Методика ткаченко наталья александровна звуки и символы. Автоматизация звуков по методике М.Ф.Фомичёвой. Жестовые символы согласных звуков

Дефектология №6 за 1985 г. стр. 68 - 70

Как известно, при обучении детей с общим недоразвитием речи важное место отводится работе по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа, что положительно сказывается на становлении всех компонентов языковой системы.

В своей многолетней практической деятельности неоднократно убеждалась в том, что у детей 4-5 летнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи, овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сопряжено с целым рядом трудностей. Можно полагать, что эти затруднения усугубляются недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями переноса и обобщения, повышенной утомляемостью, которые в той или иной степени отмечаются у детей с общим недоразвитием речи.

Указанные особенности приводят к тому, что дети с данной речевой патологией с трудом овладевают следующими навыками:

  1. Анализом и синтезом сочетаний из трёх гласных звуков.
  2. Выделением гласного из начала слова (особенно в безударной позиции).
  3. Выделением гласного звука в середине односложных слов типа сок, мак
  4. Выделением в слове одновременно двух гласных звуков.
  5. Определением последнего гласного звука в словах типа сижу, окно, сова.

Причем, последние три навыка, если упражнения проходят с опорой только на слуховое восприятие, вообще не усваиваются детьми данного возраста.

В связи с отмеченными трудностями, я искала пути, позволяющие максимально облегчить детям, страдающим ОНР, понимание и усвоение учебного материала по формированию навыков звукового анализа.

Наш обучающий эксперимент проходил на базе детского сада №1853 для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 1977 года по настоящее время и состоял в следующем: мы предлагали детям 5-ти летнего возраста дополнительную к слуховой зрительную опору при восприятии изучаемых звуков.

Подобной опорой являются зрительные символы – геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Например, звук «у» - обозначается маленьким кружочком, звук «а» - большим кругом, «о» - овалом, вытянутым по вертикали, звук «и» - прямоугольником, расположенным горизонтально, звук «ы» - нижней половинкой круга. Звук «э» не включён в программу первого года обучения, так как слов с этим звуком в русском языке не более 10-ти, а это недостаточно для формирования звукового обобщения.

Все зрительные символы делаются из плотного картона одного цвета, чтобы внимание детей было направлено только на их форму.

Необходимо отметить, что указанные заменители предлагаются детям последовательно, в общепринятом порядке (У, А, И, О), по мере прохождения соответствующего гласного звука на занятиях и только после твёрдого усвоения его артикуляции.

Таким образом, при знакомстве с каждым гласным звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличии от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом.

После прохождения на занятиях звуков У,А,И и усвоения зрительных образов соответствующих символов можно проводить игры на анализ сочетаний из двух и трёх указанных звуков.

Игра «Прочитай, не ошибись»
Цель: научить анализировать сочетания из двух и трёх гласных звуков. Перед детьми на наборном полотне выкладывается по два, а затем по три символа в ряд. Дети произносят (хором и по одному) сочетания звуков с опорой на их заменители: уи, ау, ауо, оуи и т.д.
Детей спрашивают: Сколько звуков ты сказал? Какой первый звук? Второй? Третий?

Игра «Сосчитай и отложи»
Цель: научить анализировать и воспроизводить в заданном порядке звукосочетания (т. е. синтезировать задаваемые звуки)
У каждого ребёнка на столе по 4 символа. Эти изображения звуков а, у, и, о .
Воспитатель произносит сочетания из двух, трёх, затем четырёх указанных звуков. Например, ао, аоу, ауои и т.д. Дети должны на слух определить количество и последовательность произнесённых звуков и выложить на столах в ряд соответствующие символы.
Затем логопед спрашивает детей:
- Сколько звуков я сказала? Повтори их.
- Какой 1-й звук? 2-й? 3-й?
-Какой последний звук?
-Что получится, если соединить звуки «а» и «у»? «О» и «а»? (дети, глядя на символы произносят сочетания).

Игра «Подними фигурку»
Цель: упражнять детей в выделении трёх гласных звуков из потока гласных и согласных звуков; развивать внимание и память.
У детей на столах заменители звуков а,у,и . Воспитатель медленно произносит гласные и согласные звуки: и-о-а-к-п-и-о-р-у-и-о-м-и и т.д. Дети поднимают соответствующие фигуры, услышав какой-либо из трёх, представленных заменителями звуков. Следует отметить, что без опоры на символы дети в этих условиях не могут выделять даже два звука.

