Питерская военная академия мто открытая группа. Академия Хрулева: адрес, кафедры, начальник. Военная академия материально-технического обеспечения имени А. В. Хрулёва

Как-то так повелось, что в нашей армии тыловики были военнослужащими словно второго сорта. Боевые командиры всегда от них многого требовали, а вот после боев и сражений почести и награды тружеников тыла нередко обходили стороной. Даже в мемуарах знаменитых полководцев о деятельности тыловиков во время Великой Отечественной не слишком много рассказывается. Наверное, впервые в отечественной военной истории только знаменитый писатель, бывший фронтовой разведчик, Герой Советского Союза Владимир Карпов откровенно рассказал в своем новом документально-художественном произведении "Генерал армии Хрулев", что без отлично организованного тылового обеспечения, возможно, не было бы победы в мае 1945 г. Наверное, этой книгой писатель вызовет на себя удары критиков от литературы и истории. Только Владимир Карпов писательским трудом всегда старался защищать историческую правду и незаслуженно обиженных военачальников. Он откровенно указывает, что именно начальник Тыла Красной Армии генерал армии Андрей Хрулев и его тыловики обеспечили все победы наших маршалов. Но при этом в своем отечестве знаменитый генерал, которого его современники называли великим государственным деятелем, оказался незаслуженно обиженным и почти преданным забвению.

ЕГО МЕСТО В ПЕРВОМ РЯДУ

Более пяти десятилетий среди военных и гражданских историков ходила легенда об одной фотографии, на которой запечатлены все высшие советские военачальники - командующие фронтами, руководители Генерального штаба, участники торжественного приема в честь Победы в Великой Отечественной войне в Кремле. Во время фотографирования военачальников в первом ряду по обе стороны от Верховного главнокомандующего генералиссимуса Иосифа Сталина стали по заслугам и почестям рассаживаться маршалы Жуков, Василевский, Конев, Говоров... И вдруг Сталин заметил, что начальник Тыла Красной Армии генерал армии Андрей Хрулев размещается в где-то в третьем ряду. Неожиданно Сталин позвал Хрулева, а когда тот подошел, сказал стоявшим вокруг себя полководцам, что без этого генерала не было бы их побед в минувшую войну. После этого Верховный главнокомандующий лично указал Андрею Хрулеву место для фотографирования в первом ряду маршалов недалеко от себя.

Вот эту историческую фотографию и удалось отыскать в архивах писателю Владимиру Карпову. Третьим слева от Сталина в ряду маршалов сидит генерал армии Андрей Хрулев. Почти все маршалы с внушительными орденскими планками, с двумя и тремя Звездами Героев, а у Хрулева только блестящие пуговицы на форменном кителе. К званию Героя Социалистического Труда его представляли в 1943 г., но так и не дали. А ведь этот военачальник за свои дела в Великую Отечественную как никто другой достоин самых высших государственных наград. Но так видно не посчитали те военные и гражданские чиновники, которые предлагали Сталину списки награжденных. Но все же закрадывается мысль, что может в этом ничего нет обидного для тыловика пусть даже и самого высшего ранга, каким был генерал Андрей Хрулев. Ну обеспечивал войска всем необходимым, ну работал беззаветно на победу, что в этом героического? Таких чиновников в войну было немало. Ведь он сам-то не водил войска в сражения, не рисковал при этом собственной жизнью. Все это так. Только это слишком поверхностное мнение из-за, возможно, умышленного умалчивания правды о деятельности во время войны Андрея Хрулева. Слишком много своей принципиальностью он нажил себе могущественных врагов, да таких, которые уж очень постарались запрятать правду о генерале и его деятельности во имя победы.

Наверное, поэтому и остался генерал известен своими делами и подвигами только среди военных тыловиков. В академиях и училищах слушатели и курсанты внимательно изучают его работу по решению самых трудных государственных задач во время войны, которые оказались не по плечу даже всемогущему руководителю НКВД СССР Лаврентию Берии.

Вот, например, что рассказал специально для "НВО" о роли в Великой Победе генерала Андрея Хрулева нынешний начальник Тыла Вооруженных сил России - заместитель министра обороны РФ генерал армии Владимир Исаков: "Именно под руководством Андрея Васильевича Хрулева в первые дни Великой Отечественной войны была создана такая система тылового обеспечения, которая дала нашему солдату все необходимое для достижения победы в 1945 г. Обладая большим опытом военной, административно-хозяйственной деятельности, умением глубоко и всесторонне анализировать крупные проблемы, он представил в первые дни войны руководству страны самые веские и серьезные доводы о необходимости создания единого централизованного тыла. Это дало возможность общевойсковым штабам и командирам возможность уделить большое внимание вопросам непосредственного управления войсками. Ценой всей ответственности в тот период и в тех обстоятельствах была сама жизнь. В кратчайшие сроки, в тяжелейших экономических условиях Хрулевым была создана такая система тылового обеспечения войск, которая в дальнейшем себя полностью оправдала". В объективности генерала армии Владимира Исакова не стоит сомневаться. Он в боевых условиях в Афганистане работал заместителем начальника тыла знаменитой 40-й армии. Был тяжело ранен. Так что работу военного тыла знает с самых низов и может компетентно утверждать: тыловые принципы, заложенные Хрулевым во время Великой Отечественной, не утратили актуальности и для нынешней Российской армии. И не стоит от них отступать, а наоборот, надо только совершенствовать.

