Наркоматы. Солдаты сталина. полководец танковой промышленности ссср Народный комиссариат тяжелой промышленности ссср

Народный Комиссариат Тяжелой Промышленности. Наркомтяжпром. 1934-1936. Часть 2

Конкурсный проект Ивана Леонидова

_______________________

Я считаю, что этот проект самый удачный из всех представленных на протяжении 2-х конкурсов. Почему? По нескольким причинам:


  • Это самый выразительный проект по моему мнению. Композиция составлена из большой платформы-подиума, который можно использовать как трибуны при демострациях, и высотной доминантой из трёх башен. С разных ракурсов башни всегда образуют хорошее композиционное подчинение к общей идее.
  • Это единственный из проектов, который рассматривает связь нового здания с исторической застройкой Москвы. По этому поводу И.Г. Лежава называет Ивана Леонидова архитектором, включившим себя две эпохи: модернизм и постмодернизм. По сути Леонидов становится первым представителем постмодернизма, заметно опережая исторический ход событий и взглядов. Эль Лисицкий , анализируя результаты конкурса, назвал Леонидова "единственным, кто стремится найти единство "Кремль – собор Василия Блаженного – новое здание ".
  • Проект отличает невероятная ценность с точки зрения пропорций. При этом Леонидов не пользовался никакими построениями пропорций, он, видно, их чувствовал.
  • Проект чист и с стилистической точки зрения. Это единственный проект в конкурсах, где были соблюдены ВСЕ правила конструктивизма, что положительно выделяет проект на фоне других.
Поэтому я и посветил всю статью только одному проекту.

Вот как сам Леонидов охарактеризовал свой проект: (из пояснительной записки)

"Я считаю, что архитектура Кремля и Василия Блаженного должна быть подчинена архитектуре Дома Наркомтяжпрома, а само здание НКТП должно занять центральное место в городе.
Исторические мотивы должны быть композиционно подчинены принципу художественного контраста этому ведущему объекту…

В проекте центром композиции являются высотные башни, выбор которых обусловлен соображениями функциональными и архитектурными (требование стройности, композиции, движения, пространственности, величины). Низкие части здания (зал, трибуны, выставки, задний корпус) по своей высоте отвечают окружающей архитектуре и композиционно строятся в ограниченном контрасте нижнего плана.
Башен три. Первая – прямоугольная в плане, с легким пространственным верхом, обращена фасадом на Красную площадь. Верх башни стеклянный, с подвесными террасами металлической конструкции (нержавеющая сталь).

Круглая башня задумана, как контрастирующая первой, живописная по форме и обработке. Башня обработана террасами-трибунами. Материал – стеклянный кирпич, что дает возможность сохранить цельность формы используя фактурные эффекты необычайного материала… Ночью башня будет выделяться своим светлым силуэтом с едва заметной сеткой конструкции и темными пятнами террас-трибун.
Третья башня задумана пространственной в плане, простой и строгой в фасадах.
Красная площадь делится на две террасы, находящиеся в разных уровнях, что дает возможность при военных парадов добиться новых эффектов (например, пустить в одной плоскости танки, в другой кавалерию…)
Террасообразный принцип решения площади обеспечит и хорошую видимость Мавзолея."

Три разные по высоте и силуэту башни, соединенные между собой на разных высотах переходами должны были быть видны со всей Москвы и её окраин. По вечерам одна из башен, с полностью стеклянным фасадом, создавала бы космическое зрелище.

Дом Наркомтяжпрома Леонидов создал в период, когда с ним уже боролись. Боролись не просто с Леонидовым, а с "леонидовщиной", ставшей в 30-е страшным ругательством. Означало оно, как писал журнал "Искусство в массы", "слепое подражание западным образцам, фетишизм архитектурных форм, развивающихся независимо от классовой борьбы, и игнорирование вопросов экономичности сооружений".

Я думаю, никакие слова не смогут сравниться с выразительностью самого проекта.

Председатель ВСНХ СССР (1930 - 1932)
Народный комиссар тяжелой промышленности СССР (1932-1937)

Родился в западной Грузии, в обедневшей дворянской семье. В 1898 г. окончил двухклассное училище в селе Харагаули, в 1905 г. - фельдшерскую школу при городской Михайловской больнице.

Работал фельдшером на нефтяных промыслах. Принимал участие в Октябрьской революции 1917 г. В годы Гражданской войны находился на руководящей работе в армии, один из организаторов разгрома Деникина.

С 1922 г. 1-й секретарь Закавказского, с 1926 г. Северокавказского крайкомов РКП (б).

В 1926-1930 гг. председатель ЦКК ВКП (б), нарком РКИ и заместитель председателя СНК СССР.

Г.К. Орджоникидзе принадлежит ключевая роль в осуществлении индустриализации СССР. Создание первых гигантов индустрии - Магнитки и Кузнецка, Балхаша и Уралмаша, Горьковского автозавода и Волгоградского тракторного - связано с его именем.

Нарком курировал строительство крупнейших в стране машиностроительного завода «Сибкомбайн» (позже «Сибсельмаш»), завода горного оборудования (авиационный завод им. Чкалова), горно-химического комбината «Апатит», Воскресенского химического комбината, завода «Ростсельмаш», Московского станкостроительного завода, получившего позже имя Орджоникидзе и многих других предприятий.

По итогам 1931 года общий прирост народного хозяйства составил 21 % к уровню 1930 года. Ряд отраслей выполнили задание первого пятилетнего плана, ряд - перевыполнили. Против плановых показателей было удвоено производство вагонов, увеличено в 1,3 раза производство тракторов, имелся рост в электротехнической промышленности, превышено плановое задание по добыче нефти.

Однако во втором пятилетнем плане среднегодовые темпы прироста промышленной продукции снизились. Орджоникидзе стремился учесть просчеты, предполагал расширить выпуск продукции народного потребления. Но на Наркомате тяжелого машиностроения, который он возглавлял, лежали оборонные заказы, приходилось загружать заводы «гражданского» машиностроения заказами военного ведомства.

Часто чисто производственные проблемы нарком вынужден был решать в условиях всеобщей подозрительности, нарастания политической напряженности, кадровых чисток, которые касались, в первую очередь, экономических наркоматов. Под ударом оказалось большое количество сотрудников его ведомства.