Игра «Разложи картинки»
Цель: научить детей дифференцировать звуки «а» и «у» в начале слова.
На столе картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звуков «а», «у» (аист, утка, утюг и т.д.) Звуки в словах стоят в ударной и безударной позиции. На наборном полотне выставляются слева заменитель звука «а», справа – звука «у» (большой и маленький кружки).
Дети берут картинку, произносят соответствующее слово и ставят картинку на полотно справа или слева, в зависимости от начального звука в слове.
Подобным образом происходит обучение дифференциации звуков «а-и», «и-у», «у-о», находящихся в начале слов.
Впоследствии можно упражнять в различении трёх звуков, например «а-у-и», что без зрительных символов даётся детям с большим трудом.

Игра «Выбери картинки»
Цель: развивать память и внимание, научить выделять гласный звук из начала слов.
На наборном полотне выставляются картинки (10-15 штук) с изображением предметов, в названии которых начальные звуки «а, у, и, о».
Даётся задание: выбрать с полотна картинки, названия которых начинаются на звуки «а» и «у».
Затем вызываются двое детей и им даются в руки зрительные символы названных звуков: одному большой круг, другому маленький. Дети, постоянно контролируя своё слуховое восприятие с помощью зрительной опоры, выполняют задание.
После того, как картинки отобраны каждый из отвечающих ставит на полотно свой звуковой символ и называет свои картинки, выделяя голосом первый звук в словах. Остальные дети контролируют правильность ответов. Отметим, что подобное задание без заменителей звуков дети выполнить не в состоянии, так как быстро забывают, какой звук они должны искать в начале слова.

Игра «Повтори за мной»
Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, упражнять в воспроизведении слоговых рядов, состоящих из трёх и четырёх слогов.
Произносится слоговой ряд с легко произносимыми согласными звуками, например: то-ту-та. Одновременно выставляются на полотне в ряд символы произнесённых слогообразующих гласных «о-у-а». Затем логопед просит детей повторить слоговой ряд.
Воспроизведение слоговых рядов при помощи заменителей позволяет детям удерживать в памяти и воспроизводить до 4-5 слогов. Причём, у детей это не вызывает трудностей, а занятия проходят живо, интересно и дают большой обучающий эффект.
После произнесения слоговых рядов со зрительной опорой дети гораздо легче повторяют те же слоговые сочетания на слух.

Игра «Что я пропустила?»
Цель: упражнять в анализе звукового состава слова.
У детей на столах заменители звуков «у,и,а,о».
Логопед обращается к детям: «Ребята, послушайте, как говорит Незнайка. Он пропускает первый звук в своих словах. Давайте перехитрим его и отгадаем этот звук».
Четко, сохраняя ударение, произносятся примерно такие сочетания звуков:
-тка, -голка, -слик, -грушки и т.д. Дети поднимают соответствующие символы и произносят каждое слово целиком, называя первый звук.
После того, как дети овладели умением выделять первый и последний звук в словах, научились анализировать обратный слог типа ак, ут, можно переходить к выделению гласного звука из положения после согласного в односложных словах типа мак, сок.
Вот вариант одной из игр на эту тему.

Игра «Что в середине слова?»
Цель: учить детей выделять гласный звук в середине односложных слов.
На наборном полотне выставляются картинки, на которых изображены сыр, мак, кот, кит и т.д. Здесь же на нижней полоске наборного полотна выставляются символы звуков «а, у, и, о,» (по три штуки на каждый звук). Вызванный ребёнок громко и чётко произносит каждое слово, затем находит нужный символ и ставит его под картинкой. Далее картинки меняются, и работа продолжается до тех пор, пока самые «слабые» дети не научатся справляться с заданием.

Игра «Какой звук спрятался в слове?»
Цель: учить детей находить гласный звук в середине односложных слов.
У детей на столах символы звуков «а, у, и, о». Даётся задание: внимательно слушать слова и искать, какой звук «спрятался» в середине слова. Затем медленно, выделяя голосом гласный звук, логопед произносит слова: сок, мир, кот и т.д. Дети поднимают соответствующий символ после каждого слова.

Опыт позволяет утверждать, что данные приёмы при обучении звуковому анализу детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи дают возможность добиться прочного усвоения полученных знаний, без которых не возможно обучение грамоте.