НАЧАЛЬНИК ТЫЛА

Из документальных источников сейчас хорошо известно, какая обстановка царила в первые недели и месяцы войны в Кремле, Генштабе, Минобороны. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, военная катастрофа тяжелейшим катком двигалась от западных границ СССР к Москве. За один день ныне известные военачальники-победители сдавали по десятку городов. Воинские штабы потеряли управление войсками. Начальник Главного политического управления Красной Армии Лев Мехлис, назначенный для укрепления Западного фронта членом его Военного совета, так укреплял, что без суда и следствия перед строем командиров штаба 34-й армии за потерю материальной части артиллерии и якобы трусость и двухдневное пьянство расстрелял генерал-майора артиллерии Гончарова. А потом по указанию Мехлиса был по приговору трибунала расстрелян командарм генерал Качанов. Впоследствии их реабилитировали.

И вот в этой обстановке всеобщей нервозности и подозрительности начальник Главного интендантского управления РККА генерал-лейтенант Андрей Хрулев предлагает Сталину и Государственному комитету обороны полностью реорганизовать тыловое обеспечение Красной Армии. Назначить 7 начальников тыла семи фронтов, образовывать соответствующие тыловые обеспечивающие структуры, организовать Главное управление Тыла Красной Армии со штабом, управлением военных сообщений, автодорожным управлением, инспекцией. Предложение было принято ГКО. Начальником Тыла приказом народного комиссара обороны СССР назначается генерал-лейтенант интендантской службы Андрей Хрулев. Ему подчиняются главное интендантское управление, управления снабжения горючим, санитарное, ветеринарное.

Таким образом, в августе в Красной Армии впервые, как предложил Хрулев лично Сталину, создается стройная система тылового обеспечения войск. Строевые командиры освободились от хозяйственных тягот и всецело переключились на руководство и управление войсками. Ошибка в этой новации могла стоить Хрулеву жизни. Но он все правильно, на опыте еще обеспечения войск в царской армии, просчитал и выверил. И не ошибся.

Новая тыловая структура весьма эффективно себя проявила уже в период начала сражения под Москвой, а потом в октябре при эвакуации столицы. За деятельностью генерала Хрулева в тот период весьма внимательно наблюдал начальник ГлавПУРа Лев Мехлис. Еще в 1935 г. он обвинял Хрулева в том, что он замешан в заговоре военных и Тухачевского против советской власти. Но тогда за Хрулева заступился маршал Климент Ворошилов, который знал его еще по совместной работе в Петрограде в 1917 г., а потом по службе в Первой конной армии. Ожидания Мехлиса не оправдались. Тыловики Хрулева и он лично обеспечили войска под Москвой всем необходимым. В период октябрьской паники в столице Хрулев непосредственно организует эвакуацию в Куйбышев Генштаба, Академии наук, государственных резервов продуктов и еще много другого.

В обстановке всеобщей нервозности возникали крайне щекотливые ситуации. Так, по распоряжению секретаря Московского комитета партии Щербакова стали раздаваться со складов теплые армейские шапки, рукавицы, телогрейки. Против этого выступил Хрулев. Естественно, Щербаков пожаловался Сталину. Потом на Хрулева опять же Сталину пожаловался член военного совета фронта Булганин, что нет теплой одежды и войска не могут нормально воевать. В ярости Сталин стал угрожать Хрулеву арестом и расстрелом. Угроз на ветер Верховный главнокомандующий не бросал. Однако Хрулев с полным самообладанием доложил, что войска Булганина уже получили 200 тысяч полных комплектов теплого обмундирования и генерал просто не знает, что у него имеется на фронте. После этого Сталин в резкой форме отчитал Булганина. Естественно, такие споры множили число недоброжелателей и завистников самого Хрулева. Их стало еще больше, когда в феврале-марте 1942 г. на железных дорогах страны создалась катастрофическая ситуация.

Все железные дороги оказались забитыми товарными составами, поездами, вагонами. Буквально остановились Ярославская, Северная, Казанская железные дороги. И это происходило в период контрнаступления наших войск. Всемогущий приближенный Сталина нарком путей сообщения Лазарь Каганович не докладывал в Государственный комитет обороны о назревающей железнодорожной катастрофе в масштабе всей страны. Многократно возросшие перевозки по стальным магистралям создали пробки в сотни километров длиной. Казалось, не было никакой возможности уже разрешить эту проблему. А с улучшением погоды немецкая авиация просто бы уничтожила весь наш железнодорожный транспорт, который в тот период был единственным средством перевозки войск, вооружений, обеспечения деятельности промышленности, да и всего народного хозяйства.