В 1936 г. был арестован старший брат Орджоникидзе. На февральско-мартовском (1937 год) пленуме ЦК ВКП (б) планировался доклад Г.К. Орджоникижзе. За пять дней до пленума 18 февраля 1937 г. он умер от инфаркта (по официальной версии).

Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красного Знамени, Красного Знамени Грузинской ССР.

Александр Уралов.

Малышев Вячеслав Александрович. Нарком тяжелого машиностроения (1939-1940), нарком среднего машиностроения (1940-1941), заместитель председателя СНК СССР (1940-1944), нарком танковой промышленности (1941-1942, 1943-1945), Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-танковой службы.

«Это был очень организованный, дисциплинированный человек, немного жесткий, скорее - требовательный. Умел работать, когда надо было успеть сделать невероятно много. Имел колоссальный организаторский талант, что помогало ему возглавлять сразу несколько министерств. И плюс ко всему, Богом, что ли, ему дано было, разбирался во всех новшествах науки и техники».

В.С.Сумин. Помощник В.А Малышева, проработавший с ним 17 лет.

Легендарный нарком войны

Вячеслав Александрович Малышев был талантливым инженером-конструктором и крупным руководителем промышленного производства. Свой трудовой путь начинал на железной дороге машинистом. Инженерное образование получил в Московском Высшем техническом училище (МВТУ им. Баумана), которое окончил в 1934 году. Его защита диплома превратилась в творческое собеседование зрелого инженера В.А. Малышева с экзаменаторами. От своего учителя А.Н. Шелеста, члена государственной экзаменационной комиссии, тоже в свое время окончившего Высшее императорское техническое училище (так называлось до революции МВТУ), дипломник услышал лестное: «Да это же прирожденный директор!» И он им стал уже в мае 1938 года, в возрасте тридцати шести лет, когда по просьбе народного комиссара машиностроения А.Д. Брускина его назначили директором завода им. Куйбышева. Вячеслав Александрович вникал в каждую мелочь, он постоянно находился в производственных цехах и, если нужно, строго спрашивал за упущения. Но на Малышева народ не обижался, потому что в первую очередь он не щадил себя.

Будучи наркомом тяжелого машиностроения, Малышев большую часть своей энергии отдавал производству танков. Он сумел эвакуировать на Урал основную производственную базу по производству танков из Ленинграда (Кировский и Северный заводы), а также заводы из Сталинграда, Харькова и Москвы. Благодаря его кипучей энергии и напору часть заводов из других отраслей промышленности также были переключены на выпуск танков, в том числе судостроительный завод «Красное Сормово» в г. Горьком.

В 1943 году В.А. Малышев постановлением Государственного Комитета Обороны назначается наркомом танковой промышленности.

Человек кипучей энергии, он постоянно был на «поле боя» - в цехах, на полигонах, на фронте. И своей энергией он, как факел, зажигал сердца рабочих и инженеров, заставляя - ради фронта, ради Победы - работать на пределе человеческих возможностей. Себя он щадил меньше всего - и танковые заводы выполняли и перевыполняли план. Ведь танки нужны были фронту.

В.А. Малышев часто бывал на фронтах, в войсках, обороняющих Сталинград. На Сталинградском тракторном заводе, выпускающем танки, вместе со своим заместителем Гореглядом они оказались буквально на передовой - на их глазах немецкие танки, атакуя, чуть не прорвали нашу оборону. Ситуация сложилась критическая. Тогда прямо из сборочного цеха, лязгая гусеницами, в бой пошли еще не окрашенные, страшные, заводские танки - все, что могло двигаться и стрелять. Свыше 50 машин под командованием инженера-технолога завода. «Ничего подобного мы не видели, - вспоминал впоследствии адъютант Паулюса, полковник В. Адам. - Генерал Виттерсгейм предложил командующему 6-й армии отойти от Волги. Он не верил, что можно взять этот гигантский город».

Т-34-легенда Второй Мировой.

Так воевал во главе танкостроителей страны полководец танковой промышленности генерал-полковник инженерно-технической службы В.А. Малышев. Это под его руководством шли в стратегическое наступление на фронтах Великой Отечественной танковые армады в составе 86 тысяч танков и 23 тысяч самоходных артиллерийских установок. Стальные воины Т-34, КВ, ИС, а также САУ-76 и 85, СУ-100, САУ-122 мм, САУ-152, называемые зверобоями, стали героями многих решающих сражений. Член Государственного Комитета Обороны А.И. Микоян, так характеризовал сталинского наркома:

«Я с ним познакомился, когда он стал наркомом и зампредом совнаркома. Особенно мне он понравился во время войны. Мне было любо смотреть на него, с каким огоньком он работал, став наркомом танковой промышленности. Он был не только знающим инженером, но и большим организатором, а инженерно-организаторская деятельность очень важная в наших условиях. Хороших инженеров много, а крупных организаторов-инженеров мало, даже очень мало. Это не только из-за опыта его, но и личного дарования.

В конце войны все мы убедились, каким талантливым организатором был Малышев, каким пламенным руководителем, умевшим собрать вокруг себя талантливых людей и выполнить то, что возлагалось на него. И не случайно, когда встал вопрос о создании в СССР атомной промышленности, именно Малышев был направлен в качестве руководителя вновь создаваемой отрасли».

Среди всех наркомов Малышев наиболее часто вызывался в Кремль и на дачу в Кунцево для решения важнейших вопросов оборонной отрасли. С 1939 по 1950 год он разговаривал со Сталиным свыше 100 раз, и большая часть этих встреч происходила в период войны. Верховный Главнокомандующий очень высоко ценил его как выдающегося организатора промышленности.

Блестящий руководитель с глубокими инженерными знаниями, Вячеслав Александрович был одним из выдающихся организаторов развития танковой промышленности в годы войны.


Слева направо: Д.Ф.Устинов, Б.Л.Ванников, А.И.Ефремов, В.А.Малышев, 1943

Промышленность в короткие сроки перестроилась на военный лад, стала давать фронту хорошие боевые машины.

