.., купаю.., смею…

6. Звуковой анализ слов: ЩЕПКА, СЕТКА

7. Физминутка «На звук.. – выполняй!»

8. «Четвертый лишний».

  1. Сирень, васильки, плющ, листья – плющ.
  2. Щегол, гусь, снегирь, синица – щегол.
  3. Свекла, овощи, слива, апельсин – овощи.
  4. Ящерица, щука, щенок, гусенок — гусенок.

9. Чтение:

Ща, си, ящик, синица, овощ, щенок, сито, гусенок, щипцы, Ася, песенка, Максим, такси, гуси.

10. Диктант:

Ё, Е, Щ, С, О, И, Э, У, ЩА, СИ, ЩУ, СЯ, ЧАЩА, СИНИЦА.

11. Итог занятия.

Листунова Ольга Геннадьевна,
учитель-дефектолог
МБДОУ «Колокольчик»,
город Ноябрьск, ЯНАО

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • учить дифференцировать согласные звуки [С’] и [Щ] с опорой на артикуляционный уклад; учить не смешивать в устной речи звуки и на письме буквы;
  • совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;
  • упражнять в словообразовании;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование:

  • памятка-алгоритм для описания артикуляции каждого из изучаемых звуков,
  • карточки со словами (буквы С, Щ пропущены),
  • цветные карандаши,
  • индивидуальное зеркало.

План:

1. Организационный момент. Выделение звуков [С’], [Щ] из слов сели, щели.

Какими звуками отличаются эти слова?

Сообщение темы занятия.

2. Описание артикуляции звуков [С’], [Щ].

Данные звуки произносим с опорой на индивидуальное зеркало, с артикуляцией утрированной, используя памятку-алгоритм (ребёнок описывает положение губ, зубов и языка).

[С’] – губы в улыбке, зубы видны и сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка находится за нижними резцами; средняя часть спинки становится более выгнутой, чем при произнесении звука твёрдого С.

[Щ] – губы выдвинуты вперёд и слегка округлены, зубы видны и сближены, широкий кончик языка приподнят к верхним зубам.

3. Характеристика звуков [С’], [Щ].

Установление сходства и различия в характеристике звуков.

Сходство:

Звуки [С’], [Щ] – согласные, т. к. при произнесении звуков встречается преграда для выхода воздушной струи; оба звука глухие, т. к. голосовые связки разомкнуты и голос не звучит; оба звука мягкие.

Важно: звук [Щ] мягкий всегда.

Различия:

Звук [С’] – свистящий;

Звук [Щ] – шипящий.

4. Работа с условными обозначениями. Условные обозначения записаны на доске.

“Будь внимателен, смотри –
Если стрелка вверх – шуми,
Стрелка вниз – свисти!”

Под нижним положением стрелки зашифрован звук [С’], под верхним положением стрелки зашифрован звук [Щ].

Ребёнок расшифровывает условные знаки и называет звуки, следя за положением стрелки и ощущая положение языка.

5. Актуализация опорных знаний по теме.

Отгадать загадку.

Мы вернулись из поездки,
Вещей много привезли.
Кто поможет эти вещи
Донести нам до такси? (Носильщик)

На фланелеграфе появляется сюжетная картинка “Носильщик несёт вещи” (из серии “Профессии”)

Запишем отгадку в тетрадь и сделаем звуко – буквенный анализ этого слова по предложенной схеме:

  • поставь ударение в слове;
  • сосчитай количество гласных и раздели на слоги слово;
  • дай характеристику каждому звуку;
  • сколько звонких и сколько глухих согласных в слове;
  • сколько твёрдых и сколько мягких согласных в слове;
  • сколько в этом слове букв и сколько звуков;

6. Упражнение на дифференциацию [С’] – [Щ] в словах.