В середине марта Сталин срочно с фронта вызвал генерала Хрулева, включил его в специальную комиссию по разбору дел в Народном комиссариате путей сообщения. В нее вошли наиболее видные деятели того времени: сам нарком Каганович, члены Государственного комитета обороны Берия, Маленков. В свою очередь, нарком НКПС Каганович не принимал никаких советов и только яростно ругался, обвиняя остальных членов комиссии в некомпетентности. Видя такое положение, Сталин предложил Политбюро партии назначить Хрулева наркомом НКПС, оставляя за ним еще прежнюю военную должность. Уже через несколько дней был найден выход, как растащить железнодорожные пробки. Из находящихся в резерве эвакуированных с территории, занятой немцами, сотен паровозов, были созданы специальные маневренные паровозные колонны по 30 машин в каждой. Они, нередко под огнем вражеской авиации, предотвратили в стране грандиознейшую железнодорожную катастрофу, которая непосредственно играла на руку немецкому командованию. Это предложение Хрулева оказалось настолько эффективным в работе транспорта, что за всю войну были сформированы 86 специальных колонн особого резерва НКПС, в которые входили 1940 паровозов. Они-то и обеспечили в случае необходимости максимально быстрый подвоз войск и вооружений в ходе всех фронтовых операций. Наверное только за одно это дело Хрулева надо было наградить высшими госнаградами. Но вместо орденов Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин, Политбюро, Государственный комитет обороны поручали начальнику Тыла такие дела, с которыми не справлялись другие. Не представляется возможности перечислись все небоевые, но обеспечившие победы на полях сражений трудовые подвиги Хрулева и его тыловиков. Вот только наиболее грандиозные.

НЕБОЕВЫЕ ПОДВИГИ

Тыловики создали в грандиозных нефтяных ямах на Урале стратегические многомесячные запасы топлива. Если бы немцам удалось захватить Кавказские месторождения или перерезать Каспийскую водную магистраль, то Красная Армия смогла бы на этих запасах контратаковать врага. Во время Сталинградской битвы построили рокадные железные дороги и по ним обеспечили войска всем необходимым. Без миллионов тонн боеприпасов, вооружений, продовольствия, обмундирования, наверное, вряд ли бы устояли наши войска на Волге, а потом разгромили группировку фельдмаршала Паулюса и погнали танки и мотопехоту генерал-полковника Манштейна по заснеженным степям.

Весьма ярко о работе тыла Российской армии в разговоре отметил Герой России, боевой генерал-полковник Геннадий Трошев: "Тыл нужен солдату не только на войне, но и в повседневной жизни. Не накормишь солдата три раза в сутки, не помоешь, не вылечишь - это не солдат. Не смажешь колесо автомобиля - и не поедет машина. Мы вспоминаем о тыле, когда хотим кушать, когда донельзя истрепана полевая форма. А мы о тыле должны помнить всегда". Замечу, что это отметил генерал, прослуживший в армии 38 лет, воевавший в Чечне. Так же отозвался в разговоре о Тыле и тыловиках полковник в отставке, Герой Советского Союза писатель Владимир Карпов. Кстати, он, будучи заключенным, копал в 1942 г. те самые нефтяные ямы для стратегических запасов горючего, которые предложил создать генерал-лейтенант Хрулев. С этих ям он попал по собственному желанию в штрафную роту и стал легендарным разведчиком в пешей разведке. Лично участвовал в захвате 79 "языков". "Я имею право сказать об этой службе, потому, что она меня обеспечивала всем необходимым во время войны. Тогда я был еще ниже рядового, я был из осужденных заключенных, переведенных в штрафники. А служба тыла, - сказал "НВО" известный всему миру писатель, - не делала различий между штрафниками и бойцами Красной Армии. Нас снабжали всем необходимым, что и кадровые части. В этом гуманность службы Тыла и лично генерала Хрулева. Поэтому я и написал книгу о генерале Хрулеве и тыловиках, о великом значении тыла в деле победы".

НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛИ

Но, очевидно, были в стране деятели, которые придерживались иного мнения о деятельности тыловиков и Хрулева. С ростом популярности и авторитета генерала росло их число. Явно не сложились у Хрулева дела и с всемогущим наркомом НКВД Лаврентием Берией. Как рассказывает писатель Владимир Карпов, в феврале 1943 г. Сталин вызвал к себе начальника Тыла Красной Армии и наркома путей сообщения Андрея Хрулева и спросил, сколько времени потребуется для переброски войск Донского фронта и нескольких армий Сталинградского фронта под Курск и Осташков. Тогда уже шла подготовка к знаменитому сражению на Курской дуге. Предварительно Хрулев уже подсчитал, что для переброски войск потребуются 75 тыс. вагонов. Кроме того, войска находились вдали от железных дорог, которые были до основания разрушены в ходе недавних боев. Предстояла гигантская работа, которую Хрулев намеревался завершить за 2-3 месяца. Сталина такие сроки явно не устроили. И он назначил уполномоченным Государственного комитета обороны по перевозке войск под Курск Берию, а под Осташков Маленкова. На эту операцию Сталин отвел всего две недели. Берия не принял все точно просчитанные возражения Хрулева. Стал кричать и угрожать, что НКВД все сделает и без НКПС. В результате авантюра Берии завершилась полным провалом. В марте началась на дорогах распутица, а основная масса войск все еще находилась под Сталинградом.