С величайшим уважением относились к Малышеву прославленные полководцы Великой Отечественной войны: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев, А. И. Еременко, маршалы и генералы бронетанковых войск Я. Н. Федоренко, П. А. Ротмистров, П. С. Рыбалко.

Генерал армии дважды Герой Советского Союза, кандидат военных наук Д. Д. Лелюшенко во время Отечественной войны командовал общевойсковыми и танковыми армиями, был заместителем начальника Главного автобронетанкового управления Красной Армии. В своих записках он пишет: "В те дни довелось часто встречаться с Вячеславом Александровичем Малышевым, который руководил танковой промышленностью. Поражала его кипучая энергия. Будучи очень занятым человеком, Малышев не упускал случая встретиться и поговорить с фронтовиками-танкистами, терпеливо выслушивал их претензии и замечания. Он часто бывал на прифронтовых полигонах, где испытывались новые машины. Провожал в действующую армию сформированные танковые соединения. Ему можно было позвонить поздно ночью или рано утром - Вячеслав Александрович всегда был "у себя". Он не имел привычки откладывать решения. Работать с таким человеком было приятно и легко".

Генерал-лейтенант технических войск, Герой Социалистического Труда Ф. Ф. Петров в своих воспоминаниях подчеркивает исключительный организаторский талант Малышева, сплотившего всех - от мастеров брони, творцов моторов до пушечных конструкторов.

Работа в урановом проекте.

Еще в годы Великой Отечественной войны появилась информация о работах с ураном-235. Малышев заинтересовался этой проблемой.

Американцы и не думали, что мы сможем сделать атомную бомбу так быстро. Сразу после войны, 17 июля 1945 г. на Потсдамской конференции держав-победительниц, американский президент Г.Трумэн сообщил И.В.Сталину о наличии у США мощного оружия, тем самым, по наблюдению присутствовавших маршала Г.К.Жукова и У.Черчилля, приведя его в крайнее удивление. Джон Ф.Хогертон и Эллсуорт Рэймонд в книге "Когда Россия будет иметь атомную бомбу?", вышедшей в 1948 г. в Москве, прогнозировали, что создать атомную бомбу СССР сможет только в 1954 г. Как известно, с прогнозом они попали впросак.

Еще в ходе Великой Отечественной войны советские ученые занимались урановой проблемой. В декабре 1946 г. И.В.Курчатов с сотрудниками построили первый в Европе реактор и осуществили цепную реакцию, а в 1948 г. запустили первый промышленный уран-графитовый реактор.

Пуск этих реакторов и получение на первом из них ничтожных микрограммовых количеств плутония, а на втором - промышленных количеств подвели итог огромным усилиям геологов, горняков, металлургов и металловедов, химиков и радиохимиков, графитчиков, конструкторов и физиков-экспериментаторов. Уже в августе 1949 г. Советский Союз провел испытание атомной бомбы. С создания атомного оружия началось и развитие атомной энергетики.


Испытание первой атомной бомбы СССР. 29 августа 1949 г.

Он был руководителем Государственной комиссии по испытанию первой термоядерной бомбы, проведенному на Семипалатинском полигоне 12 августа 1953 г. А.Д. Сахаров вспоминал: "Малышев обнял меня и тут же предложил вместе с другими руководителями испытаний поехать на поле "посмотреть, что получилось". Я, конечно, согласился, и вскоре на нескольких открытых газиках мы подъехали к контрольно-пропускному пункту, где нам выдали пылезащитные комбинезоны с дозиметрами в нагрудных карманах. ...Машины поехали дальше и остановились в нескольких десятках метров от остатков испытательной башни. ...Малышев вышел из машины и пошел к башне. Я сидел рядом с ним и тoжe вышел. Остальные остались в машине. От башни остались только бетонные основания опор... Через полминуты мы вернулись в машины..." Как впоследствии стало известно, все, посетившие тогда эпицентр взрыва, получили очень большие, опасные для жизни дозы облучения.


12 августа 1953 года в CCСР прошли испытания первой в мире водородной бомбы. Испытание состоялось на Семипалатинском полигоне. Взрывная волна уничтожила все в радиусе 4 километров.

Роль Малышева, как крупнейшего машиностроителя, в урановом проекте очевидна. О его заслугах не раз говорил И.В.Курчатов, отмечая, что Малышеву удалось мобилизовать сотни заводов, рудников, конструкторских бюро (в том числе бывших танковых, откуда пришел в атомную отрасль Н.Л.Духов - в Арзамасе-16 возглавил специальный конструкторский сектор, занимавшийся разработкой атомной бомбы) для работы над Атомным проектом. При участии Малышева началось строительство атомной электростанции в Обнинске, пущенной в июне 1954 года, и строительство атомного ледокола "Ленин" (главный конструктор В.И.Неганов, научный руководитель создания атомной силовой установки академик А.П.Александров), в которое было вовлечено до 500 заводов Советского Союза. Его создание превратилось в очередную гигантскую опытную площадку новой технологии, стало экзаменом на зрелость для металлургов, машиностроителей, сборщиков. Возглавляя Министерство судостроения СССР, В.А.Малышев являлся одним из зачинателей и организатором работ по созданию атомного подводного флота СССР.

Однако атомный ледокол "Ленин", начало строительства которого положил Малышев, увидеть на рейде ему не довелось. До того дня он не дожил несколько месяцев. И до запуска первого искусственного спутника Земли он не дожил. Но есть и его доля труда в быстрых темпах развития советской ракетной и космической техники.
И.В.Сталин называл В.А.Малышева главным инженером страны. Малышев был требовательным человеком, любил во всем досконально разобраться, любил все новое. Он присутствовал на всех испытаниях оружия, техники, ему было важно самому во всем разобраться, посмотреть, изучить происходящие процессы. Он был очень дотошным, скрупулезным человеком. Несмотря на запреты сразу после испытания атомной бомбы поехал в эпицентр взрыва. Он хотел во всем убедиться сам, чуть ли не пощупать. Это его бесстрашие, увлеченность делом привели к тому, что он "схватил" дозу радиации и рано ушел из жизни, всего в 54 года…

Создание и организация атомной промышленности - дело, за которое он с энтузиазмом взялся. Когда ученые завершали свои разработки, и их нужно было внедрять в производство, Малышев привлекал своих конструкторов-танкистов, а также машиностроительные, танковые заводы.