Ребёнок получает карточку с напечатанными словами (буквы С, Щ пропущены) и инструкцией:

Вставь пропущенные буквы С или Щ в слова карандашами разного цвета, подчеркни на каждой строчке “лишнее слово” и объясни свой выбор “лишнего” слова:

Пи – а, пен – ия, по – елить, пи – ьмо;

Сви – тя – ий, – или – а, но – иль – ик, та – ил – я;

Вью – ий – я, – теколь – ик, – урил – я, негну – ий – я;

7. Упражнение в словообразовании существительных с помощью суффикса

Ищ. На доске написаны слова: нос, сапог, усы, волосы, голос, сила.

Приглашаю посетить страну Великанов. Эти люди необычные. Они имеют крупные черты лица, носят одежду и обувь огромного размера, обладают громким голосом и необычной силой. Рассмотрев картину с изображением Великана попробуем рассказать о нём с помощью новых слов. Записанные на доске слова нужно изменить так, чтобы они приобрели увеличительное значение, даже немного пренебрежительное.

8. Автоматизация звуков , [Щ] в предложении. Следим за правильным произнесением смешиваемых звуков. Спряжение глаголов по образцу:

Я тащу сети. Мы тащим сети. Ты тащишь сети. Вы тащите сети. Он тащит сети. Она тащит сети. Они тащат сети.

Проспрягать в прошедшем времени:

Повесь синий плащ в шкаф.

9. Графический диктант предложений. Работа в тетради.

В этом задании слова не пишем, каждое слово как – бы зашифровываем буквенными обозначениями С или Щ. Если в слове не встречаются Сь, Щ, то ставим прочерк, а предлоги зашифровываем значком V.

У Сени ящик. В тетради будет следующая запись: V C щ.

В сетях лещи. Сима варит щи. У Васи клещи. Возле посёлка роща. В роще осины. На осинах щеглы.

10. Итог занятия.

Чему учились на занятии?

Над какими звуками работали?

Тема: «Дифференциация звуков [Ч] - [Щ]».

Цель занятия : Совершенствование навыков дифференциации согласных [Ч] - [Щ].
Задачи :
Коррекционно-образовательные:
- закрепление знаний о механизме образования звуков;
- активизация лексического запаса по теме: «Весенний лес».
Коррекционно-развивающие:
- развитие моторики речевого аппарата;
- закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [Ч] - [Щ];
- закрепление связи звукового образа [Ч] - [Щ] с их графическим изображением;
- закрепление навыков оптического анализа и синтеза букв;
- закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах;
- закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
- развитие зрительно-пространственных функций.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание интереса к занятиям;
- формирование навыков аккуратного письма.

Оборудование : индивидуальные зеркала, мягкие игрушки, паровоз, картинки, слова-карточки, рабочие листы, артикуляционные профили, схема анализа звуков, буквы Ч, Щ.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Сядет тот, кто исправит предложение:

Наступил ранний весна. Солнце светить ярче. Растаяла снег. Скоро прилечу перелетные птицы.

О каком времени года шла речь в предложениях? Кто прилетает весной?

Перелётные птицы

(они говорят, беседуют и т. п.)

Чтобы чисто говорить, нужно зарядку для язычка повторить!

Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики.

II. Артикуляционная гимнастика «У дедушки с бабушкой»

ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕДУШКА И БАБУШКА. 2 СЛАЙД

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (НАДУВАЕМ ЩЁКИ), 3 СЛАЙД

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (ВТЯГИВАЕМ ЩЁКИ).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ. 4 СЛАЙД

(ГУБЫ В ШИРОКОЙ УЛЫБКЕ, ВИДНЫ ВЕРХНИЕ И НИЖНИЕ ЗУБЫ),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ

(ГУБЫ ТЯНУТСЯ ВПЕРЁД).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ 1. «БЛИНЧИК»

(ШИРОКИЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ НА НИЖНЕЙ ГУБЕ). 5 СЛАЙД