(по МФА)

Таблица 3

З
вуковая карта, отражающая нарушения произношения гласных в русском языке

Таблица 4

Звуковая карта, отражающая нарушения

п
роизношения согласных в русском языке

О
кончание табл. 4

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов и понятий, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако не стоит идеализировать способности малыша. Его артикуляционные возможности еще несовершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому нормированное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку. Как правило, даже на первой стадии нормального развития детской речи она хорошо понятна только близким родственникам ребенка. Общение же с чужими людьми часто вызывает у него серьезные трудности.

Еще более затруднено общение посторонних с детьми, имеющими даже незначительные проблемы в развитии экспрессивной стороны речи. В этом случае создается определенный дисбаланс между познавательным и речевым развитием ребенка: стремясь сообщить взрослым какую-то информацию, он может так исказить произношение ряда слов, что общий смысл его сообщения станет доступен только при анализе самой ситуации общения. При этом малыш чутко реагирует на любые замечания в свой адрес, обижается и капризничает, когда его не понимают.

Ребенок в раннем возрасте еще не способен подчиняться директивным указаниям взрослого типа «Произнеси звук», «Назови картинку», «Расскажи стишок», да и не стоит стремиться к такому «общению» с ним. Специалистам хорошо известно, что даже при проверке произношения у ребенка среднего и старшего дошкольного возраста не следует ограничиваться только проверкой звукопроизношения в заданиях, ориентированных на повторение на слух ряда слов по образцу взрослого или рассказывание хорошо знакомого стихотворения. Тем более это не стоит делать при первом знакомстве с малышом преддошкольного и младшего дошкольного возраста!

Логопедическое обследование ребенка любого возраста должно проводиться только с использованием специального дидактического материала, разработанного с учетом возрастных особенностей развития высших психических функций, в том числе и речи.

При обследовании речи ребенка ему надо предлагать такие задания, которые помогут собрать необходимую информацию не только о развитии произносительной стороны его речи, но и составить адекватное представление о сформированности его словаря, стадии развития фразовой речи, особенностях усвоениях основных ее частей и специфике использования некоторых грамматических форм.

Обязательно надо учитывать влияние на развитие детской речи инпута (обращенной к ребенку речи близкого взрослого), который сначала играет ведущую роль в формировании начального детского лексикона, а затем оказывает существенное влияние на последующее усвоение нормированного произношения, основных лексических закономерностей и грамматических правил родного языка. Необходимо выявлять и случаи раннего билингвизма, особенно - при обследовании ребенка, воспитывающегося в условиях межнационального брака или проживания мононациональной семьи в другой стране или национальной автономии.

Добро пожаловать!
Логопедический сайт «Болтунишка» -
сайт для логопедов и заботливых родителей!



ЗВУКОВЫЕ СИМВОЛЫ

Всем известно, что обучение дошкольников должно происходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Помочь ребенку освоить такой сложный материал, как звуки и буквы, могут игры со звуковыми символами.

Звуковой символ - это графическое изображение звука, отображающее особенности его артикуляции. Звуковые символы изображаются на карточках из картона примерно 10 х 10 см.




Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: «а» , «у» , «о» , «и» , «э» , «ы» . Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.


Ход занятия :

  • покажите ребенку звуковой символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;
  • соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а» , паровоз гудит «у-у-у» , девочка охает «о-о-о» , лошадка кричит «и-и-и» )
  • произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку...)

После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям:

  • поймай звук
    Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
  • внимательный малыш
    Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.
  • хорист
    Пропеваем заданный звук с разными интонациями.
  • сломанный телевизор
    Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.
  • звуковые песенки
    Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.
  • кто первый
    Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а» , «у» , «о» или «и» . Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка» ). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.
  • эхо
    Цель игры - закрепить четкое произношение гласных звуков. Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети (эхо) - повторяют то, что услышали, например: [а][у], [и][о], [и]о][э], [у][а][ы], [у][а], [ы][й], [э][й], [а][о].

Как уже говорилось выше, обучение дошкольника чтению должно происходить в игре. Фонематические сказки являются продолжением игр со звуковыми символами. Фонематические сказки помогают закрепить знания ребенка о звуках, а также познакомить его с буквами. Фонематические сказки помогают ребенку научиться разделять понятия «звук» и «буква».