В тот период Хрулев, видя недоверие к себе и явную авантюру Берии, отказался от поста наркома НКПС и остался начальником Тыла Красной Армии. Но, несмотря на это, в марте он получил приказ вывезти войска Рокоссовского из-под Сталинграда в район Курска. Он же разгреб все заторы на железных дорогах. Огромную роль в этом сыграли ранее придуманные и созданные паровозные колонны. Вовремя 75 тыс. вагонов доставили на позиции войска легендарного Рокоссовского. Они своевременно создали глубокоэшелонированную оборону. Не случайно писатель Владимир Карпов в своей книге задает вопрос, что если бы тыловики Хрулева не успели обеспечить это сосредоточение? Ответ нетрудно найти. По малочисленным советским войскам ударили бы изготовившиеся, полностью отмобилизованные немецкие дивизии, оснащенные новейшими танками. В этом случае наша страна вполне могла оказаться в положении 1941 г., а немцы бы вновь устремились к Москве или на Волгу к Сталинграду. Так что генерал Хрулев принял самое непосредственное участие в создании эффективной обороны на Курской дуге, где наши войска выиграли одну из величайших и решающих битв Второй мировой войны.

БЕЗ НАГРАД

А потом были другие бои и сражения, в которых тыловики всесторонне обеспечивали войска - поставляли миллионы тонн боеприпасов, возвращали в строй миллионы раненных, наводили переправы на большие и малые реки и при этом сами гибли от фашистских пуль и снарядов. Ну, а их начальник генерал армии Хрулев, это звание ему было присвоено в 1943 г., наверное, только после генштабистов маршалов Василевского, Антонова, да еще представителя ставки Верховного главнокомандующего Жукова больше всех остальных военачальников бывал на ковре у Сталина. Для сравнения: Жуков там за всю войну побывал 127 раз, а Хрулев - 113 раз. И это не считая многочисленных телефонных разговоров и указаний с разносами. Однако у наших прославленных полководцев нет счета самых высших орденов, а у Хрулева лишь несколько. Два ордена Ленина и два ордена Суворова 1-й степени. Остальные за выслугу лет, или еще с Гражданской войны. Вполне справедливо восклицает писатель Владимир Карпов, что "жаден оказался Верховный по отношению к своему интенданту". А ведь наверняка без этого военачальника и мудрого государственного деятеля совсем бы другим оказался путь к победе над фашисткой Германией. Во время войны Сталин опирался на Хрулева, доверял ему, жаль, что не награждал по заслугам.

Но отгремели сражения и мирной жизнью стали править совершенно другие законы. В 1947 г. министром обороны стал давний недоброжелатель Хрулева маршал Булганин, который поддерживал тесные отношения с другими "друзьями" главного интенданта Берией и Мехлисом. Разве могли эти деятели забыть разносы, которые учинял им сам Сталин, после справедливых докладов Хрулева.

Первый удар был нанесен Хрулеву в 1948 г. Среди бела дня в центральном здании военторга возле Кремля исчезла супруга генерала армии Эсфирь. Начальнику Тыла Вооруженных сил даже не сообщили за какие грехи ее осудили на 10 лет лагерей. А потом Булганин уже в должности председателя Совета Министров СССР после смерти Сталина уволил Хрулева из Вооруженных сил. Только в 1957 г. новый министр обороны маршал Родион Малиновский, который хорошо знал и высоко ценил Хрулева, восстановил его в армии. Однако Хрулев на этот раз стал уже не начальником Тыла, а военным инспектором группы генеральных инспекторов Минобороны СССР. Только после кончины Хрулева ему действительно были в нашей стране возданы самые высшие почести. Как указывает писатель Владимир Карпов, по требования Анастаса Микояна генерал был захоронен не как ранее предполагалось - на Новодевичьем кладбище столицы, а на Красной площади у Кремлевской стены.

На плечи генерала Хрулева легли во время Великой Отечественной войны величайшие трудности. И он их с честью решил. Наверное, не случайно генерал армии Исаков на вопрос "НВО" ответил, что считает Хрулева основателем Тыла наших Вооруженных сил, в том числе и современного. "Принципы, которые он заложил в 1941 году, - заявил интендант Владимир Исаков, который обеспечивал войска в войнах в Афганистане, Чечне, - живы и сегодня". Правда, был период, когда в 1951-1956 гг. изменялась структура Тыла. Но в 1956 г. опять вернулись к разработанной Хрулевым тыловой системе.