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ

(ОБЛИЗЫВАЕМ ШИРОКИМ ЯЗЫКОМ ВЕРХНЮЮ ГУБУ СПЕРЕДИ НАЗАД). «ВАРЕНЬЕ» 6 СЛАЙД

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (ШИРОКИЙ ЯЗЫК ЗАГИБАЕМ КВЕРХУ ЧАШЕЧКОЙ) «ЧАШЕЧКА» 7 СЛАЙД

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (ШИРОКИЙ ЯЗЫК СТАВИТСЯ ПОПЕРЕМЕННО ТО ЗА ВЕРХНИЕ, ТО ЗА НИЖНИЕ ЗУБЫ),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ. «КАЧЕЛИ» 8 СЛАЙД

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ «ГРИБОК» 9 СЛАЙД

(ПРИСАСЫВАЕМ ЯЗЫК К НЁБУ И ОТКРЫВАЕМ РОТ).

ВОТ И ЗАКОНЧИЛСЯ ДЕНЬ, ПОРА СПАТЬ.
ЗАВТРА ОПЯТЬ БУДЕМ МНОГО ГУЛЯТЬ. 10 СЛАЙД

III. Актуализация опорных знаний.

Ребята, а вы помните кто приходил к нам на прошлом занятии

Крокодил Гена.

Какие первые звуки в слове Крокодил и Гена

К и Г

Верно.

Над произношением каких звуков мы работали на прошлом занятии.

Мы работали над различением звуков К и Г.

К-согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Г-согласный, звонкий, бывает твёрдый и мягкий.

Молодцы! Сегодня на занятии у нас опять гости Чебурашка и Щенок.

IV . Целеполагание и мотивация обучения.

Какой первый звук в словах Чебурашка и Щенок.

Ч-Щ.

Какая у нас сегодня тема.

Различение согласных Ч-Щ.

Что мы будем учится делать?

Учиться различать Ч-Щ в слогах, словах, предложениях, текстах.

А для чего мы это будем делать?

Чтобы правильно писать и красиво говорить.

V.Изучение нового материала. Анализ артикуляции звуков.
Сегодня мы с Чебурашкой и Щенком отправимся в весенний лес. Поедим мы туда на поезде. А теперь представьте, идёт поезд. Колёса стучат коротко, быстро: ч-ч-ч-ч- Повторите.
Дети повторяют за логопедом звук [Ч], затем произносят сами.
Какой звук слышим? Расскажем об этом звуке всё.
-Когда мы произносим звук [Ч] – губы округлены и слегка выдвинуты, вперёд, зубы на расстоянии друг от друга, кончик языка как мячик прыгает у верхних бугорочков, воздушная струя короткая, тёплая, голоса нет, звук согласный, глухой, всегда мягкий.
-Молодцы. Вот приехали мы в лес. Солнышко пригрело и проснулись от зимней спячки его обитатели. Кто это ползёт и протяжно, мягко шипит: щ-щ-щ? Конечно,змея. Изобразим змею, согните руку в локте, а кисть направьте вперёд. Все пальцы прижаты друг к другу, двигаем кистью в стороны и шипим: щ-щ-щ-.
Дети выполняют упражнения, повторяя звук [Щ]
Какой звук слышим? Расскажем и о нём всё, что знаем.
-Когда мы произносим звук [Щ] –губы округлены слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, кончик языка поднят к бугорочками образует с ними щель, воздушная струя длинная, тёплая, голоса нет, звук согласный, мягкий, всегда глухой.
-Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?
-[Ч] -и [Щ]-согласные, глухие, всегда мягкие, разное положение языка, воздушная струя у звука [Ч] – короткая, разное положение зубов.

Ребята, а что вы знаете о звуках?

Звуки мы слышим и произносим

Что вы знаете о буквах?

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Ребята, какой буквой обозначается звук Ч? На какую цифру похожа буква Ч. 11 слайд

На четвёрку....…
-Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.
- Какой буквой обозначается [щ]?
- Буквой Щ. 12 слайд
- На что похожа эта буква?
- На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.

Мы вспомнили на что похожи буквы Ч,Щ, а теперь на ваших рабочих листах запишите строку заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. (Слайд 13 )
Дети записывают буквы на рабочих листках в таком порядке.
Поменяйтесь листами, найдите самую красивую букву у соседа и прикрепите смайлик.