Рабочий день Вячеслава Александровича продолжался долго: с раннего утра и нередко - до часа ночи. Практически ежедневно он бывал в правительстве. А потом - аналитическая работа. Мы готовили обзоры иностранной литературы по техническим вопросам для него. Он знакомился с происходящим в мире по обзорам, переводам. Его интересовала вся информация, касавшаяся вопросов оборонного комплекса. Я помню, как он перед поездкой на научный симпозиум, который проходил в Англии, исписал всю записную книжку информацией об этой стране. Выписки были сделаны из самой разной литературы. Получилась своеобразная "энциклопедия" об Англии. Там было все: история, развитие экономики, состояние оборонной промышленности, культура. У меня остался этот блокнот, исписанный его рукой. Теперь храню его как память об этом человеке.

Это был очень динамичный человек. Одна из английских газет после его поездки на конференцию написала, что это "человек-динамо". Находясь в Англии, он ездил по заводам и предприятиям. Все это было близко, знакомо ему, как дом родной. Он любил бывать на предприятиях. Это было для него важнее, чем любой бумажный отчет.

В.А.Малышев побывал на всех объектах, на атомных подводных лодках. Его хвалили в правительстве, что он так быстро создал атомный флот. Вместо заклепок ввел автоматическую сварку. Он учил некоторых специалистов быть смелее, корил, что они боятся нового. Часто общался с академиком Патоном Евгением Оскаровичем.

В 1946 г. Малышев, анализируя итоги войны, сделал вывод, что "наша танковая промышленность за годы войны прошла в области внедрения техники и технологии путь, на который в довоенное время было бы затрачено 10-15 лет". Несмотря на трудности войны, на Восток были переведены сотни и тысячи предприятий. Правительство сумело выделить танковым заводам достаточное количество нового оборудования, что обеспечило создание базы для массового выпуска танков.

Как выдающегося организатора промышленности его очень высоко ценил И.В. Сталин. За время войны Малышев 107 раз вызывался в кабинет Сталина для решения важнейших вопросов оборонной отрасли. Чаше его вызывались только некоторые члены Политбюро ЦК ВКП(б) и никто из наркомов, не бывших членами Политбюро.

Создание транспортной отрасли.

В октябре 1945 года Наркомтанкопром был упразднен и на его базе создан Наркомат транспортного машиностроения во главе с В. А. Малышевым.

Новое дело было неимоверно тяжелым. После четырех лет войны заводы транспортного машиностроения находились в тяжелом положении, многие переключены на выпуск военной техники. А задачи поставлены огромные. За пятилетку (1946-1950 гг.) Наркомат транспортного машиностроения должен выпустить 6165 магистральных паровозов, 865 тепловозов, 435 тыс. вагонов. Кроме того предприятия Министерства должны дать 74,5 тыс. тракторов, 79 тыс. дизелей, возродить производство речных судов на заводе "Красное Сормово".

Как сделать этот рывок? Малышев ищет пути. Опыт подсказывал: только путем новых маневров имеющимися мощностями и прежде всего решительным переключением танковых, бронекорпусных, дизельных заводов на новые виды изделия.

Малышев стремился не просто восстановить производство мирной продукции и организацию производства, ориентируясь на довоенные образцы, а создать новое массовое производство с ориентацией на современные типы машин.

В основу послевоенного транспортного машиностроения Малышев положил принципы поточно-массовой технологии. Строятся новые агрегатные заводы, заводы бывшего танкопрома с их мощной базой становятся смежниками предприятий транспортного машиностроения. Создаются новые конструкции паровозов, тепловозов, дизелей, тракторов.

Создание и применение новой техники.

В декабре 1947 года Госплан СССР был реорганизован и образованы Государственный Комитет снабжения народного хозяйства СССР и Государственный Комитет внедрения новой техники в народное хозяйство (Гостехника СССР). На Гостехнику возлагалась задача форсирования внедрения в народное хозяйство новой техники в целях дальнейшего быстрого технического вооружения и перевооружения народного хозяйства.

Председателем Гостехники назначили В. А. Малышева. В жизни Малышева, которому в эти дни исполнилось сорок лет, начинается совершенно особый период. Произошло превращение его в одного из стратегов народного хозяйства, в подлинного главного инженера страны (так называли Малышева многие работники промышленности). На этой должности его принципиальность, инженерный талант и организаторская мысль получили наиболее полное выражение. Он считал, что главное дело - борьба не за отдельные новинки, не за частные улучшения, делающие временный успех, а борьба за исторически прогрессивные направления в науке и технике.

Малышев сосредотачивается на проблеме скорейшей механизации трудоемких и тяжелых работ в основных отраслях промышленности и строительства. Это обеспечивало создание резерва рабочей силы и выигрыш времени.

Гостехника наиболее полно раскрыла организационную роль на строительстве канала Волга-Дон (1950-1952 гг.).

В отличие от первоначального проекта строительства канала, предусматривавшего привлечение более чем 500 тыс. человек, предложение Малышева и Гостехники предусматривало всего 200 тыс. человек, но с созданием и введением в эксплуатацию мощной землеройной техники. Создаются шагающие экскаваторы, скреперы, мощные самосвалы, тягачи.

Новой стройке - новую технику. Эта был истинно малышевский размах, дело, которое всколыхнуло десятки заводов, министерств. Волго-Дон стал лабораторией новой техники.

За два с половиной года вместо пяти было сделано все. 31 мая 1952 года навеки слились воды двух великих рек.

Министерство судостроительной промышленности.