Сегодня совершенствуется тыловая организация. До 2005 г. в России будет полностью сформирована межведомственная система тылового обеспечения. Для всех силовых ведомств будет один Тыл. Это даст существенную экономию государственных средств. В рыночных условиях уже сейчас устанавливаются единые закупочные цены на военную продукцию, вооружения. Прозрачность цен, контроль, конкурсные торги ликвидируют мздоимство, перерасходы денег. И все это в лучшую сторону отразится на обеспечении и вооружении армии.

8-й Нарком путей сообщения СССР
25 марта - 26 февраля
Предшественник Лазарь Моисеевич Каганович
Преемник Лазарь Моисеевич Каганович
Рождение 18 (30) сентября (1892-09-30 )
дер. Большая Александровка, Ямбургский уезд , Петербургская губерния , Российская империя
Смерть 9 июня (1962-06-09 ) (69 лет)
Москва , СССР
Место погребения
  • Некрополь у Кремлёвской стены
Партия
  • КПСС
Награды
Военная служба
Годы службы 1918-1951
Принадлежность СССР СССР
Род войск
Звание
Сражения
  • Великая Отечественная война
Андрей Васильевич Хрулёв на Викискладе

Образование

Биография

Служба в Красной Армии. Гражданская война

Межвоенный период

В годы Великой Отечественной войны

Награды

Воспоминания современников

Андрей Васильевич отличался высокой трудоспособностью, неистощимой энергией, всегда оперативно решал все возникавшие вопросы.
А их оказалось немало. …. шел колоссальный поток грузов, в частности вооружения и боеприпасов. И все эти перевозки надо было спланировать, согласовать.
Андрей Васильевич так сумел нацелить работу ВОСО, что его начальник И. В. Ковалев совместно со своим аппаратом ….. всю войну безотказно обеспечивал ГАУ транспортом.

Во время Отечественной войны начальником тыла Красной армии был генерал Хрулев. Талантливейший организатор, которого ценили Сталин и весь генералитет.

Так вот, ему как-то позвонил помощник Сталина Поскребышев. «Тут,- говорит,- пришла шифровка от Хрущева. Он докладывает, что войска Сталинградского фронта восстановили мост через Волгу. А вроде бы этим занимались твои части?» Хрулев попросил Поскребышева придержать хрущевскую телеграмму и написал доклад о том, как все было на самом деле. И обе бумаги Поскребышев доложил Сталину вместе. И тот за вранье сделал Хрущеву по телефону хорошее вливание.

Так Хрущев за этот случай мстил Хрулеву много лет. Долго держал его в тени, не давал расти. Назначили Хрулева заместителем министра шоссейных и автомобильных дорог. Хрущев долго думал, какую бы свинью ему ещё подложить. Решил он Астраханскую пойму поднять. И послал туда Хрулева уполномоченным.

Вскоре он умер. Где хоронить? Военные за то, чтобы в Кремлевской стене, Хрущев категорически против. Затянул до последнего. Покойный лежит в Доме Советской армии. Уже надо выносить его, а вопрос не решен. Если в могиле, то надо везти на Новодевичье кладбище, если в стене, то надо кремировать. И буквально за несколько часов до похорон Хрущев сдался, передумал, разрешил хоронить на Красной площади.

Имеют давние традиции воспитания кадров. Одно из старейших учреждений - академия МТО имени Хрулева, где готовят офицеров и специалистов среднего звена в области управления и обеспечения материально-техническими средствами армии и тыла.

История

Военная академия материально-технического обеспечения имени А. В. Хрулева была основана в 1900 году. В задачу образовательного учреждения входило обучение и воспитание офицеров интендантской службы. До этого момента подобных учреждений еще не было нигде в мире. В 1906 году срок обучения был продлен до 3 лет, а заведение приравняли к школе высшего военного образования.

Статус академии был присвоен вузу в 1911 году, а после революции, как и многие военные вузы Санкт-Петербурга, учреждение перешло в подчинение РККА. В период 1924-1925 годов была предпринята попытка масштабной реорганизации - все факультеты были распределены между военными вузами, что сказалось на качестве образования выпускников.

Новый виток истории развития начался в 1932 году, когда в Москве была учреждена Военно-транспортная академия, а в 1935 году в городе Харькове основана Военно-хозяйственная академия. Слияние двух учреждений произошло в послевоенное время, в 1956 году. С 1999 года академия готовит специалистов с полным высшим военным образованием, а с 2010 года из стен учреждения начали выпускать и курсантов со среднеспециальной подготовкой.

Генерал Хрулев

Хрулев Андрей Васильевич - генерал армии, кадровый военный и заслуженный государственный деятель. Родился в крестьянской семье в 1892 году, на момент революции 1917 года был рабочим Охтинского завода по производству пороха и принимал активное участие в штурме Зимнего дворца. С 1918 года служил в регулярных войсках Красной Армии. В годы Гражданской войны служил начальником политотдела одной из дивизий

В 1925 году Хрулев Андрей Васильевич получил образование на высших курсах РККА, после чего был назначен на работу в центральный аппарат Наркомата обороны Советского Союза. С 1939 года возглавил управление снабжения армии, а с 1940 года занял пост главного армейского интенданта.