а)Развитие фонематического слуха .
Но в лесу, как и везде, есть хозяин- это медведь. Он проснулся после зимней спячки и не пустит нас в свои владения, пока мы не выполним все его задания, сейчас внимательно меня слушайте и если услышите звук [Ч]- сожмите руки в кулачки, если звук [щ]- раскройте щёточкой: ч,р,х,щ,д,з,т,ч,ща,щу,ду,ич,ос,чко,сте,ещи,щак, встреча, роща, черника, трава, птица, одуванчик, щавель, летают, пищать.

б).Дифференциация звуков в слогах, словах
А сейчас мы запишем слоги, состоящие из звуков [Ч] -и [Щ] и гласных звуков [ а], [ е], [и ], [у ]. Давайте запишем слоги в тетради, но сначала вспомним правило
Ча-ща- пишем А
Чу-шу- пишем У.
Записываем: ща-че-чу-ич-ущ-щу.
14 слайд
Дети записывают слоги, затем читают. Проговаривают правило написания ча-ща, чу-щу и работаю в тетради.

Молодцы, записали правильно, а теперь выполним упражнение «Скажи наоборот»

Логопед бросает мяч говорит слог, а дети говорят наооборот.

Ча-ща, чо-що, ач-ащ, уч-ущ.

Закончите слова нужным слогом ча или ща

Ту…., ро…., пи…., ку…..

Чи или щи

Клю…., ово…., мя…..., пла….

Но после зимней спячки проснулся не только медведь, а кто ещё. Как вы думаете?

-Ёж

Физминутка.

Поиграем с ежом.

Гладь мои ладошки ёж

Ты колючий, ну и что ж

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Гладь большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем счёт назад

Пять, четыре, три, два, один.

в) Закрепление звуков в словах и словосочетаниях.
Следующее задание медведя- необходимо из набора букв составить слово и прочитать его.
Дети составляют слова в группе:
Ощор-роща, «кщле»- клещ, «голще»-щегол, «чарг»-грач, «жчи»-чиж, «чейру»- ручей,
-Молодцы, мишка доволен вашей работой и предлагает войти в лес.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в. нём.
Вошли мы в лес и что же услышали и увидели в весеннем лесу?
А это мы сейчас узнаем. Посмотрите на экран, вставьте пропущенные буквы Ч и Щ в словах и прочтите словосочетания.
Пти..ий...ебет 15-16 слайд
Хи..ник в....а...обе
17-18 слайд
Жур...ание ру..ейка 19-20 слайд
Тре...ат сороки 21-22 слайд
Пою...ие чижи. 23-24 слайд
Дети выполняют задание, вставляя пропущенные буквы в слова, читают вслух словосочетания.
-В каком слове встречаются два звука [Ч] -и [Щ]?
Но на этом задания лесного хозяина не заканчивается, вам необходимо четко произнести чистоговорки. Найдите в ваших папках упражнения на различение ч-щ

Сначала говорю я, вы чётко громко проговариваете.

ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча.

АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч.

ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи.

ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь.

ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу.

УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч.

ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо.

ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ – вот огромный меч.

ЩА-ЩА-ЩА – ходит зайка без плаща.

АЩ-АЩ-АЩ – у меня плащ.

ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы ели щи.

ОЩ-ОЩ-ОЩ – вырос хвощ.

ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тебя ищу.

УЩ-УЩ-УЩ – вырос плющ.

ЩЁ- ЩЁ-ЩЁ – мы хотим играть ещё.

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в кастрюле лещ.

г).Закрепление звуков в предложении.
Следующее задание, вам необходимо прочесть предложение, записать на листках. Кто уже догадался, как его прочитать? (На доске записано. ыцитптучебещещорв. Нужно прочитать справа налево. Дети читают предложения: В роще щебечут птицы.
25 слайд
Предложение пишется с заглавной буквы, в конце ставиться точка.
-Какие слова со звуками [Ч] -и [Щ]?
Вы услышали в этом предложении?
-Роща, щебечут.