10 января 1950 года по распоряжению Председателя Совмина СССР Малышев обязуется в семидневный срок принять дела Министерства судостроительной промышленности. Через день появился соответствующий Указ Президиума Верховного Совета СССР. Это третье министерство за пять лет.
Малышев знал, что программа большого флота принята еще до войны, когда были созданы Наркомат ВМФ и Наркомат судостроения. В 1938-1940 годах заложили много крупных военных кораблей. Но они остались на стапелях недостроенными.
Времени для того, чтобы быть большому флоту, крайне мало. Между тем строительство одного корабля растягивалось на три-четыре года, с огромными затратами ручного труда. Малышев ездит по судостроительным заводам. Он понял, что надо ломать устаревшую технологию сборки кораблей. Кое-какие новшества начали вводить до него, но нововведения надо было внедрять смелее. Над этим работает Министерство. Судостроительные заводы в 50-е годы изменили свой традиционный облик. "Стапельное время" было резко сокращено, большинство сборочных работ перенесено в цех. Сдаточная программа 1950 года была успешно завершена. В январе 1951 года И. В. Сталин позвонил Малышеву и поздравил его с успешным выполнением плана сдачи судов.

Первый в мире атомный ледокол «В.И.Ленин».

Старые судостроители, конструкторы отмечали, что работать с Малышевым было не только интересно. Уроки работы с Малышевым - это уроки предельно оперативного, гибкого освоения нового, изживания инертности, постоянного развития чувства нового.

Болезнь - острый лейкоз - подкралась незаметно и прогрессировала бурно. Интенсивное лечение, необыкновенное личное мужество самого Малышева, забота друзей - все оказалось бессильным. 20 февраля 1957 года наступила смерть. 22 февраля состоялось прощание в Колонном зале Дома Советов. Урна с прахом захоронена в Кремлевской стене. Его именем был назван Харьковский машиностроительный завод, улицы в Москве, Коломне и Сыктывкаре (в городе установлен памятник) и в других городах.

Куда же подевались такие люди? На государственных постах их сменили демагоги, построившие свою карьеру участием в разного рода политических разборках, технически безграмотные, но, тем не менее, берущиеся что-то решать в вопросах им совершенно неизвестных и непонятных – результаты их деятельности очевидны уже даже людям, самым далеким от технической тематики.

Так, например, новым руководителем государственного концерна "Укроборонпром", объединяющего более ста предприятий оборонно-промышленного комплекса различных видов научного и производственно-технического направления, назначен учитель физики по образованию, владелец автосалона, руководитель избирательного штаба Петра Порошенко на Херсонщине, депутат областного совета 42-летний Роман Романов.

Этот педагог-физик в 1995 году закончил физмат Херсонского государственного педагогического института им. Н.К.Крупской (очень престижный вуз!) будучи с 1992 года – предпринимателем. Когда же он учился?

«…Имел колоссальный организаторский талант, что помогало ему возглавлять сразу несколько министерств. И плюс ко всему, Богом, что ли, ему дано было, разбирался во всех новшествах науки и техники». Это В.А.Малышев.
Как там у И.Сталина: «Кадры решают все!»

А какой талант имеет депутат областного совета, предприниматель, владелец автосалона в Херсоне, применимый к руководству такой махиной как государственный концерн «Укроборонпром»?

Гуд бай, ГК «Укроборонпром»!

  • Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы отправлять комментарии
  • 2050 просмотров
  • Версия для печати

НАРКОМАТЫ - центральные органы государственного управления в Советской Рос-сии и СССР в 1917-1946 годах.

Пер-вые Наркоматы об-ра-зо-ва-ны главным образом вме-сто бывших ми-ни-стерств Временного пра-ви-тель-ст-ва. На ос-но-ва-нии дек-ре-та 2-го Все-росийского съез-да Со-ве-тов «Об об-ра-зо-ва-нии ра-бо-че-го и кре-сть-ян-ско-го пра-ви-тель-ст-ва» от 26.10(8.11).1917 года уч-ре-ж-де-но 12 ко-мис-сий (на-зы-ва-лись так-же Наркоматами; тер-мин «Наркомат» окон-ча-тель-но за-кре-п-лён в Кон-сти-ту-ции РСФСР 1918 года) во гла-ве с народными ко-мис-са-ра-ми: по внутренним де-лам; зем-ле-де-лия; тру-да; по де-лам тор-гов-ли и промышленности (уп-разд-нён в ию-не 1920 года); народного про-све-ще-ния; фи-нан-сов; по де-лам ино-стран-ным; юс-ти-ции; по де-лам про-до-воль-ст-вия (с ию-ля 1918 года На-род-ный ко-мис-са-ри-ат про-до-воль-ст-вия); почт и те-ле-гра-фов; по де-лам на-цио-наль-но-стей; по де-лам же-лез-но-до-рож-ным (с декабря 1917 года Народный комиссариат пу-тей со-об-ще-ния), а так-же Комитет по во-енным и морским де-лам (в но-ябре 1917 года пре-об-ра-зо-ван в Наркомат по во-енным де-лам, в начале 1918 года раз-де-лён на Наркомат по во-енным де-лам и Наркомат по морским де-лам). Нар-ко-мы на-зна-ча-лись и сме-ща-лись Все-российским съез-дом Со-ве-тов, а в пе-ри-од ме-ж-ду съез-да-ми - ВЦИК. Нар-ком имел пра-во еди-но-лич-но ре-шать лю-бой во-прос, от-но-ся-щий-ся к ве-де-нию воз-глав-ляе-мо-го им Наркомата. Од-на-ко при ка-ж-дом нар-ко-ме (и под его пред-се-да-тель-ст-вом) об-ра-зо-вы-ва-лась кол-ле-гия (в 1934 году уп-разд-не-ны в боль-шин-ст-ве Наркоматов с це-лью уси-ле-ния прин-ци-па еди-но-на-ча-лия, в 1938 году вновь вос-ста-нов-ле-ны), чле-ны ко-то-рой ут-вер-ж-да-лись СНК. В слу-чае не-со-гла-сия с тем или иным ре-ше-ни-ем нар-ко-ма кол-ле-гия, не при-ос-та-нав-ли-вая его ис-пол-не-ния, мог-ла об-жа-ло-вать это ре-ше-ние в СНК или Пре-зи-диу-ме ВЦИК. В хо-де пе-ре-строй-ки сис-те-мы государственного управ-ле-ния в со-от-вет-ствии с про-воз-гла-шён-ным боль-ше-ви-ка-ми прин-ци-пом со-ци-аль-ной на-прав-лен-но-сти их по-ли-ти-ки, про-во-ди-мой на-цио-на-ли-за-ци-ей, а так-же с ре-ше-ни-ем других за-дач об-ра-зо-вы-ва-лись но-вые Наркоматы: государственного при-зре-ния (но-ябрь 1917 года, с апреля 1918 года - со-ци-аль-но-го обес-пе-че-ния, в декабре 1919 - апреле 1920 годов - тру-да и со-ци-аль-но-го обес-пе-че-ния); по ме-ст-но-му са-мо-управ-ле-нию (декабрь 1917 - июнь 1918 годов); государственных иму-ществ (декабрь 1917 - июль 1918 годов); государственного кон-тро-ля (с мая 1918 года, смотри в сатье Го-су-дар-ст-вен-ный кон-троль); здра-во-охра-не-ния (с ию-ля 1918 года). На пра-вах Наркомата об-ра-зо-ван Выс-ший со-вет на-род-но-го хо-зяй-ст-ва РСФСР (ВСНХ, декабрь 1917 года; ве-дал главным образом промышленностью, с ию-ня 1920 года - и внутренней тор-гов-лей). В 1918 году не-ко-то-рым Наркоматам бы-ли пре-дос-тав-ле-ны чрез-вы-чай-ные пол-но-мо-чия (например, Нар-ко-ма-ту про-до-воль-ст-вия для осу-ще-ст-в-ле-ния про-до-вольственной дик-та-ту-ры). В ию-не 1920 года об-ра-зо-ван Наркомат внеш-ней тор-гов-ли. Наркоматы как ор-га-ны центрального государственного управ-ле-ния соз-да-ва-лись так-же в других советских рес-пуб-ли-ках.