С началом военных действий генерал-лейтенант Хрулев А. В. стал заместителем наркома обороны страны и принял руководство Главным управлением тыла действующей армии. В Великую Отечественную войну около года параллельно с прочими обязанностями занимал пост наркома путей сообщения. В 1943 году Андрей Васильевич был назначен начальником Главного управления тыла, а позднее - начальником тыла всей Красной Армии.

В послевоенное время Хрулев А. В. занимал ответственные посты в управлении тыла ВС СССР. С 1951 года был назначен заместителем министра в народном хозяйстве и занимался развитием промышленности строительных материалов. В 1958 году вернулся в Министерство обороны Советского Союза в должности советника-инспектора. Скончался в 1962 году и похоронен на Красной площади. Военная академия Хрулева носит имя выдающегося военного, сумевшего в период войны организовать и отладить одну из важнейших частей регулярной армии - материально-техническое обеспечение.

Описание

На современном этапе академия имени Хрулева - ведущий учебно-методический центр материального и технического обеспечения армии РФ. Вуз выпускает офицеров и специалистов в области организации материально-технического обеспечения любого рода войск МО России и других органов власти, где предполагается военная служба.

С августа 2016 года начальником академии назначен имеющий опыт военных операций в Сирии генерал-лейтенант Топоров А. В. Предыдущий руководитель вуза, генерал-лейтенант Владимир Сергеевич Ивановский, возглавлял учреждение с сентября 2012 года, в настоящее время занял пост начальника Главка военной полиции МО РФ.

Система образования ориентирована на воспитание и подготовку кадров для следующих структур:

  • Министерства обороны.
  • Пограничной службы.
  • МВД РФ.
  • Для армий других стран (обучение военнослужащих из зарубежных стран проводится на специальном факультете).

Кроме подготовки новых кадров академия имени Хрулева обеспечивает переподготовку действующих и увольняемых в запас офицеров, преподавателей. Научно-исследовательское направление деятельности вуза занимается проблемами организации обеспечения армии в боевых и мирных условиях, публикует статьи, монографии, военно-теоретические издания и многое другое.

Филиалы и основные подразделения

Военная академия материально-технического обеспечения имени А. В. Хрулева является головным учебным учреждением, в состав которого входят филиалы:

  • Инженерно-технический военный институт.
  • и военных сообщений.
  • Филиал академии в городе Вольске (материального и технического обеспечения).
  • Филиал академии в городе Омске.
  • Филиал академии в городе Пензе.

Основные факультеты подготовки кадров:

  • Командный или материального и техобеспечения.
  • Командно-инженерный или автомобильно-дорожный.
  • Переподготовки кадров и повышения квалификации.
  • Специальной подготовки.
  • Подразделение среднего профобразования.
  • Батальон обучения специалистов младшего состава.
  • Шестнадцать кафедр, отдельная дисциплина.
  • Научно-исследовательские подразделения и институты.
  • Факультет заочного обучения.

Академия Хрулева реализует учебный процесс на базах, расположенных в Ленинградской области, в городе Луга, поселке Приветнинское. Студенты имеют доступ к мастерским, материалам отделов связи и информационных технологий, библиотеке, клубу, музею, редакционному и издательскому отделам.

Автомобильно-дорожный факультет

Крупнейшим факультетом академии является командно-инженерный, который реализует подготовку специалистов по трем направлениям:

  • Строительство, использование, восстановление автомобильных дорог, а также их техническое прикрытие.
  • Строительство, использование, восстановление мостов и переправ, а также их техническое прикрытие.
  • Тыловое обеспечение (организация логистики, управление).

Курсанты овладевают науками в течение 5 лет. Занятия проводят опытные преподаватели и кадровые военные, многие из которых имеют научные степени. Обучение содержит теоретическую часть и большой объем практической работы. Учебные аудитории оборудованы современными интерактивными стендами с действующими моделями. Часть практических занятий проводится на двух учебных полях (дорожно-комендантской подготовки и мостовой подготовки), где оборудованы семнадцать учебно-тренировочных площадок.

Факультет тыла и железнодорожных войск

В структуру факультета входят кафедры:

  • Организации материального и техобеспечения.
  • Кафедра железнодорожных войск.
  • Материального обеспечения.
  • Организации материального и технического обеспечения ВМС.

Академия Хрулева по данному направлению обучения реализует магистерскую подготовку курсантов по специальностям:

  • Управление обеспечением войск (специализация - управление тыловым обеспечением, управление обеспечением ракетным топливом и горючим, продовольственное обеспечение, вещевое обеспечение).
  • Управление, командование частями железнодорожных войск.

Обучение рассчитано на подготовку командного состава армии в подразделениях, занятых материально-техническим обеспечением.