д) .Закрепление звуков в тексте.
-Но весна приходит не только в лес, но и на луга, поля, в сёла, города. Давайте попрощаемся с медведем и выйдем из леса. Мы оказались в посёлке, где однажды весной, когда пригрело солнце, побежали ручейки, весело защебетали птички, произошло....А что произошло вы ответите сами, дополните рассказ по серии сюжетных картин. Внимательно рассмотрите их и приступите к выполнению задания в паре.
Дети выполняют задание, составляют текст по серии сюжетных картин.
26 слайд
Примерный текст:
Наступила весна. Снег растаял и потекли ручейки. Река вышла из берегов и затопила жилище собаки. Собака и щенята стали жалобно выть. Ребята услышали вой, сели в лодку и поплыли спасать собачью семью. Они успели вовремя оказать помощь и спасли собаку и её щенят.

Ребята, а вам можно без взрослых садиться в лодку и кого-то спасать?

А почему?

VII. Итог занятия.
- Наше путешествие в весенний лес подходит к концу. Итак, ребята, над какой темой мы сегодня работали? Какие звуки учились различать?
- Мы учились различать.
- Скажите, чем похожи эти звуки [Ч], [Щ]?

Звуки ч и щ согласные, мягкие, глухие.
- Чем отличаются характеристики этих звуков?

Разное положение зубов, языка, воздушная струя у звука ч-короткая, а у звука щ-длинная.
Ребята, если вы прошли все ступеньки, то прикрепите наклейку «отлично», если 4 или 5 то прикрепите наклейку «хорошо», если 2 или 3, то приклейте наклейку «можешь лучше».

Ребята, все согласны с оценками, которыми вы оценили себя.

VIII. Рефлексия.
Ребята, изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо – сидите за партой, если хорошо - то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (Дети определяют шкалу успеха).

Ребята, мне сегодня было очень интересно с вами работать, сегодня порадовало как ……….характеризовали зуки ч-щ, как ……написали красиво буквы, как …… добавляли недостающие слоги в словах.

Как вы здорово отвечали на вопросы.

IX. Задание на дом.

Раскрасить на раскраске все предметы в которых встречается звук Ч или Щ

Выучить чистоговорку

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Сегодня у нас день рождение у Серёжи Пяткина, мы его поздравляем и Крокодил Гена дарит ему песню.


Фанура Маннапова
Занятие по дифференциации звуков [Ч] и [Щ]

Программное содержание :

Упражнять в дифференциации звуков «Ч» , «Щ» в словах;

Упражнять в умении изменять слова с помощью суффиксов –ЧК и –ИЩ;

Закрепить умение выделять первый звук в словах , место звука в слове , умение делить

слова на слоги;

Воспитывать умение обращаться к другу ласково;

Воспитывать желание помочь другим;

Расширить знания о профессиях.

Демонстрационный и раздаточный материал :

Кукла – мальчик, игрушка щенок, картинки, игрушки со звуками «Щ» , «Ч» , полоски с пуговками, индивидуальные зеркала.

Словарная работа : щенок, щекочу, щётка.

Предварительная работа :

Д/И «Назови ласково» , «Звук спрятался » , артикуляционная гимнастика,

Литература : Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук «Развитие речи детей 5-6 лет» .

Ход занятия:

1. Разминка для ума.

- Воспитатель : - Ребята, как всегда мы начинаем наше занятие с разминки . На этот раз вам надо представиться и назвать первый звук в вашем имени . Например : «Меня зовут Анна, моё имя начинается со звука «А» » (дети по очереди называют своё имя, определяют первый звук ).

2. Артикуляционная гимнастика.

- Воспитатель : - Молодцы. А теперь садитесь за столы. Чтобы хорошо отвечать на занятии , нам надо потренировать ротик и язычок. Упражнения «Лопаточка, «Желобок» , «Прятки» , «Улыбочка» .

3. Новый материал.

- Воспитатель : - С гимнастикой вы справились, а теперь я предлагаю вам послушать одну историю, но не просто послушать, но и самим в ней поучаствовать. Вы готовы?