С об-ра-зо-ва-ни-ем СССР ре-ше-ни-ем ЦИК СССР от 6.7.1923 года соз-да-ны Наркоматы СССР: об-ще-со-юз-ные (управ-ля-ли от-рас-ля-ми, от-не-сён-ны-ми к ис-клю-чительному ве-де-нию Сою-за ССР) и объ-е-ди-нён-ные (с 1936 года - со-юз-но-рес-пуб-ли-кан-ские; управ-ля-ли от-рас-ля-ми, от-не-сён-ны-ми к со-вме-ст-но-му ве-де-нию Сою-за ССР и со-юз-ных рес-пуб-лик). Ста-тус об-ще-со-юз-ных по-лу-чи-ли Наркоматы: иностранных дел (с 1944 года со-юз-но-рес-пуб-ли-кан-ский Наркомат), На-род-ный ко-мис-са-ри-ат по во-ен-ным и мор-ским де-лам СССР (в 1934 пе-ре-име-но-ван в На-род-ный ко-мис-са-ри-ат обо-ро-ны, в 1937 из не-го вы-де-лен На-род-ный ко-мис-са-ри-ат Во-ен-но-Мор-ско-го Фло-та СССР), внеш-ней тор-гов-ли, пу-тей со-об-ще-ния (в 1931 года из не-го вы-де-лен Наркомат вод-но-го транс-пор-та, ко-то-рый в 1939 году раз-делён на Наркомат морского фло-та и Наркомат реч-но-го фло-та), почт и те-ле-гра-фов (Наркомат свя-зи с 1932 года). Объ-е-ди-нён-ные Наркоматы: фи-нан-сов, тру-да (в 1933 году уп-разд-нён, его функ-ции пе-ре-да-ны в ве-де-ние проф-сою-зов), про-до-воль-ст-вия (в 1924 году пре-об-ра-зо-ван в Наркомат внутренней тор-гов-ли, в 1925 году объ-еди-нён с Наркоматом внеш-ней тор-гов-ли в од-но ве-дом-ст-во, в 1930 году раз-де-лён на Наркомат внеш-ней тор-гов-ли и Наркомат снаб-же-ния, ко-то-рый в 1934 году пре-об-ра-зо-ван в Наркомат внутренней тор-гов-ли, в 1938 году пе-ре-име-но-ван в Наркомат тор-гов-ли), ра-бо-че-кре-сть-ян-ской ин-спек-ции (с 1934 года Ко-мис-сия советского кон-тро-ля), ВСНХ. По Кон-сти-ту-ции СССР 1924 года ос-та-лись рес-пуб-ли-кан-ские Наркоматы: зем-ле-де-лия (в 1929 году пре-об-ра-зо-ван в со-юз-но-рес-пуб-ли-кан-ский, в 1932 году из не-го вы-де-лен Наркомат зер-но-вых и жи-вот-но-вод-че-ских сов-хо-зов); внутренних дел (с 1934 года со-юз-но-рес-пуб-ли-кан-ский На-род-ный ко-мис-са-ри-ат внут-рен-них дел); юс-ти-ции (с 1936 года со-юз-но-рес-пуб-ли-кан-ский); На-род-ный ко-мис-са-ри-ат про-све-ще-ния; здра-во-охра-не-ния (с 1936 года со-юз-но-рес-пуб-ли-кан-ский); со-ци-аль-но-го обес-пе-че-ния. Од-но-имён-ные Наркоматы СССР в та-ком слу-чае не обра-зо-вы-ва-лись. Со 2-й половины 1930-х годов Наркоматы име-ли пра-во на-граж-дать ра-бот-ни-ков сво-их пред-прия-тий ве-дом-ст-вен-ны-ми знач-ка-ми «От-лич-ник со-циа-ли-сти-че-ско-го со-рев-но-ва-ния» (из-го-тав-ли-ва-лись из се-реб-ра с зо-ло-че-ни-ем и эма-ли-ров-кой), за-ка-зы-ва-ли их на Ле-нинградском мо-нет-ном дво-ре.

Струк-тур-ная пе-ре-строй-ка народного хо-зяй-ства в свя-зи с со-циа-ли-стической ин-ду-ст-риа-ли-за-ци-ей (конец 1920-х - начало 1940-х годов) при-ве-ла к ли-к-ви-да-ции в 1932 году ВСНХ и об-ра-зо-ва-нию на его ос-но-ве сис-те-мы от-рас-ле-вых промышленных Наркоматов: тя-жё-лой промышленности, лёг-кой промышленности, лес-ной промышленности (все в 1932), пи-ще-вой промышленности (1934).