Кафедры

В академии им. Хрулева насчитывается 17 кафедр, основой их деятельности является подготовка кадрового состава военных и научная работа. В структуру факультетов входят следующие кафедры:

  • Организации материально-технического обеспечения войск и тыла.
  • Организации военно-технического обеспечения ВМФ.
  • Обеспечения тыла войск нацгвардии.
  • Управления МТО армии.
  • Военных сообщений.
  • Автодорожной службы.
  • Технического обеспечения.
  • Иностранных языков.
  • Физической подготовки.
  • Тактики и оперативного искусства.
  • Русского языка.
  • Гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.
  • Железнодорожных войск.
  • Восстановления и эксплуатации мостов и переправ.
  • Общетехнических и общенаучных дисциплин.
  • Применение подразделений (частей) МТО.

На всех кафедрах работают кадровые военные с обширными теоретическими знаниями и богатой практикой. Сотрудниками ведется научная, исследовательская работа, генерируются новые методы обеспечения войск для бесперебойного функционирования структур вооруженных сил в мирное и военное время. Многими кафедрами выпущены учебные и методические пособия, ведется аналитическая деятельность, способствующая улучшению качества образования курсантов, и прививаются навыки практического применения полученных знаний.

Уровни образования

Академия Хрулева проводит подготовку специалистов по следующим уровням профессионального образования:

  • Среднее специальное.
  • Высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура, высшая квалификация).
  • Дополнительное образование.

Направления среднего профобразования:

  • Техника и технологии наземного транспорта (авто, ж/д).
  • Управление в технических системах.
  • и природообустройство.
  • Машиностроение
  • Экономика и управление.
  • Системы связи
  • Электроника и радиотехника.

Высшее образование ведется по направлениям:

  • Техника и технологии строительства.
  • Военное управление.
  • Техника и технологии наземного транспорта.
  • и электротехника.
  • Оружие и системы вооружения.

Требования к кандидатам

Кандидатами на поступление в вуз для прохождения полной военно-специальной подготовки рассматриваются граждане, отвечающие следующим требованиям:

  • Граждане Российской Федерации.
  • Окончившие полный курс образования средней школы.
  • Возраст абитуриентов - от 16 лет и не больше 22 лет (не проходивших срочную военную службу).
  • Граждане, прошедшие службу в ВС РФ (ограничения по возрасту - до 24 лет).
  • Военнослужащие (по призыву в ВС РФ, до 24 лет).
  • Поступать на отделения для получения полной военно-специальной подготовки допускается для абитуриентов до 27 лет.
  • Поступать на отделения средней военно-специальной подготовки допускаются граждане в возрасте до 30 лет.
  • Женщины набираются только в один филиал, расположенный в городе Вольске, на специальность «Тыловое обеспечение».

Правила отбора

Для участия в конкурсном отборе в приемную комиссию ВА МТО кандидатами подаются следующие сведения:

  • Документы (паспорт или военный билет для удостоверения гражданства и подлежания военному призыву), аттестат об окончании средней школы или диплом о получении среднего профобразования.
  • Сведения о преимуществах при поступлении, достижениях, сведения о результатах ЕГЭ.

При отборе кандидатов приемная комиссия учитывает:

  • Состояние здоровья и годность к военной и строевой службе.
  • Профпригодность кандидатов согласно данным психологических исследований (психоэмоционального, психофизиологического, психологического).
  • Результаты вступительных экзаменов и испытаний (ЕГЭ).
  • Физическая подготовка кандидатов.

Отбор проводится в период с 1 по 30 июля. Согласно данным прошедших приемов, средний конкурс на открытые специальности составляет три человека на одно место. Все кандидаты проходят предварительный и окончательный медицинский отбор. Длительность обучения по полной военно-специальной подготовке (специалитет) составляет 5 лет, среднее военно-специальное образование (уровень квалификации - техник) длится в течение 2 лет 10 месяцев. В течение всего курса обучения курсанты проживают в казармах с полным имущественным и пищевым довольствием за счет государства.

Адреса

Военная академия им. А. В. Хрулева (главное отделение) расположена в Санкт-Петербурге, по адресу: Набережная адмирала Макарова, строение 8.

Филиалы в Санкт-Петербурге:

  • Институт железнодорожный войск и военных сообщений - ул. Суворовская (г. Петродворец), строение 1.
  • Инженерно-технический военный институт - ул. Захарьевская, строение 22.

Иногородние институты (филиалы):

  • Город Омск (бронетанковый инженерный) - поселок Черемушки, 14-й военный городок.
  • Город Вольск (институт матобеспечения), Саратовская область - ул. имени Максима Горького, строение 3.
  • Город Пенза - 5-й (артиллерийско-инженерный) военный городок.