В городе Муравленко, в одной хантыйской семье, жил-был мальчик. Имя у него было необычное – Чук. На 23 февраля родители подарили Чуку маленькую собачку. Мальчик очень обрадовался новому другу и назвал его Щен. Пока он радуется, давайте, мы определим первые звуки в словах Чук и Щен . (дети определяют звуки ) . Со звуками «Ч» и «Щ» мы с вами сегодня будем часто встречаться. Запомните, ребята, звуки «Ч» и «Щ» - согласные, и всегда мягкие.

Чук очень любил своего Щена, кормил, гулял, играл с ним. А ещё часто прихорашивал своего друга и при этом он приговаривал :

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Найдите в стихе слова, которые начинаются со звука «Щ» (щёткой, щенка, щекочу)

Теперь найдите слова, которые начинаются со звука «Ч» (чищу)

А в каких словах встретились оба звука ? (чищу, щекочу)

Давайте повторим это стихотворение (повторяется 1 раз хором, и 2-3 индивидуально) .

Очень умным пёсиком оказался Щен и решил Чук показать его своим друзьям. Пришли друзья, а щенок под кровать спрятался и не вылезает. Тогда Чук говорит : «Щен ещё маленький, многого боится. Надо вести себя спокойно. Когда он слышит звук «Ч» , как в моём имени, то сразу успокаивается. Давайте, мы будем себя называть так, чтоб в наших именах слышался звук «Ч» ». И дети стали называть себя не Таня, а Танечка, не Коля, а Колечка. Продолжайте теперь вы, ребята (воспитатель показывает на ребёнка, тот изменяет имя с помощью суффикса – ЧК).

4. Физминутка

- Воспитатель : - Очень дружили Чук и Щен. Любили играть в разные игры. Вот и сегодня они с вами поиграют в игру. (воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится игра – физминутка). Если вы услышите слово со звуком «Ч» , то вы хлопаете, если в слове услышите звук «Щ» , то прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете .

Предлагаемые слова : чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.

Молодцы, ребята. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.

- Воспитатель : - Скоро из щенка Щена вырастет большой пёс. И у него будут не глазки, а глазищи, не носик, а носище (дети образуют слова с суффиксом – ИЩ) .

Предлагаемые слова : хвостик, лапки, шерстка, спинка, зубки, язычок.

5. Закрепление. Развитие мелкой моторики.

- Воспитатель : - Чук в детский сад не ходит, но очень хочет научиться делить слова на слоги и определять место звука в слове , а потом научить этому и Щена. А вы ведь умеете? А кто вас этому научил? Кто такой воспитатель? (ответы детей) .

Давайте, покажем Чуку и Щену, как мы делим слова на слоги и определяем место звука в слове (дети прохлопывают слова, определяют количество слогов и с помощью планшета с пуговкой определяют место звука в слове : начало, середина, конец сначала со звуком «Ч» , затем со звуком «Щ» ). Предлагаемые слова : человек, мяч, речка, лещ, пещера, щука. Молодцы, ребята.

Но самой любимой игрой для Чука и Щена было придумывание слов, где бы встречались звуки «Ч» или «Щ» . Чук придумывал слова, а Щен радостно лаял, услышав знакомые звуки . Я предлагаю вам разделиться на пары и самим придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуками «Ч» или «Щ» . Когда вы найдёте слова с заданными звуками , то подходите к Чуку и Щену и дарите им свои слова : Чуку – со звуком «Ч» , а Щену – со звуком «Щ» (ребята выполняют задание) .

6. Итог :

- Воспитатель : - Нашим гостям пора домой. Они хотят узнать - с какими звуками вы сегодня работали ? Чем они похожи? Вам понравилось занятие ? Что вам больше всего понравилось?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Дельфин»

конспект

занятия по развитию речи

в старшей группе

Тема : «Дифференциация звуков «Ч» , «Щ» ».

Воспитатель : Маннапова Ф. Р.