В 1939 году про-изош-ло раз-ук-руп-не-ние промышленных Наркоматов На ба-зе уп-разд-нён-но-го Наркомата тя-жё-лой промышленноти об-ра-зо-ва-ны Наркоматы: чёр-ной ме-тал-лур-гии; цвет-ной ме-тал-лур-гии; элек-тро-стан-ций и элек-тро-про-мыш-лен-но-сти (в 1940 году раз-де-лён на Наркомат элек-тро-стан-ций и Наркомат элек-тро-про-мыш-лен-но-сти); хи-мической промышленности (в мар-те 1941 года из не-го вы-де-лен Наркомат ре-зи-но-вой промышленности); промышленности стро-ительных ма-те-риа-лов; то-п-лив-ной промышленности (в том же го-ду раз-де-лён на Наркомат уголь-ной промышленности и Наркомат неф-тя-ной промышленности). На ба-зе Наркомата обо-рон-ной промышленности об-ра-зо-ва-ны Наркоматы: авиационной промышленности; су-до-строительной промышленности; воо-ру-же-ния; бо-е-при-па-сов (уп-разд-нён в 1946 году). Из Наркомата пи-ще-вой промышленности вы-де-ле-ны Наркомат мяс-ной и мо-лоч-ной промышленности и Наркомат рыб-ной промышленности, а из Наркомата лёг-кой промышленности - Наркомат тек-стиль-ной промышленности. На ба-зе Наркомата ма-ши-но-строе-ния об-ра-зо-ва-ны Наркомат тя-жё-ло-го ма-ши-но-строе-ния (в ию-не 1941 года из не-го вы-де-лен Наркомат стан-ко-строе-ния), среднего ма-ши-но-строе-ния (в 1946 году пре-об-ра-зо-ван в Наркомат ав-то-мо-биль-ной промышленности), об-ще-го ма-ши-но-строе-ния (в но-ябре 1941 года пре-об-ра-зо-ван в Наркомат ми-но-мёт-но-го воо-ру-же-ния). Так-же в 1939 году об-ра-зо-ван Наркомат по строи-тель-ст-ву (в 1946 году раз-де-лён на Наркомат по строи-тель-ст-ву пред-при-ятий тя-жё-лой ин-ду-ст-рии, Наркомат по строи-тель-ст-ву пред-при-ятий то-п-лив-ной промышленности, Наркомат по строи-тель-ст-ву во-енных и во-енно-морских пред-при-ятий). В 1940 году из Наркомата лес-ной промышленности вы-де-лен Наркомат цел-лю-лоз-ной и бу-маж-ной промышленности. С на-ча-лом Великой Отечественной вой-ны об-ра-зо-ва-ны Наркомат тан-ко-вой промышленности (1941; в 1945 году пре-об-ра-зо-ван в Наркомат транс-порт-но-го ма-ши-но-строе-ния), Наркомат государственной безо-пас-но-сти (1941; вы-де-лен из Наркомата внутренних дел). По-сле окон-ча-ния вой-ны уп-разд-не-ны не-ко-то-рые Наркоматы обо-рон-но-го ком-плек-са, ряд Наркоматов под-верг-лись ре-ор-га-ни-за-ции.

В мар-те 1946 года в СССР на-счи-ты-ва-лось 29 об-ще-со-юз-ных и 19 со-юз-но-рес-пуб-ли-кан-ских Наркоматов. С при-ня-ти-ем за-ко-на «О пре-об-ра-зо-ва-нии Со-ве-та На-род-ных Ко-мис-са-ров СССР в Со-вет Ми-ни-ст-ров СССР и Со-ве-тов На-род-ных Ко-мис-са-ров со-юз-ных и ав-то-ном-ных рес-пуб-лик в Со-ве-ты Ми-ни-ст-ров со-юз-ных и ав-то-ном-ных рес-пуб-лик» от 15.3.1946 года все Наркоматы пре-об-ра-зо-ва-ны в од-но-именные ми-ни-стер-ст-ва. Кро-ме нар-ко-ма-тов до середины 1940-х годов су-ще-ст-во-ва-ли другие ор-га-ны центрального государственного управ-ле-ния (Все-со-юз-ный комитет по де-лам выс-шей шко-лы, Все-со-юз-ный комите по де-лам ис-кусств, Главное управ-ле-ние тру-до-вых ре-зер-вов и др.), позд-нее так-же пре-об-ра-зо-ван-ные в ми-ни-стер-ст-ва.

Пе-ре-чень нар-ко-ма-тов РСФСР и СССР смотри в при-ло-же-нии «Го-су-дар-ст-вен-ные уч-ре-ж-де-ния Рос-сии, СССР и РФ» в то-ме «Рос-сия».

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В 30-50-х годах XX века в Советском Союзе были разработаны интереснейшие архитектурные проекты, которым так и не суждено было сбыться.

Архитектурные проекты Москвы 30-50-х годов являются одними из самых амбициозных в мировой истории. Огромные здания, дворцы и арки должны были воплотить в себе всю мощь первого в мире социалистического государства. Самые талантливые архитекторы из самых разных творческих школ боролись за право реализации своих проектов.

Среди всех проектов выделялся «Генеральный план реконструкции Москвы», принятый в 1935 году. Согласно этому плану в кратчайшие сроки Москва должна была превратиться в образцовую и показательную мировую столицу. Целая система магистралей, площадей и набережных с уникальными зданиями осуществили бы самые прекрасные мечты о светлом будущем.

А. Веснин, В. Веснин, С. Лященко. 1934

В 1934 году был объявлен конкурс на здание Народного Комиссариата тяжелой промышленности (Наркомтяжпром) на Красной площади. Сооружение этого грандиозного комплекса в 110 тысыч кубических метров на площади в 4 гектара привело бы к радикальной реконструкции Красной площади, прилегающих улиц и площадей Китай-города. Впечатляющие проекты братьев Весниных - лидеров движения конструктивизма, так и не были отмечены жюри.