    Военная академия материально технического обеспечения А. В. Хрулёва (ВАМТО) … Википедия

    Андрей Васильевич Хрулёв … Википедия

    Военный финансово экономический институт Военного университета Министерства обороны Российской Федерации (ВФЭИ ВУМО РФ) Прежнее название до 1974 Ярославское военное училище им. генерала армии А. В. Хрулёва до 1999 Ярославское высшее военное… … Википедия

    26 июля 1971 года проектируемому проезду в Ждановском (ныне Приморском) районе было присвоено название улица Генерала Хрулёва. Реально улица возникла только к 1980 году. Андрей Викторович Хрулёв (1892–1962) в 1917 м оказался в рядах… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Военная финансово экономическая академия (ВФЭА) Прежнее название до 1974 Ярославское военное училище им. генерала армии А. В. Хрулёва до 1999 Ярославское высшее военное финансовое училище им. ген. арм. А. В. Хрулёва до 2003 филиал Военного… … Википедия

    Михаил Константинович Макарцев … Википедия

    Парад Победы в Санкт Петербурге 9 мая 2008 года парад, посвященный 63 й годовщине Победы в Великой Отечественной войне проходил на Дворцовой площади Санкт Петербурга. Трансляцию парада осуществлял телеканал «100 ТВ» Содержание 1 Ход парада 1.1… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Козлов. Георгий Кириллович Козлов Дата рождения 19 декабря 1902 (1 января 1903)(1903 01 01) Место рождения Селяхи, Гродненская губерния Р … Википедия

    Санкт Петербург Общая информация Район города Василеостровский Исторический район Васильевский остров Полицейская часть Васильевская часть Протяжённость 260 м Ближайшие станции метро … Википедия

Свою историю Военная академия тыла и транспорта ведет от Интендантского курса, датой образования которого считается 31 марта 1900 года, когда Николаем II было утверждено «Положение об Интендантском курсе» с местом дислокации в Петербурге. В 1906 году Интендантский курс становится высшим военно-учебным заведением. В 1911 году Интендантский курс преобразован в Интендантскую академию с задачей подготовки специалистов для замещения должностей высших чинов интендантского ведомства. В 1918 году академия была реорганизована в Военно-хозяйственную академию Рабоче-крестьянской Красной Армии.

Около 1000 воспитанников академии приняли участие в гражданской войне, на должностях в различных звеньях тыла Красной Армии – на Восточном, Туркестанском и других фронтах.

За предвоенный период академия подготовила более 3000 квалифицированных организаторов тыла и военных инженеров транспорта.

За годы Великой Отечественной войны было подготовлено более 13 тысяч квалифицированных специалистов тыла и транспорта. За героизм, отвагу и самоотверженный ратный труд во время войны многие выпускники академии награждены орденами и медалями. В числе выпускников академии 15 человек удостоены звания Героя Советского Союза, 15 выпускников удостоены звания Героя Социалистического Труда.

В 1998 году в состав академии на правах ее филиалов входят Вольское высшее училище тыла и Ульяновское высшее военное техническое училище.

В 2008 году в состав академии на правах ее филиалов присоединены Вольское высшее военное училище тыла (военный институт), Ульяновское высшее военное техническое училище тыла (военный институт), Военно-транспортный университет Железнодорожных войск и военных сообщений (г. Санкт-Петербург), Военный инженерно-технический университет (г. Санкт-Петербург), Военно-ветеринарный институт (г. Москва), Тольяттинский военный технический институт.

Сегодня Военная академия тыла и транспорта является ведущим учебным, научным и методическим центром Тыла ВС РФ и тыла воинских формирований федеральных министерств, управлений и служб.
Академия ежегодно проводит исследования по 30-40 научно-исследовательским работам, заданным Министерством обороны, Генеральным штабом, штабом Тыла ВС РФ. Ученые академии вносят значительный вклад в развитие отечественной военной науки.

Изобретения ученых ВАТТ широко используются в газовой, нефтехимической, автомобильной, пищевой и легкой промышленности, атомной энергетике, при строительстве железных и автомобильных дорог, мостов и тоннелей. Офицеры академии принимали активное участие в строительстве БАМа и дорог Нечерноземья, в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в обеспечении боевых действий в Афганистане и Чечне.

В настоящее время на двух факультетах: командно-инженерном (автомобильно-дорожном), заочного обучения, а также на специальном отделении (подготовки иностранных специалистов), и на академических курсах переподготовки и повышения квалификации осуществляется комплексная подготовка офицерских кадров по 15 специальностям и специализациям тылового и транспортного обеспечения. Среди них Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, Строительство мостов, Управление тыловым обеспечением войск (сил), Управление воинскими частями и соединениями, Мосты и транспортные тоннели, Автомобильные дороги и аэродромы, Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование, Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), Тыл Вооруженных Сил.

Отделение по подготовке специалистов со средним профессиональным образованием академии тыла и транспорта осуществляет набор курсантов для обучения по специальностям:

Организация перевозок и управление на транспорте (по видам);
строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов;
строительство мостов.

Форма обучения – очная, на бюджетной основе. Выпускники получают диплом государственного образца и квалификацию «техник». Продолжительность обучения – 2 года 10 месяцев.