Б. Иофан, О. Гельфрейх, О. Щуко. Скульптор С. Меркулов. Один из вариантов утвержденного проекта. 1934

Конкурс на проект Дворца Советов в Москве - один из самых масштабных и представительных архитектурных конкурсов двадцатого столетия. На конкурс было представлено 160 проектов. 24 предложения поступили от иностранных участников, среди которых были всемирно известные архитекторы: Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Эрих Мендельсон.

Л. Савельев, О. Cтапран. 1931

В 1931 году Моссовет провел закрытый конкурс на проект огромной гостиницы на 1000 номеров, самой благоустроенной по меркам тех лет. В конкурсе участвовало шесть проектов, лучшим был признан проект молодых архитекторов Савельева и Стапрана. В проект гостиницы, его фасад, были внесены изменения в духе новой монументальности и ориентации на классическое наследие. Согласно легенде, Сталин подписал сразу оба варианта решения фасада здания, поданные ему на одном листе, в результате чего фасад выстроенной гостиницы оказался несимметричным.

Дворец техники

А. Самойлов, Б. Ефимович. 1933

Конкурс на проект Дворца техники был объявлен в 1933 году. Сам объект проектирования представлял собой комплекс научных и технических учреждений. Он должен был «вооружать массы достижениями советской техники в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи». Местом строительства Дворца был выбран участок на берегу Москвы-реки, однако сам дворец так и не был сооружен.

Здание военного наркомата

Л. Руднев. 1933

Сооружения архитектора Л. Руднева принадлежат к числу наиболее заметных в Москве. В 30-е годы по его проектам был выстроен ряд зданий Наркомата обороны. Для зданий этого ведомства архитектор выработал особый стиль с мотивами грозной неприступности и подавляющей мощи.

Здание Наркомата тяжелой промышленности

И. Фомин, П. Абросимов, М. Минкус. 1934

Иван Фомин: «Две основные вертикали главного фасада даны для того, чтобы создать щель, через которую хорошо было бы смотреть на мавзолей. По площади Свердлова здание заканчивается прямым торцом корпуса. Здесь избран прием силуэтного решения. Этот торец мы разрываем очень парадной аркой, отвечающей характеру старой архитектуры площади. Здание в плане представляет замкнутое кольцо. Так как композиция является замкнутой, мы не хотели подниматься в целом выше 12–13 этажей и только башни будут достигать высоты 24 этажа».

Здание Наркомата тяжелой промышленности

А. Веснин, В. Веснин, С. Ляценко. Вариант. 1934

Из объяснительной записки к проекту: «На стилобате, отвечающем Кремлевской стене, поставлены четыре башни, доходящие высотою до 160 метров. Ритмическое построение, выражающееся в четырех вертикальных элементах и колоннаде стилобата, создает зрительную протяженность, необходимую для продольного обрамления площади, и отвечает построению Кремлевской стены».

Дом Аэрофлота

Д. Чечулин. 1934

Здание «Аэрофлота», которое планировалось возвести на площади у Белорусского вокзала, было задумано архитектором Дмитрием Чечулиным как монумент героической советской авиации. Отсюда остросилуэтное решение и «аэродинамическая» форма высотного корпуса. Проект в своем первоначальном виде и назначении осуществлен не был. Почти полвека спустя общие идеи проекта были воплощены в комплексе Дома Верховного Совета РСФСР на Краснопресненской набережной (ныне Дом Правительства).

Дом книги

Проект Дома книги - пример характерного для начала 30-х годов решения здания как «архитектурного монумента». Трапециевидный, устремленный ввысь силуэт, упрощенные архитектурные формы и обилие скульптуры на всех частях здания.

«Арка героев». Монумент героическим защитникам Москвы

Л. Павлов. 1942

С октябре 1942 года, в самый разгар Великой Отечественной войны газета «Литература и искусство» сообщала: «Заканчивается конкурс на монументы героям Великой Отечественной войны. От московских скульпторов и архитекторов поступило около 90 работ. Получены сведения о высылке проектов из Ленинграда, Куйбышева, Свердловска, Ташкента и других городов СССР. Ожидается прибытие свыше 140 проектов». Автор «Арки героев» архитектор Леонид Павлов предложил разместить свой памятник на Красной площади. Монумент сооружен не был.

Жилой дом на площади Восстания

В. Олтаржевский, И. Кузнецов. 1947

Вячеслав Олтаржевский много занимался архитектурной теорией и методами возведения высотных зданий. В 1953 году вышла его книга «Строительство высотных зданий в Москве», в которой он пытался найти связь этой архитектуры с традициями русского зодчества. Особое внимание Олтаржевский уделял конструкциям и многообразным видам инженерно-технического оснащения «высоток».

Высотное здание в Зарядье

Перспектива со стороны Красной площади. Д. Чечулин. 1948

В 1947 году Советское правительство приняло постановление о строительстве в Москве высотных зданий. Однако строительство 32-х этажного административного здания в Зарядье, которое должно было стать одной из главных доминант в силуэте центра столицы, не было завершено. Уже возведенные конструкции были разобраны, а на фундаментах высотного здания по проекту того же Дмитрия Чечулина в 1967 году построена гостиница «Россия».

Дворец Cоветов

Б. Иофан, В. Гельфрейх, Я. Белопольский, В. Пелевин. Скульптор С. Меркулов.
Один из вариантов утвержденного проекта. 1946

Дворец Советов задумывался как самое большое здание на земле. Его высота должна была достигать 415 метров - выше самых высоких сооружений своего времени: Эйфелевой башни и небоскреба Эмпайр стейт билдинг. Здание-постамент должна была увенчивать скульптура Ленина высотой 100 метров. В этой системе функционировали специальные лаборатории по оптике и акустике, действовали механический и керамзитобетонный заводы, к строительной площадке была подведена отдельная железнодорожная ветка. В 1941 году в связи с войной строительство было приостановлено и уже не возобновлялось.

Сегодня очевидно, что лучшие образцы этой архитектуры, в значительной части так и оставшейся в проектах, глубже и содержательнее идеологических догм, в рамках которых они осуществлялись. Пусть неосуществленные проекты этих зданий-монументов напоминают о том, что можно и должно строить новое, не разрушая исторических ценностей прошлого. То, что дала нам история, будь то добрым или злым, - это наша история, и мы обязаны принимать ее такой, какая она есть.